Автор: Минина Инна Владимировна
Модернизация российского образования ставит перед общеобразовательной школой одну из важнейших задач –достижение нового, современного качества образования, предполагая ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развития его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В стандарте общего образования особо отмечено, что учащиеся средней школы должны владеть умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках. Это, несомненно , невозможно без овладения навыками беглого, осознанного чтения .Таким образом, проблема формирования навыков осознанности чтения у учащихся является весьма актуальной.
Для учителя литературы важно развить навыки, способствующие формированию беглого, осмысленного чтения, так как именно они способствуют развитию связной речи, расширению активного словарного запаса и позволяют повысить успеваемость обучающегося в целом, стать успешным в обучении. Однако умение читать осознанно , бегло, являясь важнейшим видом речевой и умственной деятельности, у детей 10-12 лет значительно отстает от нормы, чем затрудняет, причем в значительной степени ,усвоение не только гуманитарных наук, но и наук естественно-научного цикла, что непосредственно сказывается на успеваемость в среднем звене общеобразовательной школы. Каковы же причины столь низкого уровня сформированности этого первостепенного навыка и что необходимо предпринимать в практике обучения осознанному чтению учителям , работающим в 5-7классах?
На мой взгляд, основными причинами, влияющими на объем и качество чтения этой возрастной группы школьников, являются следующие. Во-первых, в свободном времени детей все больше места стало отдаваться различного вида гаджетам, компьютерным играм, телевидению, которые не способствуют развитию мотивации к чтению, а наоборот, мешают осознанно воспринимать печатный текст.
Во-вторых, в условиях современной жизни, при занятости родителей в большинстве семей либо отсутствует практика чтения вместе с детьми, либо носит сугубо номинальный характер. Причем, многие родители и сами не подают пример чтения.
В-третьих, доступность в Интернете художественной литературы, в целом являясь благом, для детей данного возраста оказывает «медвежью услугу»-невозможность подержать в руках напечатанную книгу, полистать странички с картинками, вдохнуть запах типографской краски, а самое главное, подарить радость обладания художественно оформленным печатным изданием томика любимых сказок. К тому же многими учеными доказано положительное влияние печатной книги на восприятие мозгом бумажных книг, нежели цифровых. Так, доктор математических наук из Гарварда Джордан Элленберг в своих исследованиях показал, что человек гораздо меньше углубляется в чтение электронных книг, а вот процесс перелистывания страниц акцентирует внимание читающего и заставляет дольше держать в памяти последние слова предыдущей страницы.
Таким образом, становится понятной необходимость уделять особое внимание формированию у обучающихся навыков осознанного чтения на уроках русского языка и литературы.
Прежде всего учителю важно помочь ребятам овладеть функциональной грамотностью, т.е. умением пользоваться различными видами чтения, осознанным чтением как инструментом мышления. Ученик должен пройти несколько этапов в ходе выработки навыка осознанного чтения. Первый этап начинается еще в начальной школе, когда дети овладевают способом чтения сначала по слогам, а затем и целыми словами. Естественно, что переходя в среднее звено, в 5 класс, обучающиеся должны уже уверенно читать целыми словами, увеличивая темп чтения.
В средней школе приняты следующие нормы техники чтения:
скорость чтения по классам |
1 полугодие |
2 полугодие |
5 класс |
90 – 100 слов |
110 — 120 слов |
6 класс |
120 -130 слов |
130 – 140 слов |
7 класс |
140 – 150слов |
150– 160 слов |
Однако овладение техникой чтения предусматривает не только высокую скорость чтения в минуту- беглость чтения, но и правильность, сознательность и выразительность.
Проанализировав результаты проверки техники чтения в 5-7 классах, мы пришли к выводу, что правильность чтения -чтения без искажений, без ошибок, влияющих на смысл читаемого, присутствовало у 50-60% обучающихся. Вот типичные ошибки, допускаемые обучающимися при чтении:
· фонетические искажения
· пропуски букв, слогов, слов , строчек;
· перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
· замена одних единиц чтения другими;
· наличие повторов (слогов и слов);
· нарушение норм литературного произношения:
· орфоэпические ошибки
· ошибки, связанные с «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.
Данные ошибки мешали пониманию обучающимися замысла автора текста, осознанию художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмыслению своего собственного отношения к прочитанному, что и трактуется как сознательность чтения.
Неосмысленное (механическое) чтение определялось на основе анализа ответов учащихся, в которых обнаружилось:
— непонимание общего смысла прочитанного текста;
— неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
— неумение выделить основную мысль прочитанного;
— нарушение последовательности событий в тексте в процессе пересказа при выражении своего отношения к прочитанному.
На помощь учителю в исправлении ошибок, формировании правильности чтения приходят следующие методические приемы:
— упражнения в чтении и анализе художественных произведений должны проводиться систематически на каждом уроке,
— систематическая работа по развитию правильности чтения,
— учет возрастных и психологических особенностей детей при отборе литературных текстов, важно помочь ребенку найти «свою» книгу,
-привитие любви к чтению, желания читать, делиться прочитанным с одноклассниками, высказывать свое мнение,
-ведение «дневников читателя»,
— проведение конкурсов книголюбов,
— составление веселых смс от литературных героев.
Подводя итог сказанному, отметим, что все эти приемы призваны содействовать формированию осознанного чтения, развитию речевой активности обучающихся, формированию коммуникативных навыков, так необходимых для успешной успеваемости и социализации в обществе.