Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения

Автор: Ефремова Наталья Викторовна
«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИХ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ».

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.
Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Г.М. Коджаспирова).
Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская)
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.
Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет за основное принять следующее определение:
Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:
1. Концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
2. Содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);
3. Процессуальная часть (то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат).
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1). Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
2). Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

• медико-профuлактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• здоровьесберегающие образовательные технологии;
• технологии валеологического просвещения родителей;
1).Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития детей, закаливания; организация профилактических мероприятий ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды .
2). Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
3). Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе . К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе .
4).Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
5). Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения . Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
6). Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников , обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий .docx

Логопедическая игра

Автор: Рахматуллина Галина Валентиновна Максимова Татьяна Васильевна
Многолетняя практика показала, что процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ имеет сложную и длительную динамику.
Учитывая закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, в целях повышения эффективности коррекционного обучения, в своей работе мы используем различные дидактические игры, изготовленные своими руками.

игра.docx

рабочая программа

Автор: Тимушева Жанна Викторовна
Рабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 присмотра и оздоровления» г. Сыктывкара (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 \»Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 \»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии в Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования», Уставом ДОУ, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 39 присмотра и оздоровления» г. Сыктывкара (далее – ДОУ).
Рабочая программа для детей группы № 3 обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется в соответствии с направлениями развития и образования ребенка, представленными в пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Речевое развитие».
Направленность Рабочей программы: общеразвивающая.
Срок реализации Рабочей программы: 1 учебный год.
Количество учебных недель – 35, количество занятий в неделю — 10, продолжительность занятий не более 20 мин.

Челядьöс дöзьöритан да дзоньвидзалун бурмöдан 39 1.docx 4-5.docx

Применение сберегающих здоровье технологий в детском саду на примере проведения Недели психологии

Автор: Звягинцева Арина Сергеевна
В статье описываются методы и приемы проведения Недели психологии в детском саду. Представлена технология проведения Недели со всеми участниками образовательного процесса.
стажировочная статья 2020.docx

Воспитание у детей патриотизма

Автор: Смирнова Елена Анатольевна Панчекнко Людмила Александровна Худякова Елена Владимировна Кинева Людмила Васильевна
Из опыта работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей группы компенсирующей направленности.
статья.docx

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Емельянова Виктора (расстройства аутистического спектра)

МДОБУ «Ивановская СОШ Оренбургского района»

Автор: Светлана Юрьевна Черемухина
Мною был проведён семинар для педагогов на тему Логико-математические игры в работе с детьми 5-7 лет. в ней говорится о работе с детьми палочками Кюизенера.
Семинар для педагогов Логико-математические игры в работе с детьми 5-7 лет..docx

«Рисование как средство развития познавательной деятельности у детей.»

Автор: Старых Юлия Владимировна
Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, возможности воспитанников в художественной направленности
СТАТЬЯ 5.docx