Автор: Шакирова Винера Мубараковна
Создание условий в образовательной организации по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей.
Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их выявления и развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Ученые единодушны в том, что каждый человек владеет огромным количеством возможностей, хранящихся в виде задатков. Человек в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг. По мнению ученых, память может вместить столько информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки.
Когда начинается выявление одаренных детей? В начальной школе. Выигрышно – если уже в дошкольном возрасте. Но все же пристальное внимание мы начинаем обращать на ребенка в 1 классе, анализируя психологические особенности речи, памяти, логического мышления. Понимаем, что способные дети имеют более высокое по сравнению с большинством интеллектуальные способности к учению, творческие возможности и проявления, имеют повышенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. (передача способных от начальной школы к предметнику).
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Ребенок должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается не только за оценку и вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве. Способных детей, как правило, отличает от остальных успешность в обучении. Объясняется это просто – такие дети очень быстро перерабатывают полученную новую информацию. Но одновременно, такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать со способными детьми интересно и трудно. В то же время, это большая ответственность. К таким детям нужен особый подход, особая система обучения. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания. Для этого служат олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа, вся внеурочная деятельность учителей-предметников и в целом – школы.
А самое главное и прежде всего, способных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, важно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету
Работа со способными детьми – это задача не одного учебного года. Методическое сопровождение таких детей должно быть запланировано и вестись с момента выявления способностей того или иного ребенка, проводя постоянный мониторинг не только достижений ученика, но и учителя.
Стратегия работы с одаренными детьми:
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
• мастерская художественного слова;
• музейное дело (школьный музей этнографии);
• музыкальная мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).
• «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
• мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», «Час здоровья» и др.).
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Это могут быть клубы по интересам, куда вошли бы самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята (8-11 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы. Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов самоуправления.
3. Работа в группах.
Работа длится 15-20 минут. Каждая группа получает карточку с заданием.
1 группа.
Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность?
Какой бывает одаренность? Однажды проявленная в школе или остается с человеком на всю жизнь?
Может ли быть одаренным неуспевающий ученик?
2 группа.
Нужно ли помогать одаренным детям?
Может ли талант пробиться в жизни сам?
Одаренные дети – это «группа риска»?
3 группа.
Решает ли проблему обучения и развития одаренных детей увеличение объема и усложнение предлагаемого им учебного материала?
Может ли с обучением и воспитанием одаренного ребенка справиться любой учитель независимо от уровня профессиональной деятельности?
Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?
4 группа.
Чем может помочь психолог учителю в работе с одаренными детьми?
Какова роль родителей и общественности в развитии одаренности ребенка?
По вашему мнению, готов ли наш коллектив к работе с одаренными детьми?
Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто преподает, и ко всему преподаваемому» Руссо Жан-Жак
Шакирова В.М., методист
МКУ «Управление образования
Тукаевского муниципального района РТ»
(материал семинара с учителями
района естественно- научного цикла,
2023-2024 учебный год)
Создание условий в образовательной организации по выявлению.docx