Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Автор: Полукарова Наталья Ивановна
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.
В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.
К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.
Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше — меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

Статья Палочки Кюзинера.doc

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем возрасте

Автор: Багаевская Елена Анатольевна
Что такое «моторное развитие»- совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.
Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем возрасте практикум.docx

«Экперементирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Автор: Шишанова Ирина Владимировна
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества начинают проявляться у детей в возрасте 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий. С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx

Картотека экспериментов и опытов в подготовительной группе

Автор: Полукарова Наталья Ивановна
ОПЫТ № 1
«Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

ОПЫТ № 2
«Воздух в стакане»
Цель. Установить свойства
Материалы: Стакан, вода
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Картотека эксперементов и опытов в подготовительной группе.docx

воспитатель

Автор: Мельник Ирина Юрьевна
Ход НОД:
Воспитатель: Подайте друг другу руки и поздоровайтесь:

Здравствуй, Солнце,

Здравствуй, Земля,

Здравствуйте все мои друзья!

Сегодня я приглашаю вас отправиться путешествовать в Страну Безопасности. А что такое безопасность? (ответы детей).

Воспитатель. А отправимся мы с вами на поезде. Руки в локтях согните, и поехали. Чух, чух, чух (дыхательная гимнастика). Вот как быстро вращаются колеса. Чух, чух,чух.

Воспитатель. Ну, вот и приехали в Страну Безопасности.

Первая остановка «Мишкин лес». Выйдем и посмотрим, что же там? Здесь, видимо, живет Мишка со своей семьей. Что-то никого не видно. А где же Мишка? Мишка, ау… Дети, давайте все вместе позовем его. Дети зовут. (дыхательная гимнастика). Но никто не отзывается.

Воспитатель: Он, наверное, он дома. Пойдемте к нему домой. Подходим к домику, стучимся в дверь, а она открыта, заходим. (На стульчике сидит Мишка).

— Мишка, здравствуй!

Мишка здоровается с детьми.

-У тебя почему-то открыта дверь? А почему ты такой маленький и один дома?

Мишка: А мама ушла в магазин, вот я один и остался.

— А ты не боишься находиться дома один? И с открытой дверью?

Мишка: Нет.

Воспитатель: Но это же очень опасно. Дверь нужно обязательно закрывать. Если вдруг позвонят в дверь незнакомые люди, ты что будешь делать?

Мишка: Наверное, открою дверь.

Воспитатель: Ребята, а вы как бы поступили в этом случае?

(Дети вспоминают правила безопасности).

Воспитатель: Если в дверь звонит милиционер, врач, слесарь, почтальон, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут назваться кем угодно, и переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

Он покажет вам пакет

(А под мышкой – пистолет).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Воспитатель: Ну что, Мишка, ты запомнил правила, которые нужно соблюдать, если ты остался один дома? Доверять нужно только знакомым людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить вред, например, разлучить вас с близкими людьми, испугать или просто украсть. В таких случаях нужно звонить по телефону: 01, 02, 03, а если это сотовый телефон, то набирай: 112.

А если надо перейти дорогу, какие существуют правила? Правильно, дорогу переходят по сигналу светофора.

Воспитатель: Вы все знаете, что у светофора есть три сигнала — три цвета. Какого цвета сигналы у светофора?

Дети: Красный, жёлтый, зелёный.

Воспитатель: Ребята, вот загорелся красный сигнал у светофора. О чём он говорит?

Дети: Движение пешеходов запрещено.

Воспитатель: Правильно, а о чём говорит жёлтый сигнал светофора?

Дети: Движение запрещено.

Воспитатель: Молодцы, а что нам говорит зелёный сигнал светофора?

Дети: Движение разрешено.

«Светофор»

Три глаза — три приказа!

Зажигаются огоньки по очереди.

Если свет зажёгся красный —

Значит, двигаться опасно.

Жёлтый свет — предупреждение:

«Жди сигнала для движения»,

Свет зелё ный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Воспитатель: Ребята, вы на все вопросы ответили, а теперь пришла пора поиграть, давайте поиграем в игру, она называется «Светофор». Послушайте правило игры: если я подниму красный флажок — вы должны стоять, если жёлтый флажок подниму — то вы должны хлопать в ладоши, а зелёный флажок подниму — топать ногами. Молодцы, ребята, все объяснили Мишке.

Мишка благодарит ребят.

Игра «Чужой — свой» (с мячом)

Свой: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, тетя, дядя, родственники.

Чужой: прохожий, незнакомец, продавец, почтальон, слесарь.

А бывают еще просто знакомые люди.

Знакомый: соседи, воспитатели, друзья, подруги мамы, друзья папы, подруга бабушки и т. д.

А мы отправляемся дальше по нашей Стране Безопасности.

2 остановка. «Цветочная поляна» (безопасность на улице)

Стоит мальчик и «плачет».

Воспитатель: Мальчик, что случилось? Почему ты плачешь?

Мальчик: Я потерялся. И не знаю где моя мама.

-Как же нам помочь мальчику?

(Ответы детей).

— Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет, обратись за помощью: на улице – к милиционеру, в магазине – к продавцу или какой-то пожилой женщине, женщине с ребенком.

Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.

Воспитатель: Мальчик, а какой у тебя адрес? Мальчик говорит свой адрес.

Но здесь появляется мама. И говорит нам за все спасибо.

— А я вам предлагаю поиграть в игру «Назови домашний адрес». Гена будет милиционером, он спросит ваш адрес, а вы должны ему его сказать.

Дети поочередно говорят свой домашний адрес.

— Молодцы, теперь вас будет легко доставить домой, если вы даже потеряетесь.

Воспитатель: А мы отправляемся дальше. «Чух, чух, чух». Приехали.

Выполняется зрительная гимнастика «Глазки».

Смотрят глазки вправо-влево,

Смотрят глазки вверх и вниз.

Что увидели наши зоркие глаза?

Куда же мы приехали?

Остановка «Дом культуры «Луч». (Стоит Лисенок — ребенок из старшей группы).

Воспитатель: Здравствуй, Лисенок, что ты делаешь на нашей улице, да один? Тебя могут украсть, увезти на машине. Послушай об этом наших ребят.

Ребенок: Гуляешь один? Будь осторожен!

Не говори с незнакомым прохожим:

Злой человек может обидеть!

Заманит к себе — никто не увидит!

Ребенок: Пообещает тебе он конфету

Или еще что – конечно, не верь ты!

«Папа идет!» — громко кричи

И от злодея, как ветер, умчись!

Воспитатель: Запомнил? Мы с ребятами путешествуем по стране Безопасности и вспоминаем правила безопасности на улице и дома.

Лисенок: (Лисенок крутится, останавливает взгляд на красивом пакете и игрушке). Ой, я пойду, возьму вон ту красивую игрушку и пакет — в нем, наверное, сладости есть.

Воспитатель: Лисенок, что ты! Этого делать ни в коем случае нельзя.

Лисенок: А почему?

Воспитатель: Это могут быть очень опасные предметы, которые могут взорваться. Тебе наверняка часто приходилось слышать о том, что в случае обнаружения подозрительных предметов и игрушек нужно сразу же сообщить взрослым людям (родителям, воспитателям, милиционеру и т. д.) Взрывоопасными предметами в этом случае называют устройства, которые могут взорваться, а также различные пакеты, коробки, свертки, и даже конфетки, оставленные без присмотра.

Взрывоопасные предметы часто находят в земле, на лавочках, в подъездах. Если ты случайно нашел что-нибудь подобное, ни в коем случае не дотрагивайся до этого, не бросай найденное в воду, не разбирай.

Воспитатель: Лисенок, пойдем лучше с нами. (Лисенок соглашается). Дети парами «идут в детский сад». Вспоминают, почему дети по улице ходят парами.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в родной детский сад.

Рефлексия:

— Что вы запомнили от нашего «Путешествия в Страну Безопасности»?

— Что вам понравилось?

Давайте послушаем наших ребят, а вы хорошо запомните, в каких ситуациях надо твердо говорить «НЕТ!»

1-ый ребенок: «Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок.

«Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет

Говорите твердо: «НЕТ!»

2-ий ребенок: Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку

Или даже в цирк билет,

Говорите твердо: «НЕТ!»

3-ый ребенок: Просят дверь вас отворить,

Чаю крепкого налить.

Есть на все простой ответ

Говорите твердо: «НЕТ!»

Воспитатель: Теперь я твердо знаю, что с вами ничего плохого не случиться. Обязательно поделитесь своими знаниями с друзьями и родителями
хата.jpg