Разработка урока Обобщающий урок по теме «Применение производной к исследованию функции»

Автор: Федорчук Светлана Николаевна
Цель урока: обобщить полученные знания, подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
Обучающая:
1) повторить изученный материал в ходе выполнения заданий.
Развивающая:
1) развитие логического мышления, познавательных интересов.
Воспитательная:
1) воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости.

Обобщающий урок по теме Применение производной к исследованию функций.docx

Разработка урока математики в 11 классе «Бином Ньютона»

Автор: Федорчук Светлана Николаевна
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) понятие сочетания без повторения и их свойства;
2) правила подсчета числа сочетаний из n-элементов по m без повторений;
3) бином Ньютона;
4) треугольник Паскаля.
11 класс Бином Ньютона.docx

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности, как способ повышения качества знаний

Автор: Кукуева Екатерина Викторовна
Активизация познавательной деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности, как способ повышения качества знаний.»
Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность.
Бернард Шоу
Кукуева Е.В,
Учитель химии МАОУСОШ№11,
г.Калининград.
Портрет современного выпускника основной школы определяет выпускника как человека «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике».
Образовательное пространство школы должно быть построено таким образом, чтобы выпускники впоследствии смогли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, адекватно и конструктивно решать возникшие жизненные вопросы, планировать собственную деятельность. Развитие творческой личности ученика, как известно, возможно только при организации активной учебно-познавательной деятельности.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения;
• грамотно работать с информацией; • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].
Для этого необходимо вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества образовательной деятельности является активизация познавательной деятельности обучающихся. Одним из недостатков знаний обучающихся, полученных в готовом виде на уроке или дома, при заучивании наизусть, является неумение применить их на практике.
Для предмета химии, где теория неразрывно связана с практической деятельностью, это особенно важно. Поэтому «реализация принципа активности, то есть формирование активности учащихся, в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся» [2].
Желание каждого учителя − привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по учебному предмету химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к новому учебному материалу, нам – учителям, необходимо использовать разнообразные методические приемы: создание на уроке проблемной ситуации, дискуссии, исследовательский прием, прием новизны, уроки-исследования, фронтальные опыты и др. При выборе тех или иных методов обучения мы, прежде всего, стремимся к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося [3].
Вызвать познавательную активность у учеников можно при условии хорошо продуманной и обоснованной системы обучения.
Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
Также существенную роль в этой системе играют самостоятельные работы. Самостоятельная работа на уроках химии может выполняться в виде упражнений, лабораторных работ, экспериментальных задач, нахождения решения проблемных вопросов, решения расчетных задач. Например, карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план, или тестовые задания.
Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению [4].
Эксперимент является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера. Опыты могут проводиться фронтально, по группам и индивидуально. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны носить исследовательский характер.
Для детей увлеченных химии, очень часто, одних уроков бывает не достаточно. Для этого существуют различные элективные курсы или внеурочные занятия. На этих занятиях мы с обучающимися рассматриваем более сложные вопросы по химии, которые не удается затронуть на уроках, это может быть и решение задач повышенного уровня, так называемые олимпиадные задания, а также занимается проектной деятельностью.
В своей работе я использую проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся чаще всего во внеурочной деятельности или же как метод обучения во время уроков, обычно это групповая работа. Проектная и исследовательская деятельность помогает расширить мои возможности в обучении химии, развить практические навыки у обучающихся и вызвать интерес к своему предмету. Для ученика проект- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь объединить традиционные и инновационные методы обучения, сочетать теорию с практикой, закреплять теоретический материал опытами на практике.

Список литературы

1. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении / Современная педагогика. – М., 2000. − №7. − С.18.
2. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / Химия в школе. – М, 2002. − №7. − С.25.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.М.: Вербум-М, 2001.
4. Леонтовия А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М.,2006.

статья.docx

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Автор: Салахова Милия ДЖаудатовна
Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса. Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
Финансовая грамотность воспитывается постепенно, поэтому если ребенок будет ошибаться – не ругать его. Вместе разбирать проблемные ситуации и придумывать, как их решить и как не наступить на те же грабли в будущем.

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.docx

Русское народное творчество – осознание учеником себя как части великой нации.

Автор:
На современном этапе развития образования школа должна сыграть ключевую роль в формировании у учащихся гражданского самосознания и самоидентичности. Сегодня мы переосмысливаем прошлое нашей Родины, общественные идеалы претерпевают значительные изменения, пересматриваются такие ценности как любовь к Отечеству, гражданская гордость, духовность. Вместе с тем, именно в младшем школьном возрасте у ребёнка наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды.
Русское народное творчество– осознание учеником себя как части великой нации.doc

Технологическая карта урока

Автор: Архипова Светлана Витальевна
Технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме \»Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.\»
Технологическая карта урока в 9 классе.pdf

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.В ЗАХАРОВА

Автор: Кубасова Ирина Владимировна
В статье описана деятельность русского поэта Удмуртии, талантливого педагога, ученого-краеведа, литературоведа и критика В.В Захарова.
Объектом внимания исследователя являются тексты художественных произведений рубежа 19-20 веков, Серебряного века, литературы советского периода, а также произведения удмуртских писателей и русских поэтов Удмуртии.

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.В Захарова.docx

внеклассное мероприятие: «Интеллектуальный марафон»

Автор: Богинская Елена Александровна
Внеклассное мероприятие интегрированного типа по предметам «Биология» и «География»

Игра «Интеллектуальный марафон»

Цель: расширить интеллектуальный кругозор у обучающихся; способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.
Задачи:
Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.
Внеклассная работа по предметам определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для обучающихся и строится на основе их интереса к изучаемым предметам. Данная игра представляет интеграцию двух предметов и способствует отдыху обучающихся от напряженной работы в классе.
Игру проводит учитель.
План мероприятия.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Инструктаж учителя по проведению «Интеллектуального марафона» (работа жюри, игра команд, игра с болельщиками).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов.
5. Награждение победителей.
6. Фото на память.

1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
На вопрос «Нужны ли нам биология с географией? Сталкиваемся ли мы с ними в жизни?» иногда слышишь отрицательный ответ. А ведь роль предметов в жизни человека сложно переоценить, ведь мы с ними сталкиваемся везде, т.к. они связаны с реальной жизнью каждого — это природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых, просмотр новостей, чтение книг и др. Можно сказать, что география и биология — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся в познавательный мир игры «Интеллектуальный марафон».
В этой игре участвуют две команды по 5 человек от класса.
Команды готовили заранее эмблему и название команды, девиз. (В приветствии обучающиеся озвучивают готовность отправиться в марафон. На доске вывешено игровое поле (большой плакат с нанесенными цифрами, которые обозначают названия станций, названия которых определяют задания)).
2. Инструктаж учителя по проведению «Интеллектуального марафона» (работа жюри, игра команд, игра с болельщиками).

Конверты с заданиями для команд

1. Станция Приборов
2. Станция «А я это знаю!»
3. Станция Слов
4. Станция Внимания
5. Станция «В некотором царстве….плодовом государстве»
6. Станция Сокровищ
7. Станция Капитанов
8. Станция Географическая
9. Станция Шуточная

Лист оценивания для жюри

Конкурс Максимальное количество баллов Баллы первой команды («Вершки») Баллы второй команды
(«Корешки»)
Приветствие 10 (5 эмблема +5 девиз)
1.Станция Приборов 4 (1 балл за каждый правильный ответ)
2.Станция «А я это знаю!» 6 (1 балл за каждый правильный ответ)
3. Станция Слов 5 баллов за ответ
4. Станция Внимания 5 (1 балл за каждый правильный ответ)
5. Станция «В некотором царстве…. плодовом государстве 5 (1 балл за каждый правильный ответ)
6. Станция Сокровищ 4 (2 балла за скорость, 2 балла за точность координат)
7. Станция Капитанов 12 (2 балла за каждый правильный ответ)
8. Станция Географическая 3 ( 1 балл за каждый правильный ответ)
9.Станция Шуточная 6 (1 балл за каждый правильный ответ)

3.Проведение мероприятия.
Сегодня в игре: «Интеллектуальный марафон» участвуют две команды: “Корешки” и “Вершки” Приветствие команд.
1. Станция Приборов. Задание: отгадайте, о каких приборах идет речь.
Первой команде:
1. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдёшь – дорогу обратно легко найдёшь … (?).
2. Есть специальная труба, в ней Вселенная видна, видят звезд калейдоскоп астрономы в … (?).
3. Ведро для измерения количества осадков … (?).
4. Две сестры качаются, правды добиваются, а как добиваются, сразу останавливаются …(?).

1. Станция Приборов. Задание: отгадайте, о каких приборах идет речь.
Второй команде:
1.На стене весит тарелка, на тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает» … (?).
2. Клюв на севере, на юге… Петушок на спице… (?).
3. В стужу и зной за окном я вишу, всё о погоде тебе расскажу: дома сидеть, или выйти гулять, тебе я могу подсказать … (?).
4. Ног нет, а ходят, рта нет, а скажут: когда пора спать, а когда пора вставать… (?).

2.Станция: «А я это знаю!» (оценивание: за один правильный ответ – 1 балл)
Командам по очереди задаются вопросы

1.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник)
2. Часть венчика цветка (лепесток)
3. Генеративный орган покрытосеменного растения (цветок)
4. Часть тычинки, в которой развивается пыльца (пыльник)
5. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинка)
6. Внутренняя часть околоцветника. Цвет его лепестков обусловлен наличием хромопластов (венчик)
7. Часть цветка, образующая плод. Она расчленена на завязь, столбик и рыльце (пестик)
8. Соцветие, у которого главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно (зонтик)
9.Она образует наружный круг околоцветника. Её листочки обычно небольших размеров, зелёного цвета. Выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до распускания бутона (чашечка)
10. Схематичное изображение цветка на плоскости, перпендикулярную к оси цветка. (диаграмма)
11. Растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном и том же растении (однодомные)
12. Цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики (обоеполые)

3.Станция Слов.
Задание: используя слова, найдите или образуйте географическое название .

Первой команде:
1.
Какая река России спряталась в этих словах:
Родственник жирафа ——
Обувь индейца ———
Искусство пения ——
Птица с черно-белым нарядом и длинным хвостом —— (?Географическое название)

3.Станция Слов.
Задание: используя слова, найдите или образуйте географическое название .

Второй команде:
1.
Какая река Африки спряталась в этих словах:
Пряность для теста и мороженого ——
Пропавшие овощи и фрукты ——
Место для хранения овощей ———
Жидкость для клякс ——- (? Географическое название)

4. Станция Внимания. Задание: исправьте на правильные предложенные высказывания.

Первой команде:
1.
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток.
2.
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас — гора.
3.
Знает каждый капитан:
Волга — это океан.
4.
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета.
5.
Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Джомолунгма — большая река.

4. Станция Внимания. Задание: исправьте на правильные предложенные высказывания

Второй команде:
1.
Высокие сосны слева и справа,
Семья их лесная зовётся дубрава.
2.
Белые медведи ходят-бродят по лесу,
А их братья бурые — по Северному полюсу.
3.
На пруду есть развлечение:
На спине плыть по течению
4.
Есть отличная примета:
Выпал снег — встречайте лето.
5.
Листопаду дали старт —
Наступил ведь месяц март.

5. Станция: «В некотором царстве… плодовом государстве»
Задание для команд: назвать демонстрируемый плод растений.
6. Станция Сокровищ.
Задание: соберите карту, найдите условное обозначение клада и определите его географические координаты. Учитывается, кто быстрее соберет карту и точнее определит координаты. (Физическая карта мира наклеена на картон, а затем разрезана на кусочки, «красная точка» — место клада).
7. Станция Капитанов
Капитану команды «Вершков»:
1. Нота в море …()
2. Пожар на небе …(?)
3. Ковер на болоте или озере …(?)
4. Газон, придуманный природой …(?)
5. «Дрова» с болота …(?)
6. Шоссе для катера …(река)

7. Станция Капитанов

Капитану команды «Корешков»:
1. Холм из песка…(?)
2. Вата в природной коробочке…(?)
3. Палка в глобусе…(?)
4. Рабочее место Кусто…(?)
5. Водоем после дождя…()
6. Птица-плод…(киви)

8. Станция Географическая. Задание: отгадайте метаграммы, где зашифрованы географические термины и названия.
Первой команде:
1.
С «О» – не груша и не слива
Желтый цитрусовый плод.
С «А» могу я стать заливом
Это вмиг произойдет. (?)
2.
С буквой «Я» – это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» – то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любые поэты. (?)
3.
С буквой «З» оно блестит,
В сейфах банковских лежит,
С буквой «Б» — гнилое место,
Там земля как будто тесто. (?)

8. Станция Географическая. Задание: отгадайте метаграммы, где зашифрованы географические термины и названия.

Второй команде:
1.
Он бредет едва-едва
И кричит: «Устал! И-а!»
Букву «С» на «Р» сменил —
Город-птицу получил. (Осел -Орел)
2.
Халат из этой ткани сшили,
И получился он на славу.
Но будет озеро в Сибири,
Коль «Л» припишем к слову справа. (Байка-Байкал)
3.
Глубока и полноводна,
Россия вся гордится мной.
А «И» ты спереди прибавишь —
То стану птицей я лесной. (?)
9. Море Шуточное. Задание: ответьте на шуточные вопросы.
Первой команде:
1.Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (?)
2.Какой мыс самый тонкий и острый? (?)
3.Каким озером любуются в театре? (?)
4.Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил?
5.Где все животные с сумками бегают? (?)
6. Когда человек бывает рекой? (?)

9. Море Шуточное. Задание: ответьте на шуточные вопросы.
Второй команде:
1.Какой остров называет себя спортивной одеждой? (?)
2.Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой? (?)
3.Какую цепь нельзя поднять? (?)
4.Какое государство можно носить на голове? (?)
5.Какой город может парить в воздухе? (?)
6.Какую твердую горную породу заставляют грызть учащихся в школе? (?)

4. Подведение итогов.

Баллы болельщиков Жюри подводит итоги
А в это время проводится брей – ринг для болельщиков команд. Конкурс оценивается по 1 баллу за правильный ответ.
жюри суммирует к общему баллу команд.
Вопросы для болельщиков.
1. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,
Лепестки блестят, как лак, распустился красный….(мак).
2. Как называется многолетнее вегетативное тело гриба? (Грибница)
3. Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники)
4. Какой цветок носит имя самовлюбленного юноши? (Нарцисс)
5. Какое растение П.И. Чайковский назвал “царем цветов”? (Ландыш)
6. Есть ли у грибов хлорофилл? (Нет)
7. Назовите соцветие Злаковых. (Колос)
8. Какое растение оказалось на юге нашей страны после нашествия татар? (Татарник)
5. Награждение победителей.

Учитель: Слово для подведения итогов представляется председателю жюри.
На сцену приглашается команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов, для вручения медалей.
Учитель благодарит всех участников и болельщиков игры “Интеллектуальный марафон”.
6. Фото на память.

Игра Интеллектуальный марафон.docx

Урок«Обращение и знаки препинания при нём» 8 класс

Автор: Войтенко Наталья Юрьевна

Углубить представление об обращении и его роли в предложении, в поэтической речи; развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации, стилистическими особенностями обращения.
Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию, правильно расставлять знаки препинания.

Воспитывать культуру общения, любовь к родному языку.

Урок Войтенко Н.Ю.docx