Автор: Степанова Людмила Петровна
Активизация познавательной деятельности
на уроках биологии и географии.
Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к биологической и географической наукам, их история, к самому человеку, его способности творчески мыслить, созидать. Основная цель учителя – подготовка биологически и географически грамотной личности. Сложно достичь этой цели при сокращении объемов учащихся. Выход видится в развитии познавательной деятельности учащихся. Для этого приемлемы различные формы обучения.
Школьный учебник.
Прежде всего, помощником может служить обычный учебник, так как работа с учебником на уроке под руководством учителя позволяет формированию таких навыков: самостоятельно получать знания, находить главное, фиксировать мысли в виде планов, схем, конспектов, которые очень облегчают обобщение и сравнение. Задания при работе с учебником могут носить различный характер:
1.Поисково – репродуктивная работа.
— Наиболее простая форма работы с учебником- комментированное чтение.
Вопросы могут быть следующими: что из прочитанного вам известно, что вы узнали нового, как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают учащимся лучше ориентироваться в тексте.
— Ответы на вопросы к параграфу.
Эта работа помогает решить следующие задачи:
1. умение отвечать четко и кратко.
2. фронтально закрепить материал на уроке.
3. дифференцированное обучение (ученикам с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы)
— Заполнение таблиц.
Работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.
2. Сравнительно – аналитическая работа.
— Сравнение и анализ
Обучение соответствующим приемам ведется практически с поисково – репродуктивным, так как они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Формирование навыка сравнить объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать.
Как сравнивать объекты.
Сравнивать – это значит сопоставлять в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:
1. Определить объекты для сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформить результаты в виде таблиц и схем.
— Работа с рисунками.
Как работать с рисунками.
1. Как называется рисунок.
2. Что на нем изображено.
3. Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их, сделайте вывод.
3. Творческая работа с учебником.
— Составление вопросов.
Вопросы могут носить произвольный характер или начинаются определенным образом: « Докажите что …» , « Объясните почему….», « Какой вывод можно сделать». Вопросы не должны дублировать вопросы учебника и оценивается не только их количество, но и качество. Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:
1. выборочно или у всего класса в тетрадях.
2. заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников.
3. организовать работу в группах.
4. организовать работу между группами.
— Работа с терминами.
Одна из важнейших работ, так как от усвоения новой терминологии зависит во многом и усвоение нового материала. Кроме устной работы над новыми терминами можно проводить письменную работу.
1. выписать новые термины и определения. Важно научиться записывать термины, так чтобы их можно было легко находить среди других записей ( брать в рамку, подчеркивать или выделять шрифтом)
2. записывать терминологический текст (составленный учителем) и вставлять пропущенные термины. Данная форма может охватить практически все новые термины и найти взаимосвязь между ними.
— Составление схем.
Наиболее краткое изложение информации. Работа над схемами складывается из нескольких этапов:
1. учитель готовит схемы и объясняет их.
2. ученики учатся объяснять по готовой схеме.
3. ученики пытаются самостоятельно составить схемы
— Составление опорных конспектов.
— Составление планов.
При проведении этой работы необходимо объяснить учащимся какова цель таких материалов и их структура. Лучше разработать памятки по составлению плана.
Как составить план.
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Разбей его на смысловые частицы.
3. Озаглавь каждую часть и запиши заголовки по порядку.
4. Устно изложи материал по готовому плану.
Если составляется развернутый план, то необходимо дополнить каждый пункт краткими записями, которые помогут воспроизвести информацию.
— Написание конспектов.
Кроме краткого изложения материала требуется логичность, четкость и умение формулировать свои мысли.
— Составление кроссвордов, головоломок, ребусов.
Использование таких заданий способствует росту мастерства ученика, интереса к предмету.
Наглядные пособия.
Наглядные пособия играют не мало важную роль в развитии познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географии.
Через наглядные пособия учащиеся получают новые знания, что помогает быстрому усвоению понятий; также развивается зрительная память и самостоятельность; повышается эффективность преподавания; интерес к предмету; дает не только поверхностное представление, но и помогает вникнуть в глубь самого явления, понять ход развития.
Наглядные пособия и материалы можно объединить в группы:
1. Натуральные наглядность.
Сюда можно отнести объекты природы живые и препарированные, живые объекты и демонстрация опытов.
2. Изобразительная наглядность.
Сюда относятся: таблицы, динамические схемы, муляжи, фото, картины, иллюстрации, портреты, фильмы.
3. Словесная наглядность.
При изучении биологии и географии можно выделить несколько приемов развития познавательной деятельности на уроках:
1. Приемы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний.
2. Приемы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изученного.
3.Приемы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изученного материала.
4. Использование биологических и географических задач при развитии познавательного интереса.
5. Познавательные игры, как средство развития познавательной деятельности.
Приемы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний.
1. Прием новизны, предлагающий включении е в содержание учебного материала интересных фактов, сведений.
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
В результате использования этих приемов у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов.
Приемы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изученного.
1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2. Исследовательский прием.
На основе проведенных учащихся опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащихся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформировать вывод.
3. Эвристический прием.
Учитель опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
4. Прием научного спора.
На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
В результате использования различных приемов развития познавательной деятельности на этапе осмысления изученного помогает сформировать у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии и географии.
Приемы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изученного материала.
1. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
2. Прием моделирования.
3. Составление схем, таблиц.
4. Использование символов для выполнения задания.
Использование биологических и географических задач при развитии познавательного интереса.
Биологические и географические задачи способствуют повышению активности учащихся на уроках. Ученики исследуют явление, ищут его пути решения, выдвигают различные предложения, приводят доказательства что, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и познавательного интереса к предмету.
Выделяют следующие типы задач:
1. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
2. Задачи, способствующие развитию логического мышления.
3. Задачи на распознание натуральных объектов.
4. Задача на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
5. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
6. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
7. Задачи, связанные с самонаблюдением.
8. Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Биологические и географические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии и географии.
Познавательные игры, как средство развития познавательной деятельности.
Выделяют следующие типы:
1. игры – упражнения.
2. игра – поиск
3. игры – соревнования
4. сюжетно – ролевые игры
5. познавательные игры – путешествия.
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ученика.