Распространение опыта «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольника»

Автор: Нюргуяна Федотовна Саввинова
«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?
Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).
В период с 3 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Доказано, что в этом возрасте мозг детей наиболее пластичен, поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период.
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое за логику.
Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой – левое. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.
Главными задачами ментальной арифметики являются:
— концентрация внимания
— развитие фотографической памяти
— развитие творческого мышления, логики, воображения
Ментальная арифметика охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.
Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «крабики», «пространственное рисование». Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей.
В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.
Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления и логики.
В своей практике я использую различные упражнения:
Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)

Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный ,черный», «Покажи и назови правильно»)
Тематическое годовое  планирование
с использованием  ментальной арифметики в образовательной деятельности.
Тема
1-2  Знакомство с ментальной арифметикой
3-4 Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»
5-6 Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.
7-8 Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.
9-10 Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.
11-12 Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9
13-14 Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах от 1 до 10.
15-16 Набор чисел от 1 до 10
17-18 Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 1 до 10
19-22 Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 1 до 10
23-24 Набор двузначных чисел от 1 до 10 на абакусе
25-28 Простое сложение. Примеры на простое сложение
29-32 Простое вычитание. Примеры простое вычитание
23-35 Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах от 1 до 10
36 Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание.
Постановка проблемы.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения  на развитие мышления, внимания, памяти, логики.
Работа с абакусом.
Работа  с использованием  ментальных карт, схем, интерактивных игр, тренажеров
Расслабление, релаксационные упражнения.
Рефлексия.
Здоровьесберегающие технологии
Для отслеживания результатов  образовательной деятельности  мною была проведена диагностика воспитанников группы на начало работы по выбранной теме и в ходе ее реализации.

Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону.
Для более успешной работы мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики.
Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной для детей.
На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки.
Я уверенна, мы добьемся своих целей!

Распространение опыта Ментальная арифметика СНФ.docx

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Нюргуяна Федотовна Саввинова
Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак«Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое — загадки по экономике, разделенные по областям, второе — вопросы определенной области
экономических знаний, третье — проблемная ситуация.
С каждым ребёнком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Таблица 1.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) — знание ребенком потребностей семьи; — представления о труде родителей; — представления об экономических понятиях; — проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-
деятельностный компонент (экономические умения) — отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; — общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности) — проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; — оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют
представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны
отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать
имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного
пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям
современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий

Мониторинг.docx

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Нюргуяна Федотовна Саввинова
Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое — загадки по экономике, разделенные по областям, второе — вопросы определенной области
экономических знаний, третье — проблемная ситуация.
С каждым ребёнком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) — знание ребенком потребностей семьи; — представления о труде родителей; — представления об экономических понятиях; — проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-
деятельностный компонент (экономические умения) — отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; — общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности) — проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; — оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют
представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны
отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать
имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного
пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям
современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий

Мониторинг.docx

МБОУ Советская СШ Большемурашкинский район Нижегородская область

Автор: Березина Любовь Николаевна
Эссе о моей ученице Вике, которой 12 лет, у неё нет пальчиков на обеих руках, она инвалид с детства. Но это не мешает девочке с удовольствием посещать школьный кружок «Волшебные узелки». Вика так лихо вяжет поделки крючком, что я удивляюсь, как у неё так виртуозно получается. Но это ещё не все достижения Михайловой Виктории: она хорошо учится, поёт и танцует. Участвует в районных, конкурсах по изобразительному искусству, так же старается быть лидером во всём. Вика – скромный и ответственный человек, с ней приятно общаться и можно с лёгкостью доверить любое задание. Она хороший друг и советчик, замечательная одноклассница, к которой можно обратиться за помощью в любой момент. Вот такая, хорошая девочка Вика, в посёлке Советский живёт!
ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ.docx

Интеграция воспитательного компонента в образовательную деятельность профессиональной образовательной организации

Автор: Ларисова Ирина Анатольевна
Воспитание интегрируется в образовательный процесс посредством активизации участников образовательных отношений и межведомственного взаимодействия при реализации планов учебной, внеучебной деятельности на основе системного подхода к гражданско-патриотическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию студентов. Это способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов.
Статья_Ларисова И.А..docx

преподаватель

Автор: Малышева Ольга Владимировна
В статье рекомендованы способы работы над пьесой кантиленного характера, обращается внимание на важные моменты, которые нужно при этом учитывать.
Работа над кантиленой.docx

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста на тему: «Купание куклы» в рамках тематической недели: «Водичка, водичка умой моё личико…»

Автор: Демкина Елена Николаевна
Материал направлен на формирование следующих умений у детей раннего возраста: расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина) и на игрушке, обозначающей человека; обучение названиям предметов, действий, знакомству с предметами личной гигиены, формированию активного словаря.
занятие Демкина.docx

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Боткова Ирина Михайловна
Материал содержит опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей достопримечательностей и традиций родного города, знакомство с культурой и людьми прославившими город.
Проект Боткова.pdf