заместитель начальника МКУ «Управление образования Тукаевского муниципального района РТ»

Автор: Хабутдинова Гузалия Фаязовна
Патриотическое воспитание – важнейшая составляющая воспитательного процесса (из опыта работы с учащимися Тукаевского муниципального района Республики Татарстан)
патриотическое воспитание.docx

Волонтерское движение в школе

Автор: Наумова Светлана Александровна
В статье рассказывает об организации волонтерского отряда на базе школы с целью социализации обучающихся
Волонтерское движение в школе статья Наумова С.А..docx

методическая разработка «Кубики историй»

Автор: Коробейникова Светлана Викторовна
в педагогической практике в качестве дидактической игры используются Кубики историй- настольная игра-пособие развивающая фантазию и речь.
Кубики историй Word (2).docx

учитель математики

Автор: Ирина Алексеевна Лызь
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Финансовая грамотность является составной частью функциональной грамотности. Она нужна, чтобы правильно распоряжаться деньгами. Обучение финансовой грамотности школьников имеет важное значение. Ребенок научится планировать свой бюджет, будет самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, узнает о способах увеличения своего дохода. Так же уроки финансовой грамотности помогут ученику в выборе дальнейшей профессии. Задания по финансовой грамотности очень нравятся ученикам, так как имеют ряд особенностей:
— основаны на ситуациях, с которыми часто сталкиваются ребята в повседневной жизни;
— героями каждой задачи являются обычные люди, а зачастую, сверстники учащихся;
— задания сформулированы простым языком;
— к каждой ситуации предусмотрены несколько заданий разного уровня сложности;
— многие задачи предполагают несколько возможных вариантов ответа, предлагая ученикам поразмыслить;
— все предложенные ситуации близки и понятны школьникам.
Представление опыта Лызь И.А..pdf

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Воронова Марина Олеговна
Снять возникшие затруднения и позволить студенту с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками. Любая задача требует от студента целенаправленного умственного действия, без этих занятий невозможно полноценно изучить географию. Самостоятельная работа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья трудна и важна, так как необходимость сделать что-то самому без помощи преподавателя у многих вызывает панику, растерянность, поэтому здесь очень важен алгоритм действий.
Обучение студентов с ОВЗ на уроках географии.docx

Методист

Автор: Шакирова Винера Мубараковна
Создание условий в образовательной организации по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей.
Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их выявления и развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Ученые единодушны в том, что каждый человек владеет огромным количеством возможностей, хранящихся в виде задатков. Человек в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг. По мнению ученых, память может вместить столько информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки.
Когда начинается выявление одаренных детей? В начальной школе. Выигрышно – если уже в дошкольном возрасте. Но все же пристальное внимание мы начинаем обращать на ребенка в 1 классе, анализируя психологические особенности речи, памяти, логического мышления. Понимаем, что способные дети имеют более высокое по сравнению с большинством интеллектуальные способности к учению, творческие возможности и проявления, имеют повышенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. (передача способных от начальной школы к предметнику).
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Ребенок должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается не только за оценку и вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве. Способных детей, как правило, отличает от остальных успешность в обучении. Объясняется это просто – такие дети очень быстро перерабатывают полученную новую информацию. Но одновременно, такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать со способными детьми интересно и трудно. В то же время, это большая ответственность. К таким детям нужен особый подход, особая система обучения. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания. Для этого служат олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа, вся внеурочная деятельность учителей-предметников и в целом – школы.
А самое главное и прежде всего, способных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, важно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету
Работа со способными детьми – это задача не одного учебного года. Методическое сопровождение таких детей должно быть запланировано и вестись с момента выявления способностей того или иного ребенка, проводя постоянный мониторинг не только достижений ученика, но и учителя.
Стратегия работы с одаренными детьми:
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
• мастерская художественного слова;
• музейное дело (школьный музей этнографии);
• музыкальная мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).
• «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
• мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», «Час здоровья» и др.).
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Это могут быть клубы по интересам, куда вошли бы самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята (8-11 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы. Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов самоуправления.
3. Работа в группах.
Работа длится 15-20 минут. Каждая группа получает карточку с заданием.
1 группа.
Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность?
Какой бывает одаренность? Однажды проявленная в школе или остается с человеком на всю жизнь?
Может ли быть одаренным неуспевающий ученик?
2 группа.
Нужно ли помогать одаренным детям?
Может ли талант пробиться в жизни сам?
Одаренные дети – это «группа риска»?
3 группа.
Решает ли проблему обучения и развития одаренных детей увеличение объема и усложнение предлагаемого им учебного материала?
Может ли с обучением и воспитанием одаренного ребенка справиться любой учитель независимо от уровня профессиональной деятельности?
Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?
4 группа.
Чем может помочь психолог учителю в работе с одаренными детьми?
Какова роль родителей и общественности в развитии одаренности ребенка?
По вашему мнению, готов ли наш коллектив к работе с одаренными детьми?
Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто преподает, и ко всему преподаваемому» Руссо Жан-Жак

Шакирова В.М., методист
МКУ «Управление образования
Тукаевского муниципального района РТ»
(материал семинара с учителями
района естественно- научного цикла,
2023-2024 учебный год)

Создание условий в образовательной организации по выявлению.docx