Синонимы

Статья — сопровождение к презентации «В поисках Василисы Прекрасной», созданной для урока по разделу «Лексика» в 5 классе по теме «Синонимы». Материал представляет собой дидактическую игру на подбор синонимов. Приложением к статье является Презентация в PowerPoint

Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ

Автор: Рыбакова Людмила Геннадьевна

 

     Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ

 

Рыбакова Л.Г.

 

учитель ОБЖ МКОУ ООШ д. Большая Шишовка

 

 Санчурского района Кировской области

 

 

 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого  человека: многие погибают потому, что не знают основных  правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания  на практике.                                                                           Цель курса «ОБЖ» – научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.

 

           Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

 

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях. 

 

Теперь учитель должен привить учащимся две группы новых умений:

 

·         во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;

 

·         во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

 

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

 

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог. УУД формируются с помощью различных педагогических технологий.

 

В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:

 

Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);

 

Игровой технологии;

 

Технологии интегрированного обучения;

 

Здоровьесберегающие технологии;

 

Проектно-исследовательская деятельность;

 

Информационно-коммуникационная технология.

 

 

 

1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.

 

Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

 

 

 

2. Технология интегрирования учебных дисциплин 

 

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

 

В ходе урока решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Технология, на мой взгляд, способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.

 

 

 

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

 

Применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих уроках:

 

1.Урок ОБЖ  и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» .

 

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».

 

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни»

 

4. Урок ОБЖ, истории и информатики по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ»

 

 

 

3. Здоровьесберегающие технологии.

 

 

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередую  различные виды учебной деятельности, большое значение уделяю эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха.

 

 

 

4. Информационно- компьютерные  технологии обучения.

 

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

 

      Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

 

     Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

 

     Таким образом, использование компьютера — это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

 

 

 

5 Игровые технологии

 

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

 

Использование  игровой технологии способствует выполнению следующих задач:

 

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

 

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

 

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

 

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ. Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

 

Использую предметные игры, как манипуляции с предметами. Так на уроках  изучение правил дорожного движения  провожу в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..

 

На уроках  использую сюжетно-ролевые и  интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие».

 

Игру можно использовать и как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека».

 

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету.

 

 

 

6. Проектно- исследовательский метод обучения 

 

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

 

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

 

Результат:

 

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

 

2. Повышается мотивация учащихся к обучению ОБЖ.

 

3. Создана медиатека ученических проектов.

 

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

 

Эта педагогическая технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации проблемно-ориентированного учебного процесса.

 

Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.

 

Продуктом проектной деятельности  являются: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени, газеты и др.

 

Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

 

 

 

Всем нам хорошо известно, что программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами, учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные практико-ориентированные методы и информационно-образовательные технологии.

 

 Для того чтобы реализовать эти задачи с точки зрения ФГОС  необходимо задуматься о внедрении системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.

 

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результат образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

 

Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса ОБЖ я стараюсь  учесть следующие аспекты:

 

— направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);

 

— соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;

 

— обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);

 

— выбор формы творческого самовыражения;

 

— наличие критериев само- и взаимооценки.

 

 

 

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

 

 

 

Самым оптимальным вариантом является использование элементов разных технологий, в различных вариантах.

 

       Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному – рост обученности учащихся по ОБЖ. Участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях  и их результативность.

 

Приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Варгас Светлана Васильевна

 

Приемы работы с детьми с ОВЗ

 

Одним из приемов  коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 
— игровые ситуации; 
— дидактические игры.

 

1.      Примером такой игры может служить игра, в которую детям нравится играть   «Друг — утюг». Игра заключается в том, что одному игроку надевают на голову карточку с изображением какого-то предмета. Ребенок встает лицом к классу и, задавая вопросы, на которые класс должен ответить «да» или «нет», должен догадаться, какой предмет изображен на карточке.

 

Эта игра помогает развивать ассоциативное мышление, речь, умение задавать обобщающие вопросы и выделять родовые и видовые признаки предметов.

 

2.     Еще на уроках активно использую карточки-памятки, которые позволят ребенку быстро и легко освежить в голове пройденный материал. В них собраны ключевые моменты, которые, как правило, и вызывают затруднения. Я их использую не только в классах СКК но и в общеобразовательных. Карточки с зафиксированной на них учебной информацией могут быть успешно использованы для практических занятий, тематических зачётов.

 

Примеры классификации карточек для коррекции знаний

 

1. Карточки-задания при самостоятельном проблемном изучении нового учебного материала и его закреплении.

 

2. Карточки-задания с текстом математических задач

 

3. Карточки с фрагментами учебных текстов учебников.

 

4. Карточки-образцы решения задач, доказательства теорем и оформления их записи.

 

5. Карточки, направленные на формирование логического мышления учащихся.

 

6. Карточки информационного характера.

 

7. Карточки-инструкции (карточки-консультанты). В них даётся план решения типовых задач.

 

Использование карточек оказывается более эффективным, чем простое чтение учащимися пропущенного учебного текста по учебнику.

 

 

 

3.     Применение пройденного материала в новых ситуациях.

 

Тема «Теорема синусов» в 9Г

 

— Прочитать теорему, записали в буквенном виде

 

 

 

— Задание «записать теорему синусов для данных треугольников»

 

 

 

 

 

Это задание направлено на умение распознавать и воспроизводить  полученные знания, умение применять знания в новой ситуации (другое обозначение треугольника и его вид)

 

 

 

4.      Задание «реши задачу, используя образец»

 

 

 

Это задание направлено на умение работать по образцу.

 

 

 

5.     В течение недели на уроках математики я задаю логические задачи.

 

А на уроке «Веселая математика» мы разбираем решенные задачи.

 

6.     Проходя тему «Натуральные числа» ( 5 класс) ребятам было задано задание «Вспомнить или найти поговорки и пословицы в которых встречаются натуральные числа». Ребята, конечно, нашли их, но

 

оказалось, что они не понимают смысл этих поговорок. Поэтому следующее задание было поговорить с родителями и выяснить, что имеется в виду в той или иной поговорке. С помощью родителей и Интернета мы все-таки закончили эту тему.

 

 

 

 

 

7.     Тема «Симметрия» ( 5 класс).

 

Задание –

 

1. Нарисовать симметричные предметы, которые нас окружают (совместная работа с учителем ИЗО)

 

2. Для более подготовленных- создать презентацию (совместная работа с учителем информатики)

 

3. Симметрия в литературе (совместная работа с учителем русского языка и литературы)

 

                

 

Современный учитель-навигатор

Автор: Панькова Екатерина Викторовна

Корабль – это наше образование, наши знания. Главное на корабле – правильный курс, его задают штурманы или навигаторы и конечно капитан корабля. Юнги – не пассажиры и не безропотные работники, они полноправные члены команды. Так же, как и ученик не объект обучения, он сам непосредственный участник процесса.

Информация окружает наших детей, как солнце, как волны, как небо окружает корабль. И сегодня информация, приобретённая во время плавания должна стать личностно значимой и необходимой.

Каким же должен быть штурман или навигатор, чтобы не сворачивать парус, не наподдаваться ветру, шторму и штилю, а твердо идти к цели начальным курсом.

Современный педагог в отличие от педагогов старой школы уже не носитель абсолютного энциклопедического знания, как это было долгие годы и даже десятилетия. Сейчас так много различных источников информации, что функция учителя, скорее, сводится к функции грамотного и опытного навигатора в области огромного количества источников информации. Одна из его главных компетенций — суметь сориентировать школьника — где ему найти знания о том или ином предмете.

Причем не просто информацию, а проверенную, из серьезных компетентных источников.

Нужно, чтобы за знаниями ученик «не лез» в Википедию, а спросил у учителя: а как же все на самом деле, где получить самую достоверную информацию? И как достоверность этой информации проверить? В этой связи, разумеется, педагог и сам должен уметь искать информацию в интернете и владеть всеми современными информационными технологиями.

Согласно Профессиональному стандарту педагога сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ- технологии пронизывают все сферы и структуры школы будущего. Неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции)», как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет».

Поэтому для реализации ФГОС современный учитель должен  быть информационно грамотным. Информационная грамотность – это:

· умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

· умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;

· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи) с помощью таких приемов как:

1)    Мозговой штурм

2)    Синквейн

3)    Что лишнее?

4)    Кластеры

5)    Толстые и тонкие

6)    Групповая дискуссия

7)    Да-нетки

8)    Психорисунок

9)    Лови ошибку

· умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

· умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

· умение использовать современные технологии при работе с информацией, например, технология развития критического мышления

· умение работать с информацией индивидуально и в группе.

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.

Роль учителя заключается в том, чтобы безжалостно и планомерно подталкивать обучающихся к выходу за границы восприятия мира, постоянно побуждая вас к осознанию самого себя.

 

Никакой учитель не может передать понимание Высшего «Я», но он может создавать наилучшие, именно возможности столкнуться с тем, есть на самом деле. Учитель, находясь на границе реального и нереального, то есть на границе двух миров, видит всё, что происходит с учеником, и бережно направляет его движение так, чтобы он мог прийти туда же, где находится он сам.

Приемы работы с детьми с задержкой психического развития

Автор: Варгас Светлана Васильевна

 

Приемы работы с детьми с ОВЗ

 

Одним из приемов  коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 
— игровые ситуации; 
— дидактические игры.

 

1.      Примером такой игры может служить игра, в которую детям нравится играть   «Друг — утюг». Игра заключается в том, что одному игроку надевают на голову карточку с изображением какого-то предмета. Ребенок встает лицом к классу и, задавая вопросы, на которые класс должен ответить «да» или «нет», должен догадаться, какой предмет изображен на карточке.

 

Эта игра помогает развивать ассоциативное мышление, речь, умение задавать обобщающие вопросы и выделять родовые и видовые признаки предметов.

 

2.     Еще на уроках активно использую карточки-памятки, которые позволят ребенку быстро и легко освежить в голове пройденный материал. В них собраны ключевые моменты, которые, как правило, и вызывают затруднения. Я их использую не только в классах СКК но и в общеобразовательных. Карточки с зафиксированной на них учебной информацией могут быть успешно использованы для практических занятий, тематических зачётов.

 

Примеры классификации карточек для коррекции знаний

 

1. Карточки-задания при самостоятельном проблемном изучении нового учебного материала и его закреплении.

 

2. Карточки-задания с текстом математических задач

 

3. Карточки с фрагментами учебных текстов учебников.

 

4. Карточки-образцы решения задач, доказательства теорем и оформления их записи.

 

5. Карточки, направленные на формирование логического мышления учащихся.

 

6. Карточки информационного характера.

 

7. Карточки-инструкции (карточки-консультанты). В них даётся план решения типовых задач.

 

Использование карточек оказывается более эффективным, чем простое чтение учащимися пропущенного учебного текста по учебнику.

 

 

 

3.     Применение пройденного материала в новых ситуациях.

 

Тема «Теорема синусов» в 9Г

 

— Прочитать теорему, записали в буквенном виде

 

 

 

— Задание «записать теорему синусов для данных треугольников»

 

 

 

 

 

Это задание направлено на умение распознавать и воспроизводить  полученные знания, умение применять знания в новой ситуации (другое обозначение треугольника и его вид)

 

 

 

4.      Задание «реши задачу, используя образец»

 

 

 

Это задание направлено на умение работать по образцу.

 

 

 

5.     В течение недели на уроках математики я задаю логические задачи. (ребята решают их в отдельной тетради)

 

А на уроке «Веселая математика» (раз в неделю) мы разбираем решенные задачи.

 

6.     Проходя тему «Натуральные числа» ( 5 класс) ребятам было задано задание «Вспомнить или найти поговорки и пословицы в которых встречаются натуральные числа». Ребята, конечно, нашли их, но

 

оказалось, что они не понимают смысл этих поговорок. Поэтому следующее задание было поговорить с родителями и выяснить, что имеется в виду в той или иной поговорке. С помощью родителей и Интернета мы все-таки закончили эту тему.

 

 

 

 

 

7.     Тема «Симметрия» ( 5 класс).

 

Задание –

 

1. Нарисовать симметричные предметы, которые нас окружают (совместная работа с учителем ИЗО)

 

2. Для более подготовленных- создать презентацию (совместная работа с учителем информатики)

 

3. Симметрия в литературе (совместная работа с учителем русского языка и литературы)

 

                

 

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и географии.

Автор: Степанова Людмила Петровна

Активизация познавательной деятельности

на уроках биологии и географии.

 

Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к биологической и географической наукам, их история, к самому человеку, его способности творчески мыслить, созидать. Основная цель учителя – подготовка биологически и географически грамотной личности. Сложно достичь этой цели при сокращении объемов учащихся. Выход видится в развитии познавательной деятельности учащихся. Для этого приемлемы различные формы обучения.

Школьный учебник.

Прежде всего, помощником может служить обычный учебник, так как работа с учебником на уроке под руководством учителя позволяет формированию таких навыков: самостоятельно получать знания, находить главное, фиксировать мысли в виде планов, схем, конспектов, которые очень облегчают обобщение и сравнение. Задания при работе с учебником могут носить различный характер:

1.Поисково – репродуктивная работа.

— Наиболее простая форма работы с учебником- комментированное чтение.

Вопросы могут быть следующими: что из прочитанного вам известно, что вы узнали нового, как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают учащимся лучше ориентироваться в тексте.

— Ответы на вопросы к параграфу.

Эта работа помогает решить следующие задачи:

1. умение отвечать четко и кратко.

2. фронтально закрепить материал на уроке.

3. дифференцированное обучение (ученикам с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы)

— Заполнение таблиц.

Работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.

2. Сравнительно – аналитическая работа.

— Сравнение и анализ

 Обучение соответствующим приемам ведется практически с поисково – репродуктивным, так как они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Формирование навыка сравнить объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать.

Как сравнивать объекты.

Сравнивать – это значит сопоставлять в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:

1. Определить объекты для сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформить результаты в виде таблиц и схем.

— Работа с рисунками.

Как работать с рисунками.

1. Как называется рисунок.

2. Что на нем изображено.

3. Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их, сделайте вывод.

3. Творческая работа с учебником.

— Составление вопросов.

 Вопросы могут носить произвольный характер или начинаются определенным образом: « Докажите что …» , « Объясните почему….», « Какой вывод можно сделать». Вопросы не должны дублировать вопросы учебника и оценивается не только их количество, но и качество. Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

1. выборочно или у всего класса в тетрадях.

2. заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников.

3. организовать работу в группах.

4. организовать работу между группами.

— Работа с терминами.

Одна из важнейших работ, так как от усвоения новой терминологии зависит во многом и усвоение нового материала. Кроме устной работы над новыми терминами можно проводить письменную работу.

1. выписать новые термины и определения. Важно научиться записывать термины, так чтобы их можно было легко находить среди других записей ( брать в рамку, подчеркивать или выделять шрифтом)

2. записывать терминологический текст (составленный учителем) и вставлять пропущенные термины. Данная форма может охватить практически все новые термины и найти взаимосвязь между ними.

— Составление схем.

Наиболее краткое изложение информации. Работа над схемами складывается из нескольких этапов:

1. учитель готовит схемы и объясняет их.

2. ученики учатся объяснять по готовой схеме.

3. ученики пытаются самостоятельно составить схемы

— Составление опорных конспектов.

— Составление планов.

При проведении этой работы необходимо объяснить учащимся  какова цель таких материалов и их структура. Лучше разработать памятки по составлению плана.

Как составить план.

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Разбей его на смысловые частицы.

3. Озаглавь каждую часть и запиши заголовки по порядку.

 4. Устно изложи материал по готовому плану.

Если составляется развернутый план, то необходимо дополнить каждый пункт краткими записями, которые помогут воспроизвести информацию.

— Написание конспектов.

Кроме краткого изложения материала  требуется логичность, четкость и умение формулировать свои мысли.

— Составление кроссвордов, головоломок, ребусов.

Использование таких заданий способствует росту мастерства ученика, интереса к предмету.

Наглядные пособия.

Наглядные пособия играют не мало важную роль в развитии познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии и географии.

Через наглядные пособия учащиеся получают новые знания, что помогает быстрому усвоению понятий;  также развивается зрительная память и самостоятельность; повышается эффективность преподавания; интерес к предмету; дает не только поверхностное представление, но и помогает вникнуть в глубь самого явления, понять ход развития.

Наглядные пособия и материалы можно объединить в группы:

1. Натуральные наглядность.

Сюда можно отнести объекты природы живые и препарированные, живые объекты и демонстрация опытов.

2. Изобразительная наглядность.

Сюда относятся:  таблицы, динамические схемы, муляжи, фото, картины, иллюстрации, портреты, фильмы.

3. Словесная наглядность.

При изучении биологии и географии можно выделить несколько приемов развития познавательной деятельности  на уроках:

1. Приемы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний.

2. Приемы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изученного.

3.Приемы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изученного материала.

4. Использование биологических и географических задач при развитии познавательного интереса.

5. Познавательные игры, как средство развития познавательной деятельности.

  Приемы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний.

1. Прием новизны, предлагающий включении е в содержание учебного материала интересных фактов, сведений.

2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

В результате использования этих приемов у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов.

 Приемы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изученного.

 1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2. Исследовательский прием.

На основе проведенных учащихся опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащихся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформировать вывод.

3. Эвристический прием.

Учитель опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

4. Прием научного спора.

На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.

В результате использования различных приемов развития познавательной деятельности на  этапе осмысления изученного помогает сформировать у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии и географии.

Приемы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изученного материала.

1. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

2. Прием моделирования.

3. Составление схем, таблиц.

4. Использование символов для выполнения задания.

Использование биологических и географических задач при развитии познавательного интереса.

Биологические и географические задачи способствуют повышению активности учащихся на уроках. Ученики исследуют  явление, ищут его пути решения, выдвигают различные предложения, приводят доказательства что, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и познавательного интереса к предмету.

Выделяют следующие типы задач:

1. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2. Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3. Задачи на распознание натуральных объектов.

4. Задача на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

5. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

6. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

7. Задачи, связанные с самонаблюдением.

8. Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Биологические и географические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной  деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности  и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии и географии.

Познавательные игры, как средство развития познавательной деятельности.

Выделяют следующие типы:

1. игры – упражнения.

2. игра – поиск

3. игры – соревнования

4. сюжетно – ролевые игры

5. познавательные игры – путешествия.

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ученика.

 

 

 

 

 

Разработка урока «Древний Китай»с применением здоровьесберегающих педагогических технологий, на основе информационно-коммуникативных и медиа-технологий.

Автор: Бурдина Ирина Владимировна

Урок проведен с применением здоровьесберегающих педагогических технологий, на основе информационно-коммуникативных и медиа-технологий. Последние очень удобны для технического сопровождения современного урока. Их использование повышает интерес учащихся к предмету, предоставляет возможности реализации креативных способностей учащихся и учителя, делает урок ярким, познавательным, расширяет учительский инструментарий.

Но в избытке данные технологии могут быть вредны, поэтому внедряя их, мы обязаны продумать динамическую составляющую урока – выход учащихся к доске, физкультурная и дыхательная пауза (по теме урока), объединение в группы, смена поз.

 

 

 

 

 

 

 

Древний Китай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурдина Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания,

высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древний Китай

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: для учителя — экран, слайды к уроку (презентация); для учащихся – учебники, рабочие тетради, атласы, контурные карты, цветные карандаши.

Цель урока для учителя: ознакомить учащихся с географическим положением Китая, его природно-климатическими условиями, дать знания о первой Китайской империи, её врагах и уникальном методе защиты от их нападения. Задачи  урока для учителя:

~       Познакомить учащихся с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Китая, развивая при этом картографические навыки учащихся;

~       Повторить географическое положение и природно-климатическими условиями Древней Индии, сравнивая его этими же положениями Древнего Китая, отрабатывая навык заполнения таблицы в рабочей тетради;

~       Организовать ознакомление учащихся с занятиями и образом жизни населения первых городов-государств Древнего Китая, тренируя навык работы с материалом учебника;

~       Дать знания о первой Китайской империи, императоре Цинь Шихуанди, используя метод индивидуального задания по теме урока;

~       Прививать учащимся моральные нормы на материале урока.

Цель урока для учащихся: познакомиться с Древним Китаем, его природой, узнать о первой древнекитайской цивилизации, о её вкладе в мировую культурную сокровищницу.

Задачи урока для учащихся:

~ изучить географические положение и природно-климатические условия Древнего Китая и самостоятельно заполнить таблицу по теме в тетради;

~ ознакомиться с занятиями и образом жизни населения первых городов-государств Древнего Китая;

~ узнать  о первой Китайской империи, императоре Цинь Шихуанди;

~ выполнить практическую работу по теме на контурной карте.

План урока:

1.     Введение в тему и актуализация первичных знаний.

2.     Знакомство с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Китая.

3.     Работа с контурной картой

4.     Проблемная ситуация (поиск информации). Дыхательная пауза.

5.     Работа с учебником ( поиск информации, необходимой для решения проблемной ситуации); обсуждение результатов работы.

6.     Рассказ ученика, побывавшего в Китае, о гробнице Цинь Шихуанди и Великой Китайской стены с демонстрацией собственных фотографий. Физкультурная пауза.

7.     Работа с таблицей.

8.     Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание.

Ход урока:

I.                   Введение в тему, ознакомление учащихся с целью урока и актуализация знаний. (5 мин).

На экране демонстрируется несколько слайдов о Китае. Учащиеся показывают свои знания, которыми они владеют об этой стране. Цель- выявить знаний по теме и готовность к восприятию нового материала, создание настроя урока, формирование интереса к теме. Метод-беседа.

II.                Знакомство с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Китая (5 мин).

Проводиться с помощью слайдов «Древний Китай». Метод — иллюстрированный рассказ учителя.

III.             Работа с контурной картой. (5 мин).

Учителем заготовлены слайды с картой Китая из атласа и контурной карты. Меняя эти слайды, которые параллельно накладываются друг на друга, даем детям возможность выходить к доске по очереди и показывать на слайде контурной карты 6 географических названий: рек Янцзы, Хуанхэ, Великую Китайскую равнину, Восточно-Китайское море, Желтое море, Великую Китайскую стену. Одновременно учащиеся наносят эти названия и в свои контурные карты. Учителем напоминается  о правилах заполнения контурной карты и в конце демонстрируется слайд с «заполненной» контурной картой. При наличии СМАРТ- доски её возможности дают ещё больший динамизм работы с контурной карты.

IV.            Проблемная постановка вопроса о своеобразии управления первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди. (1 мин).

Учащиеся получают установку, но перед началом работы проводиться дыхательные упражнения  «Задувание свечи», «Полет пера» по системе йоги, с которыми они познакомились на предыдущем уроке.

V.               Работа с учебником – поиск информации, необходимой для решения проблемной ситуации (5 мин).

Учащиеся самостоятельно читая соответствующий пункт, отвечают на наводящие вопросы учителя:

— как назывался титул, который принял китайский правитель в 3 веке до н.э.?

— какое название получила его империя, почему?

— был ли счастлив Цинь Шихуанди?

— можно ли назвать жестоким правление Цинь Шихуанди и почему?

По итогам работы с текстом учащиеся формулируют ответы на поставленную проблему.

VI.            Перспективное задание. (6 мин).

Выступление ученицы, побывавшей в Китае. Рассказ о гробнице Цинь Шихуанди и причинах построения Великой Китайской стены подкрепляется личными фотографиями, которые демонстрируются на экране.  

По окончании доклада проводится физкультурная пауза на основе простейших элементов гимнастики йогов «Поза стула», «Поза воина».                                                                   

VII.         Работа со сравнительной таблицей в тетради по теме «Индия и Китай». (10 мин).

Таблица заготовлена на доске и на слайде. Учащиеся делятся на 5 групп и заполняют каждый свою строчку на доске, выходя поочередно. Готовая таблица воспроизводится на слайде и ребята переносят её в тетрадь.

 

 

Индия

Китай

Место возникновения цивилизации

 

 

Время возникновение цивилизации

 

 

Климат

 

 

Почвы

 

 

Реки

 

 

 

VIII.      Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание. (5 мин)

Учитель проверяет уровень полученных знаний, проводит первичное закрепление материала. Учащиеся получают несколько вариантов домашнего задания:

— подготовить пересказ изученного материала;

— сделать презентации об одном из изобретений древних китайцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Упражнение дыхательной гимнастики на основе системы йогов.

 

Полет пера.

Упражнение улучшает качество крови и кровоснабжение мозга. Цель -улучшить восприятие и усвоение информации, активизировать память.

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо. Втягивая воздух через ноздри, делайте медленное вдыхание, наполняя легкие. Вдыхание идет одним движением, которым поднимается вся грудь, от опускаемой диафрагмы до самых верхних ребер и ключиц. Избегайте толчков в дыхании и старайтесь делать его плавным, медленным движением в течении 2 секунд. Сделав вдох, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхайте, направляя запас воздуха как будто гоните по ветру перышко.

 

Задуй свечу.

Упражнение возвращает усталому человеку силы. Цель – улучшить деятельность нервной системы, развить нервную силу, наполнить организм жизненной энергией.

Исходное положение: встать прямо, вдохнуть полным дыханием и задержать его. Вытяните руки вперед, ослабив, насколько возможно, их мускулы. Медленно согните руки, подтягивая их к лицу, постепенно сжимая мускулы. Сильно выдохните воздух через рот, как бы задевая свечу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Упражнения на основе элементов гимнастики йогов.

 

Поза стула

Встать прямо, ноги свести вместе. Руки должны быть свободно расположены вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, потом выдох. Медленно присядьте, вытянув руки вверх, ладони прижаты друг к другу.

 

Поза воина.

Находясь в «позе стула», сделать глубокий вдох, выпрямиться, сделать выдох. Правой ногой сделать шаг назад, повернув ступню наружу на угол 45 градусов. Левую ногу согнуть в колене. Руки поднять над головой, ладони прижаты друг к другу.

 

 

Я хочу чтобы не было больше войны…..

Автор: Гуляева Эльза Эльмурзаевна

Среди тех, кто испытал на себе страдания, горечь утраты родных и близких, голод, лишения и незащищенность, есть не только ветераны, но и целое поколение, которое сегодня называют «Дети войны». Немало строчек посвятили поэты сегодняшним бабушкам и дедушкам, но объединяет их одно — безудержная боль и непоколебимость малышей, которые были лишены самой счастливой в жизни поры — детства.

4 декабря  активисты школьного юнармейского отряда «Орлята»  МБОУ ООШ№6 г. Моздока встретились с Алениковым Петром Ивановичем.

Петр Иванович родился 02.09.1936 г. проживает в г. Моздоке по ул. Спортивная,8.

 

Он рассказал ребятам о нелегкой жизни в годы войны.

 

Из рассказа Петра Ивановича  …Мне было около шести лет, когда началась война…В военное и первое время после войны нас спасало то, что мы выдёргивали из земли и варили разные коренья, а корни камыша очищали и ели сырыми — они были сладковатыми; ели всё, что росло в поле, в лесу, у заборов. Как-то ранней весной мы с родителями пошли в гости и нас, детей, послали в огород искать оставшуюся с осени в земле картошку. В ту голодную послевоенную пору из мёрзлой картошки получились, как нам казалось, вкуснейшие оладьи…

Война лишила целое поколение беззаботного детства. И хотя наш герой не был участником военных действий, но он как и  многие другие «Дети войны» прочувствовал, что такое война.

Истории их жизни — бесценны. Наша задача — сохранить о них память и постараться больше никогда не допустить повторения этих ужасных военных лет.

   

 

 

Разработка урока»Числовые и буквенные выражения»

Автор: Сивакова

Главное в математике -умение считать .На уроке дети тренируются в счете. определяют значения числовых выражений и буквенных выражений , при данных значениях входящих в них букв

Проблемные аспекты обучения чтению в средней школе.

Автор: Минина Инна Владимировна

 

 

Модернизация российского образования ставит перед общеобразовательной  школой одну  из важнейших задач –достижение нового, современного качества образования, предполагая ориентацию  образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развития его личности, его познавательных и созидательных способностей.

 

В стандарте  общего образования особо отмечено, что  учащиеся средней школы должны владеть умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках. Это, несомненно , невозможно без   овладения навыками беглого, осознанного чтения .Таким образом, проблема формирования навыков осознанности чтения у учащихся  является весьма актуальной.      

 

Для учителя  литературы важно развить навыки, способствующие формированию беглого, осмысленного чтения, так как именно они способствуют развитию связной речи, расширению активного словарного запаса и  позволяют повысить успеваемость обучающегося в целом, стать успешным в обучении. Однако  умение читать  осознанно , бегло, являясь важнейшим видом речевой и умственной деятельности, у детей 10-12 лет значительно отстает от нормы, чем затрудняет, причем в значительной степени ,усвоение не только гуманитарных наук, но и наук естественно-научного цикла, что непосредственно сказывается на успеваемость в среднем звене общеобразовательной школы. Каковы же причины столь низкого уровня сформированности этого первостепенного навыка и что необходимо предпринимать в практике обучения  осознанному чтению учителям , работающим в 5-7классах?

 

На мой взгляд, основными  причинами, влияющими на объем и качество чтения  этой возрастной группы школьников, являются следующие. Во-первых, в свободном времени детей  все больше места стало отдаваться различного вида гаджетам, компьютерным играм, телевидению, которые не способствуют развитию мотивации к чтению, а наоборот, мешают осознанно воспринимать печатный текст.

 

 Во-вторых, в условиях современной жизни, при занятости родителей  в большинстве семей либо отсутствует практика чтения вместе с детьми, либо носит сугубо номинальный характер. Причем, многие родители и сами не подают пример чтения.

 

В-третьих, доступность в Интернете художественной литературы, в  целом являясь благом, для детей  данного возраста оказывает «медвежью услугу»-невозможность подержать в руках напечатанную книгу, полистать странички с картинками, вдохнуть запах типографской краски, а самое главное, подарить  радость обладания художественно оформленным печатным изданием   томика любимых сказок. К тому же многими учеными доказано положительное влияние печатной книги на восприятие мозгом бумажных книг, нежели цифровых. Так, доктор математических наук из Гарварда Джордан Элленберг в своих исследованиях показал, что человек гораздо меньше углубляется в чтение электронных книг, а вот процесс перелистывания страниц акцентирует внимание читающего и заставляет дольше держать в памяти последние слова предыдущей страницы.

 

Таким образом, становится понятной необходимость  уделять особое внимание формированию у обучающихся навыков осознанного чтения на уроках русского языка и литературы.

 

                         Прежде всего учителю важно помочь ребятам овладеть функциональной грамотностью, т.е. умением пользоваться различными видами чтения,  осознанным чтением как инструментом мышления. Ученик должен пройти несколько этапов в ходе выработки навыка осознанного чтения. Первый этап начинается еще в начальной школе, когда дети овладевают способом чтения сначала по слогам, а затем и целыми словами. Естественно, что переходя в среднее звено, в 5 класс, обучающиеся должны уже уверенно читать целыми словами,  увеличивая темп чтения.

 

В средней школе приняты следующие нормы техники чтения:

 

 

 

скорость чтения

по классам

1 полугодие

2 полугодие

5 класс

90 – 100 слов

110  — 120 слов

6 класс

120 -130 слов

130 – 140 слов

7 класс

140 – 150слов

150– 160 слов

 

 

 

                         Однако овладение техникой чтения  предусматривает не только высокую скорость чтения в минуту- беглость чтения, но и правильность, сознательность и выразительность.

 

                         Проанализировав результаты проверки техники чтения в 5-7 классах, мы пришли к выводу, что правильность чтения -чтения без искажений, без ошибок, влияющих на смысл читаемого, присутствовало у 50-60% обучающихся. Вот типичные ошибки, допускаемые обучающимися при чтении:

 

 

 

·         фонетические искажения

 

·         пропуски букв, слогов, слов , строчек;

 

·         перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

 

·         замена одних единиц чтения другими;

 

·         наличие повторов (слогов и слов);

 

·         нарушение норм литературного произношения:

 

·         орфоэпические ошибки

 

·         ошибки, связанные с  «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.

 

                         Данные ошибки мешали пониманию обучающимися замысла автора текста, осознанию художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмыслению своего собственного отношения к прочитанному, что и  трактуется как сознательность чтения.

 

                          Неосмысленное (механическое) чтение определялось на основе анализа ответов учащихся, в которых обнаружилось:
—    непонимание общего смысла прочитанного текста;
—    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
—    неумение выделить основную мысль прочитанного; 
—    нарушение последовательности событий в тексте в процессе пересказа при выражении своего отношения к прочитанному.

 

                         На помощь учителю  в исправлении ошибок, формировании правильности чтения приходят следующие методические приемы:

 

— упражнения в чтении и анализе художественных произведений должны проводиться систематически на каждом уроке,

 

 систематическая работа по развитию правильности чтения,

 

  учет возрастных и психологических особенностей детей при отборе литературных текстов, важно помочь ребенку найти «свою» книгу,

 

-привитие любви к чтению, желания читать, делиться прочитанным с одноклассниками, высказывать свое мнение,

 

-ведение «дневников читателя»,

 

— проведение конкурсов книголюбов,

 

— составление веселых смс от литературных героев.

 

                         Подводя итог сказанному, отметим, что все эти приемы призваны содействовать формированию осознанного чтения, развитию речевой активности обучающихся, формированию коммуникативных навыков,  так необходимых для успешной успеваемости и социализации в обществе.