Проект Растения национального парка Зигальга

Автор: Фуксина Юлия Владимировна
С каждым днём редких растений становится всё меньше и меньше. Почти всегда причиной того, что каких-то представителей фауны стало меньше является человек и негативные плоды его деятельности, вырубка лесов, также ухудшение экологической обстановки. Последнее тоже связано с активностью человека. Люди губят природу, а от природы ведь в свою очередь зависит состояние атмосферы и много всего жизненно важного
готов.zip

Программа «Музыка и окружающий мир»

Автор: Ажинова Татьяна Ивановна
Программа учебного предмета «Музыка и окружающий мир» разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности в сфере реализации общеразвивающих программ в области искусств во исполнение части 21 статьи 83 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Программа Музыка и окружающий мир.docx

Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Автор: Астанина Наталья Владимировна
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста — их
своевременное умственное и речевое развитие. В раннем возрасте умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Развитие речи детей раннего возраста 15.05.docx

Проект : «Ловись рыбка»

Автор: Лихненко Светлана Александровна
Цель: Привлечь ребенка к увлечениям родителей, обеспечивая преемственность поколений, передаче жизненного опыта.
Задачи: создать условия для самостоятельной, творческой и игровой деятельности ребенка;
— обобщить знания ребенка о природе родного края,
— воспитывать чувство взаимопомощи и уважения к старшему поколению,
-развить простейшие навыки
рыболовства.
Демонстрация уникальных мест Кубани. Рассмотреть как уникальную ценность для людей, считающих ее своей родиной.
IMG_5059.jpeg

«Использование кейс-технологий на уроках обществознания в качестве оценочной деятельности учащихся»

Автор: Бутенко Оксана Валерьевна
Конспект урока на тему «Использование кейс-технологий на уроках обществознания в качестве оценочной деятельности учащихся»
Бутенко ОВ кейсы.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 140 Советского района Волгограда»

Автор: Нина Ивановна Дубинина
Технологическая карта урока химии в 9 классе
(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень)

Тема: «Оксиды углерода»

Учитель химии
Дубинина Нина Ивановна

Краткая аннотация урока.
По календарно-тематическому планированию данный урок входит в раздел «Неметаллы». Согласно часовой нагрузке на тему «Углерод» отводится 3 часа, это второй урок темы. Учащиеся уже ознакомились с положением химических элементов в ПСХЭ и строением атома углерода, его аллотропными модификациями. Тип данного урока — урок изучения нового материала на основе самостоятельного добывания знаний: участие учащихся в беседе с применением проблемных вопросов, выполнением расчетных и экспериментальных задач.
Класс: 9
Тема: Оксиды углерода
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: Урок – исследование
Цель урока: Создание условий овладения учащимися системой знаний и умений о свойствах, получении и применении угарного и углекислого газов.
Задачи урока.
1.Образовательные:
а) выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексов, навыков и умений о соединениях углерода;
б)готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
2.Развивающие:
а) продолжить развитие интеллектуальных умений – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме; систематизировать материал, составлять вопросы, суждения;
б) развитие речевых умений – строить связанные высказывания в учебно-научном стиле при работе в парах, группах;
в) развитие коммуникативных умений – высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение своего товарища;
г) социальные умения – работать в группах;
д) продолжить развитие у учащихся умений и навыков в проведении химического эксперимента, путем постановки проблемных вопросов;
е) продолжить развитие творческих способностей учащихся.
3.Воспитывающие:
а) воспитание культуры умственного труда, воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки;
б)воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, учебник «Химия – 9»Автор О.С.Габриелян , периодическая таблица, набор реактивов для выполнения практической работы, слайды для презентации.
Методы: словесные, наглядные, исследовательские
Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, эксперимент.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиа проектор.
Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок, реактивы (соляная кислота, карбонат кальция, известковая вода), лакмусовая бумага.
Технологическая карта урока:

п/п Этап урока Время урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Л-личностные
Р-регулятивные
П-познавательные
К-коммуникативные
1 Организационный момент
1 минута Приветствие учащихся. Настрой на сотрудничество путем создания положительной мотивации. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Самоопределение (Л)
Учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества (Р)
2 Актуализация опорных знаний 5 минут На прошлом уроке мы познакомились с элементом углерод, его свойствами к образованию аллотропных видоизменений. На слайде представлены картинки (графит и алмаз, фото Н.Зелинского и русский противогаз) Что их объединяет?
-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-А в природе эти оксиды существуют?

Вместе с учащимися указываем главные причины интенсивного притока углекислого газа в атмосферу. ( на слайде представлены фото)
1. сжигание ископаемого топлива, отходы целлюлозно-бумажного производства;
2. огромное потребление кислорода металлургической и химической промышленностью;
3. истребление лесов, особенно тропических;
4. разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей;
5. осушение болот, сопровождающегося интенсивным окислением торфяников;
6. уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к угнетению фотосинтеза и, как следствие, к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере.

Углекислый газ часто называют “парниковый газ”. Как вы думаете, почему? и с чем это связано?
Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект” Высказывают мнения, отвечают на вопросы, называют формулы (СО, СО2).
Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Высказывают мнение о наличии этих оксидов в природе и причинах их появления.
Делают выводы.
Высказывают мнения, объясняют суть парникового эффекта. Смыслообразование (Л)
Формулирование и аргументация своего мнения (К);
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);
Поиск и выделение информации (П)
установление причинно-следственных связей (П)
Построение логической цепи рассуждений (П)
Доказательство (П)
Выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Целеполагание (Р)
Коррекция (Р)
3 Постановка учебной задачи 3 минуты Мы узнали, какую роль играют оксиды в природе. Хватит ли нам этих знаний? А что же еще нам нужно знать об этих веществах?
Мы будем работать с информацией в учебниках (параграф) и сегодня на уроке вы можете использовать информацию из ваших смартфонов. Данные, которые мы получим, запишем в таблицу, образец которой в вашей инструктивной карте:
Признаки сравнения СО (угарный газ) СО2 (углекислый газ)
Строение молекулы
Физические свойства
Химические свойства Практическая работа
Физиологическое действие на организм

Высказывают мнения, определяют цели и задачи урока. Предлагают план изучения темы. Смыслообразование (Л)

Формулирование и аргументация своего мнения (К);
Учет разных мнений (К)
Достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);
Самостоятельное выделение познавательной цели (П)
Выбор оснований и критериев для сравнения (П)
Целеполагание (Р)
Планирование (Р)
Коррекция (Р)
4 Открытие нового знания 15 минут Объяснение:
-Рассмотрим строение молекулы угарного газа.
-Сколько связей в молекуле оксида углерода (II) между атомами углерода и кислорода? (3).
-Откуда же берется третья связь? (результат донорно-акцепторного взаимодействия пары электронов кислорода и свободной орбитали атома углерода)
-Рассмотрим строение молекулы углекислого газа.
-Сколько связей в молекуле оксида углерода (IV) между атомами углерода и кислорода? (4).
— Атом углерода связан с атомами кислорода четырьмя общими электронными парами.
Далее по плану у нас физические свойства оксидов.
-Как вы думаете, влияет ли разное строение молекул на свойства оксидов?
Для того, чтобы заполнить таблицу воспользуемся подсказкой учебника. Постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу.
Признаки сравнения СО (угарный газ) СО2 (углекислый газ)
Физические свойства Газ, без цвета и запаха, горит голубоватым пламенем, легче воздуха, ядовит, плохо растворим в воде
( 2%) Газ, без цвета и запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха, не ядовит, растворим в воде

(85%)
-К какой группе оксидов относится СО (угарный газ)? (несолеобразующим).
-К какой группе оксидов относится СО2 (углекислый газ)? (кислотным солеобразующим ).
Давайте, исследуем химические свойства углекислого газа.

-С какими веществами будет реагировать углекислый газ?
-А почему СО называют угарным газом?
-Как он воздействует живой организм?
Мы знаем из биологии и экологии, что углекислый газ это постоянный компонент воздуха. Значит ли, что он никак не влияет на живой организм?
Признаки сравнения СО (угарный газ) СО2 (углекислый газ)
Физиологическое действие на организм Соединяясь с гемоглобином красных кровяных телец, переносчиков кислорода от легких к тканям организма, угарный газ вызывает кислородное голодание, и человек может погибнуть. При вдыхании воздуха, содержащего до 0,1% CO человек может потерять сознание и умереть. Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу и слизистые оболочки, оказывает центральное сосудосуживающее и местное сосудорасширяющее действие, вызывает повышение содержания аминокислот в крови, ингибирует действие ферментов в тканях. При его концентрации в воздухе до 3% у человека наблюдается учащенное дыхание, более 10% потеря сознания, смерть.
Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение. Заполняют таблицу.
Работают с учебником, выделяя физические свойства оксидов углерода. Некоторые выполняют индивидуальные задания.
Отвечают на вопросы учителя, а затем выполняют практическую работу, повторив технику безопасности. Далее записывают реакции в таблицу.
Учащиеся высказывают мнения и ищут информацию в Интернете, заполняют таблицу. Сообщения учащихся на тему урока. Смыслообразование (Л)
-достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);
поиск и выделение информации (П)
смысловое чтение (П)
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П)
Установление причинно-следственных связей (П)
Построение логической цепи рассуждений (П)
Доказательство (П)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Контроль (Р)
5 Первичное закрепление 7 минут

3 минуты(ролик) Сегодня мы изучили химические свойства оксидов углерода. Давайте попробуем написать несколько уравнений реакций.
Например:

2СО +О2→2СО2
СO+Cl2→ СOCl2
СО+СuO→СО2+Cu

СО2 +2 Са(ОН)2→ 2СаСО3 + 2Н2О
CO2 + Na2O ↔ Na2CO3
CO2 + Н2O ↔ Н2CO3
СО2+ 2Mg→ С+ 2MgО

Просмотр видеоролика «Горение магния в углекислом газе»

Записывают уравнения и решают их.

2СО +О2→2СО2
СO+Cl2→ СOCl2 СО+СuO→СО2+Cu

СО2 +2 Са(ОН)2→ 2СаСО3 + 2Н2О
CO2 + Na2O ↔ Na2CO3
CO2 + Н2O ↔ Н2CO3
Выведение следствий (П)
Синтез как составление целого из частей (П)
Коррекция (Р)
Контроль (Р)
6 Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону. 5 минут Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы:
I вариант: — для угарного газа (CO)
1. Бесцветный газ, без запаха.
2.Газообразный при обычных условиях.
3. Ядовит.
4. Не ядовит.
5. Хорошо растворим в воде.

II вариант: — для углекислого газа (СО2)
1. Бесцветный газ, без запаха.
2. Газообразный при обычных условиях.
3. Ядовит.
4. Не ядовит.
5. Хорошо растворим в воде.
3 вариант
( для угарного газа СО)
1. Плохо растворим в воде.
2. Газ легче воздуха.
3. Газ тяжелее воздуха.
4. Проявляет кислотные свойства.
5. В молекуле 3-я связь образуется по донорно — акцепторному механизму.
4 вариант для углекислого газа (СО2)

1. Соединяется с гемоглобином крови.
2.Степень окисления углерода +2.
3. В 1,5 раза тяжелее воздуха.
4. В реакциях может быть только окислителем.
5. Хорошо растворим в воде.

5 вариант для углекислого газа (СО2)
1.Бесцветный газ, без запаха.
2.Степень окисления углерода +2.
3. Ядовит.
4. В реакциях может быть и окислителем, и восстановителем.
5. Хорошо растворим в воде.

6 вариант для угарного газа газа (СО)

1.При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.
2. Степень окисления углерода +4.
3. Соединяется с гемоглобином крови
4.Плохо растворим в воде.
5. Бесцветный газ, без запаха

Варианты ответов проецируются на экран:
6 групп:
1 2 3 4 5 6
+ + + — + —
+ + + — — —
+ — — + — +
— + — + — +
— + + + + +

отметка
«5» — 5 правильных ответов
«4» — 4
«3» — 1-3
Учащиеся выполняют тест письменно и осуществляют взаимопроверку по эталону. Смыслообразование (Л)
Оценка (Р)
Коррекция (Р) Самоанализ и самоконтроль
(Р)
7 Рефлексия деятельности (итог урока). 2 минуты Оценивание учащихся.
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Оцените своё состояние на уроке:

— всё понял, могу помочь другим;
 всё понял;
 могу, но нужна помощь;
 ничего не понял, необходимо еще раз повторить текст учебника. Выставляют себе оценку, завершая урок анализом полученных знаний. Формулирование и аргументация своего мнения (К);
Достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);
Установление причинно-следственных связей (П)
Доказательство (П)
Оценка (Р)
8 Домашнее задание 1 минута 1.Читать текст параграфа
2. Подготовить сообщение «Фосген»
3. Творческое задание: составьте презентацию «Тушение горящего магния» Записывают домашнее задание.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Оксиды углерода»
Цель урока: Изучение оксидов углерода ( +2) и (+4) ( угарный и углекислый газы)
Ход урока:
1. Продумайте план изучения темы:
А. Узнайте, какие химические связи содержатся в молекулах СО и СО2;
Б. Изучите физические свойства газов;
В. Изучите химические свойства газов, выполните практическую работу;
Г. Узнайте физиологическое воздействие газов на живые организмы.
2. Изучите текст параграфа «Оксиды углерода» и дополнительную литературу по этой теме, заполните таблицу:
Признаки сравнения СО (угарный газ) СО2 (углекислый газ)
Строение молекулы С _= O O = C = O
Валентность углерода
Степень окисления углерода
Типы химических связей
Физические свойства:
-агрегатное состояние
— цвет
— запах
-растворимость
-отношение к воздуху (легкий -тяжелый)
— токсичность
Химические свойства
-к какой группе оксидов относится;
— реакции горения, окисления;
-взаимодействие с кислотами;
-взаимодействие с основаниями
— взаимодействие с солями
-качественные реакции Практическая работа (смотрите приложение)
— Что происходит, если на мрамор подействуют соляной кислотой?
— Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду происходит сначала помутнение раствора, а затем растворение взвеси?
— Что происходит при пропускании оксида углерода (IV) через дистиллированную воду?
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном виде.

Физиологическое действие на организм
Приложение:
Практическая работа «Получение углекислого газа и исследование его свойств»
ОБОРУДОВАНИЕ: Мел, соляная кислота, газоотводная трубка, пробирка с известковой водой ( Са(ОН)2), стакан с дистилированной водой, лакмусовая бумага.
1. В пробирку внесите несколько кусочков мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.
2. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
3. Опустите трубку в другую пробирку с 2- 3 мл дистиллированной воды и пропустите через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору лакмусовую бумагу. Ответьте на вопросы в таблице

Итоговый тест к уроку «Оксиды углерода»:
Все верные утверждения отметьте знаком «+»
Если Вы не согласны с утверждением, укажите знак «-«

Вариант 1
Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6
Вопросы Для угарного газа Для углекислого газа Для угарного газа Для углекислого газа Для углекислого газа Для угарного газа
1 1. Бесцветный газ, без запаха. 1.Бесцветный газ, без запаха. 1.Плохо растворим в воде. 1.Соединяется с гемоглобином крови. 1.Бесцветный газ, без запаха. 1.При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.

2 2.Газообразный при обычных условиях. 2.Газообразный при обычных условиях.
2. Газ легче воздуха. 2.Степень окисления углерода +2. 2.Степень окисления углерода +2. 2.Степень окисления углерода +4.
3 3. Ядовит. 3. Ядовит. 3. Газ тяжелее воздуха. 3. В 1,5 раза тяжелее воздуха. 3. Ядовит. 3.Соединяется с гемоглобином крови

4 4. Не ядовит. 4. Не ядовит. 4. Проявляет кислотные свойства. 4. В реакциях может быть только окислителем. 4. В реакциях может быть и окислителем, и восстановителем
4.Плохо растворим в воде.
5 5. Хорошо растворим в воде. 5.Хорошо растворим в воде. 5. В молекуле 3-я связь образуется по донорно — акцепторному механизму.
5. Хорошо растворим в воде. 5. Хорошо растворим в воде. 5. Бесцветный газ, без запаха

Отметки:
«5» — 5 правильных ответов
«4» — 4 правильных ответа
«3» — 1-3правильных ответа

Удачи в работе!

ДУБИНИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.docx

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Автор: Юланова Диана Юнировна
В статье рассматривается роль детства в формировании самосознания зрелой личности на примере реальной истории Билли Миллигана, страдающего диссоциативным расстройством идентичности. Он был обвинён в трех изнасилованиях с грабежом. В ходе расследования было выявлено, что внутри него находятся 24 личности. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты влияния событий в детстве человека на его дальнейшее развитие и психологические особенности.
nauchnaya_statya_po_metodologii.docx