Учитель начальных классов

Автор: Колесникова Надежда
Опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики и литературного чтения.
Опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников.docx

МБОУ «Гимназия №1»

Автор: Данилова Татьяна Мавлитовна
Данный тестовый материал может быть использован на уроке по проверке, оценке и коррекции знаний. Тестовый материал позволяет: быстро проверить усвоение материала учащимися; объективно оценить результаты работы; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания учащихся.
Проверочная работа по разделу Писатели — детям.docx

Активные методы и формы обучения русскому языку

Автор: Абдульменова Зульфира Закировна
Эта статья – описание приёмов и методов использования игры как способа развития орфографической зоркости и осознания системы понятий на уроках русского языка.
Успешно решать задачи по формированию навыка грамотного письма и развития речи можно, предложив учащимся комплексные задания, учитывающие и сферу общения, и речевую ситуацию. При таком подходе роль ученика не сводится к роли пассивного наблюдателя. Выполнение заданий требует от него умения одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать, постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой. Учащиеся работают в паре или коллективно, выходят к доске, ставят или убирают карточки со словами. Самое главное в данном виде работы – аргументированное объяснение своего действия. Поэтому так важно добиться от учащихся мотивированного, развёрнутого объяснения правильности своего решения.

активные методы.doc

Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

Автор: Черных Елена Кирилловна
Преемственность между детским садом и начальной школой в обучении математике
Преемственность в обучении.docx

Духовно — нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
деятельности

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек.»
Виссарион Белинский

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина.
Проблемы духовно-нравственного воспитания на данный момент относятся к самым острым и актуальным в социальном и педагогическом плане. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [2].
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Духовно-нравственного воспитание базируется на следующих принципах:
• воспитание на традициях
• принцип сотрудничества
• принцип целостности учебно-воспитательного процесса
• системно-организованный подход
• личностно-ориентированный подход
• принцип сохранения исторической памяти
Направления духовно-нравственного воспитания:
• военно-патриотическое
• художественно-эстетическое
• туристско-краеведческое
• спортивно-оздоровительное [1].
Внеурочная деятельность, под которой в рамках реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных о классно-урочных, выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она позволяет расширить кругозор, повысить уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников [3].
Задачи внеурочной деятельности:
• Формировать чувство любви к своей Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
• Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
• Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно — нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения на всех уроках(литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительногоискусства и др.), а также во внеурочной деятельности.
Какова же её роль в организации духовно – нравственного воспитания младших школьников?
Важная роль в выборе направления и форм внеурочной деятельности отводится учителю. Необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения детей, чтобы была возможность развивать его способности в самых разных направлениях. Внеурочная деятельность по разным направлениям духовно-нравственного воспитания может осуществляться как учителем начальных классов, так и учителем-предметником.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется по следующим направлениям:
Военно-патриотическое направление ориентировано на воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Это направление может реализовываться через программу «Я-гражданин России», целью которой является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентноспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Педагог организует встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные композиции, экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам, коллективные творческие дела, трудовые дела, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
С этой целью проводятся классные часы на данную тематику («День защитника Отечества», «Блокадный Ленинград», «Трагедия Беслана» и т.п.), каждый год классы участвуют в «Смотре строя и песни», приуроченному ко Дню защитника Отечества, организуются встречи с участниками СВО и Ветеранами боевых действий, участие в Акциях, сбор гуманитарной помощи, написание писем бойцам и т.п.
Художественно-эстетическое направление ориентировано на новое видение, понимание и осмысление мира вещей и предметов в повседневной жизни. Оно будит фантазию, подталкивает к активному творческому поиску и созиданию. Данное направление реализуется на таких занятиях во внеурочной деятельности, как: «Умелые ручки», «Волшебная кисточка», «Акварелька» и т.п.
При реализации этого направления используется привлечение учреждений дополнительного образования (ЦЭВД, Дворец Детского творчества).Также в каникулярное время на базе общеобразовательной школы организуются детские оздоровительные лагеря.
Туристско-краеведческое направление ориентировано на изучение истории, исторических и культурных памятников, народных традиций и обычаев, природы своего края. Это позволяет воспитывать чувство ответственности по отношению к природе, формирует бережное отношение к природе своего края. Для этого организуются заочные и очные экскурсии, проводятся тематические праздники, мастер — классы, конкурсы стихов, выставки рисунков.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Для этого педагог использует беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания и техники безопасности; деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, экскурсии.
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном»,занятия покоторому проводятся еженедельно, отлично помогает в решении задач духовно –нравственного воспитания младших школьников.
Несомненно, что курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), реализуемый в 4 классе начальной школы, играет ключевую роль в организации духовно –нравственного воспитания. Помимо изучения тем курса проводятся беседы и встречи со священнослужителями, экскурсии в храмы и монастыри, посещение Воскресных школ и церковных библиотек [4].
Важно привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности. Помощь в организации поездок, походов, экскурсий, участие в мероприятиях и тематических праздниках поможет родителям осознать ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. Таким образом, приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье. Учитель и родители своим примером должны показывать модель высоконравственного поведения. Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше [5].
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения.

Литература
1. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004. — 144с.
2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. — 35 с.
3. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение,2013. — 223 с

4. Сайт Общественной экспертной комиссии по вопросам содержания образования и
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Время и вера»:
http://www.verav.ru/
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1

СТАТЬЯ ПЕДАГОГ 13.docx

Формирование функциональной грамотности младших школьников на логопедических занятиях при коррекции дисграфии

Автор: Усманова Ирина Семеновна
Данное выступление может заинтересовать не только логопедов, но и педагогов начальных классов, так как речь пойдёт о формировании функциональной грамотности младших школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет широко применять разнообразные методы и приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, что, в свою очередь, является необходимым для коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях.
Надеюсь, что данное выступление поможет вам в проектировании заданий, выборе стратегий по формированию функциональной грамотности обучающихся, имеющих недостатки в развитии письменной речи, окажется полезным и актуальным в условиях введения обновленных ФГОС.
Цель: развитие практических умений, направленных на формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях при коррекции дисграфии.

Формирование функциональной грамотности.docx