МКОУ Спицынская СОШ п. Ленинская Искра

Автор: Криницына Галина Анатольевна
Российская школа переживает сегодня большие преобразования. С 2011 года мои ученики стали учиться по новым стандартам, в основе которых лежит формирование УУД.
Приоритетной целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс учения и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом его успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе
К работе в новых условиях мы, конечно же, готовились:
• прошли разные курсы, на базе нашей школы работала не один год инновационная площадка под руководством В.П.Лариной «Управление проектной, исследовательской деятельностью школьников».
• Реализация новых требований невозможна без обновления учебно-материальной базы) В каждом классе начальной школы теперь имеются компьютеры и интерактивные доски.
• Через областные конкурсы наша школа получила кабинеты начальных классов. В них входят наглядные пособия по различным темам окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения.
• В распоряжении начальных классов имеется передвижной компьютерный класс с помощью которого идёт формирование ИКТ-компетентности учащихся.

И вот позади несколько лет практической деятельности. Думается, что всё становится на свои места. Теперь можно сказать, что работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно! Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Я стараюсь так организовать урок, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно применяли их в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, без технологии системно-деятельностного подхода в обучении.
Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится его познавательная деятельность, активная и как можно более самостоятельная
Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию системно-деятельностного метода в практическом преподавании( на слайде)
Рассмотрим формирование УУД на примере фрагмента урока русского языка по теме «Дательный падеж». Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации.
В процессе рассуждения определяем тему урока. Ставим задачи. На данном этапе хорошим помощником является справочник «Моя шкатулка» (авторы О.Н Бершанская и Г.Д. Дегтярова) т.к. дети начальных классов испытывают затруднения при целеполагании. Тематический словарь помогает правильно сформулировать цели урока.
«Узнать..Понять…Изучить….Охарактеризовать…Учиться…Повторить…
Оценить»
Цели поставлены и я предлагаю план урока, организую самостоятельный поиск учащимися информации о дательном падеже. Дети в процессе выполнения упражнения сами находят предлоги, с которыми употребляется дательный падеж.
— Подошёл (к кому?) к коню, ехал (по чему?) по дороге.
Повторяем вопросы Д.п. Полученные сведения заносим в опорную таблицу, которая представляет собой продукт проектной деятельности, рассчитанной на несколько уроков.
Выполняем упражнения по применению полученных знаний на практике. Дети включаются в активное обсуждение проблемного вопроса. «Как понять, что существительное стоит в Д.п?»
Обсуждая в диалоге этот вопрос, дети сами решают проблему, делают вывод. Составляем опорную схему (С.20) Я только немного направляю их. После обсуждения проговариваем алгоритм распознавания дательного падежа.
Затем идет парная и групповая работа по диагностике планируемых результатов. Два обучающихся выполняют игровое задание на моноблоке: «Распредели словосочетания на 2 группы: существительные в родительном падеже и существительные в дательном падеже » (самопроверка), а с классом работаем на интерактивной доске по определению изученных падежей. Компьютер помогает определить правильность выполнения заданий. Подводим итог урока по заданной в начале урока таблице. Что мы знаем о Д.п.?
На этапе усвоения нового материала особое внимание уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей.
Поэтому предлагаю учебные задания на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что в классе каждый ученик выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.
По итогам года 64% обучающихся моего класса получили итоговые оценки «4» и «5»
Формированию навыков самостоятельной работы способствуют современные педагогические технологии и приемы.
Например «Кластер» Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Работа со схемами, знаками предусмотрена в учебнике .
Она развивает монологическую речь детей.
Моим воспитанникам нравится прием создания синквейнов (пер. с фр. стихотворение из пяти строк , без рифмы). Это быстрый инструмент для рефлексии, обобщения понятий.
Работу в парах и группах я считаю также эффективным средством формирования УУД. Важно научить ребенка выслушивать мнение других, высказывать своё, делать выводы. Считаю наиболее продуктивной работу детей в парах, не сильно отличающиеся по уровню подготовки (высокий — средний, средний — низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.
Учу ребят вести диалог в группе и с учителем. Начинать свой ответ со слов « Я думаю…», «Я считаю», «По моему мнению…», «Я бы хотел дополнить..», «Мы решили…»Учимся задавать вопросы друг другу по определённой теме.
На уроке я задаю им вопросы, требующие критического мышления: «А кто иначе думает? Как бы вы поступили в этой ситуации?».
Использую анализирующее коллективное наблюдение. Предлагаю двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель отбирает более интересные реплики и развивает их.
Технология проектов позволяет организовать подлинно творческую, самостоятельную исследовательскую деятельность на уроке. Например, «В словари за частями речи» , «Пишем письмо» При работе над проектами на уроке и во внеурочное время я также использую индивидуальную, парную и групповую работу.
Без использования ИКТ-технологий сегодня уже трудно представить урок. Их использование происходит на различных этапах занятий
Продуктивным считаю работу с материалами на дисках. Например: показ написания буквы в движении на таком большом экране впечатляет. А учебные мультики на уроках грамоты!
Оживляют процесс обучения игровые задания на компьютере. Детям нравится учиться играя. Не случайно, увидев эти задания–игры, один из родителей восклицал: « Эх, я бы сейчас поучился!».
Передвижной компьютерный класс позволил вести метапредметный курс «Мышкин дом», на котором дети осваивают работу на компьютере.
Большое внимание в настоящее время уделяется формированию навыков оценочной деятельности младших школьников: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действий и т.д. Для проверки практической работы на уроках моим ученикам предлагаются различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Для этого на уроках используем КИМы. В печатных тетрадях и в учебниках УМК «Школа России» есть рубрики «Проверь себя» . Диагностику и коррекцию своих знаний дети могут сделать на тренажёрах, в электронном приложении к урокам. Новое пособие «Шнуровка», «Палитра» позволяет выполнить проверку на обратной стороне по линиям. Ребята учатся давать объективную оценку своей работе и работе своих одноклассников.
Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что на уроке им было сделать затруднительно, а в чём они не испытывали трудности и почему, то есть рефлексии. Рефлексия — это разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Обучаю этому умению с первых дней занятий в школе . Например:« Сегодня я узнал… Мне понравилось… Я бы хотел снова услышать… У меня сегодня получилось… Теперь я точно умею… Я бы хотел рассказать другим о… Мне было сложно… Я смог научиться… Мне показалось необычным… Я захотел узнать…» : «Букет», «Светофор», «Цветочная полянка», «Поезд». Синквейн. Падежи. Какой? –Дательный. Что сделать? — дать. Вопросы: кому? Чему?. Предлоги : к. по
Конечно же, от оценочной деятельности учитель не устраняется. Хочу сказать о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки работы детей как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый старательный»,«самый активный», «самый вежливый», « самый внимательный», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует их к активной деятельности.
Таким образом, работая по стандартам я организовывала деятельность детей по выполнению заданий из учебника, а сейчас — по поиску, обработке информации, обобщению способов действий, постановке учебной задачи и т. д. Сейчас дети учатся самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Мои воспитанники умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях. Это позитивный результат моей деятельности в условиях ФГОС.
Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время перемен и новых возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота, ставших традиционными, норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности. Я хочу, чтобы ребенок, которого я учу, смотрел на мир восторженно и светло, чтобы он ощущал радость от каждого мгновения, слушал и слышал, умел сопереживать и ценить истинную красоту и величие окружающего мира, чтобы он готов был объять необъятное. Чтобы он стал Личностью.

Опыт использования современных приемов и технологий организации самостоятельной творческой деятельности как эффективное средство — копия.doc

Внеурочная деятельность как средство формирования творческих способностей младших школьников

Автор: Климович Ирина Анатольевна
Вопросы формирования творческих способностей на протяжении многих столетий привлекали большое внимание ученых и просветителей своего времени. На сегодняшний день воспитание творческой личности представляется одним из основных направлений начального общего образования. Вопрос творческих способностей младших школьников рассматривается на федеральном уровне и исследуется многими учеными. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно– ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
2023_440301_ППИ_ЗФ_Климович_И_А_ВКР.docx

Личный вклад в развитие образования

Автор: Голенкова Маргарита Евгеньевна
Презентация по теме \»Формирование читательской грамотности младших школьников с применением комплекса дополнительных упражненийв период обучения грамоте\»
Личный вклад в развитие образования.pptx

Орнамент избы

Автор: Егер Полина Андреевна
Данный конспкт урока поможет ознакомить учеников с историей и значением орнаментов, характерных для русского народного искусства, развить навыки рисования и творческого самовыражения.
орнамент избы ИЗО.docx

Практика организации профессионального ориентирования обучающихся 1-4 классов во внеурочной деятельности

Автор: Мельникова Александра Викторовна
Данная практика реализует направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
21 век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе.

Практика организации профессионального ориентирования обучающихся 1-4 классов во внеурочной деятельности.docx

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для учащихся 3-4 классов

Автор: Мельникова Александра Викторовна
Программа «Основы компьютерной грамотности» имеет техническую направленность, по уровню усвоения программа общеразвивающая.
Программа способствует техническому, интеллектуальному развитию обучающихся; формирует у них основы компьютерной, информационной грамотности. Обучающиеся приобретут специальные знания и навыки работы на компьютере.

Программа Основы компьютерной грамотности.docx

Конспект урока в полиэтническом классе 2 класс

Автор: Курашева Ольга Владимировна
Конспект урока по теме :\»Обобщение знаний об имени существительном как части речи\» разработан в соответствии с ФГОС НОО. В данной разработке урока представлены различные приёмы и формы работы как с детьми, владеющие русским языком, так и с инофонами (не владеющие русским языком). Данный урок поможет учащимся обобщить и закрепить полученные знания об имени существительном, а учителям построить так свои уроки, где дети — инофоны смогут усвоить учебный материал в полном объёме, развивать мыслительную деятельность, вступать в коммуникацию так же как и дети, говорящие на родном русском языке.
2suschestvitelynoe (1).doc

Конспект фронтального занятия в первом классе

Автор: Сухарева Людмила Николаевна
Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей с согласными звуками В — В\’;
— учить давать сравнительную характеристику этих звуков;
— обогащать словарь.

II. Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематическое восприятие;
-развитие логического мышления;
-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
-развитие моторно-зрительной координации;
— развитие слухового внимания;
-развитие пространственной ориентации.

Логопедическое занятие.docx