Наш спортивный клуб

Автор: Сайганова Елена Викторовна

«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни– это  успех, его личный успех».
Президент РФ В.В. Путин

  Забота о здоровье детей — проблема, которая является на сегодняшний день очень актуальной, её необходимо решать на государственном уровне, и решаться она должна реально, а не только на словах! Идея создания в школах школьных спортивных клубов — является очень плодотворной на сегодняшний день. Физическая культура это основное средство в организации разумного досуга школьников, отвлечений от «улицы», хорошее средство в  профилактике   правонарушений и отказе от вредных привычек. Большую часть своего времени ученики проводят в школе, и если в школах  на должном уровне будет поставлена физкультурно-спортивная  работа, регулярно будут организовываться спортивные соревнования,  дни здоровья   то здоровее станут наши дети. Именно эту задачу мы поставили перед собой, создавая наш школьный спортивный клуб, со своим положением, традициями, эмблемой, девизом и звучным названием «Олимп».   Спортивный клуб «Олимп» – это   новое для нашей школы начинание, но сделано уже немало: у нас  сформировался дружный, работоспособный коллектив, разработана основная документация, утверждены  положения. В клубе работают секции по волейболу и баскетболу, активно готовят юных шахматистов. Для того чтобы осуществлялись все  задуманные планы, а мероприятия проходили своевременно, интересно, весело, чтобы была физическая и педагогическая польза, в нашем клубе  существует  актив (это юные судьи, капитаны команд, физорги классов). Ребятам предложено  удобное расписание занятий. Совместно с педагогами было разработано  немало праздников, смотров и других мероприятий. Традиционными для нашего школы являются внутришкольные  соревнования, между классами по игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, пионербол, веселые старты, смотры). Спортивные праздники с обязательным участием родителей и учителей. Особенно запоминаются ежегодные мероприятия, проводимые на «Дне здоровья», «Папа, мама,я- спортивная   семья».Немаловажным для нас является сотрудничество с социальными партнерами: ветеранами, коллективами других учебных учреждений, организациями дополнительного образования и другими учреждениями.Принимаем участие в зональных соревнованиях по волейболу, баскетболу. Неоднократно становились победителями соревнований по легкой атлетике. Регулярно принимаем участие и являемся призёрами  регионального этапа «Президентских  игр» и  «Президентских  состязаний», соревнований по игровым видам спорта. Наши воспитанники являются медалистами комплекса ГТО. Также  воспитанники  нашего  клуба являются  призёрами  и  участниками  военно-патриотических  игр  «Зарница»,  «Славянка». Юноармейцы  участвовали  во Всероссийском этапе  военно  – патриотической игры  «Зарница» и  защищали  честь  Тамбовского  региона. В  нашем клубе  есть  шестиклассник, входивший  в  2017  году  в  сборную области, которая  также  защищала  честь Тамбовского  региона на  летнем  физкультурно — спортивном   фестивале  комплекса  «ГТО»

Римский поэт Ювенал сказал: «В здоровом теле – здоровый дух». И действительно, сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное
здоровье, которое  необходимо, чтобы  быть смелее, увереннее в себе, не останавливаться на достигнутом, пробовать себя в разных спортивных  направлениях Одним  из  таких  направлений  нашего  клуба   является программа:  «Самбо  в  школу»,которая  реализуется  уже  3  год

Несмотря на свою популярность, борьба самбо не является олимпийским         видом спорта, но все самбисты ждут, когда наконец-то нашу национальную борьбу включат  в Олимпиаду. Вот  и  в  нашем  клубе  была  организованна  работа  по  реализации данной  программы ..Но  интерес  к  этому  виду  спорта  только  увеличивается. Наши дети, занимаясь самбо, понимают, что им  придется проходить всесторонние испытания своей воли, выдержки, трудолюбия, развивать в себе настойчивость в достижении поставленных целей, научиться самодисциплине, самоконтролю чувств и эмоций. Несмотря  на  все сложности  данного  спорта, занятия самбо  подарили  ребятам  много интересных спортивных  моментов, людей, с которыми они  знакомятся на тренировках и соревнованиях  и теперь часто общаются.  А еще занятия спортом, в  том числе и самбо, дают почувствовать радость собственных достижений. Вот не получался когда-то бросок  у  ребят, а теперь — занимают призовые места на соревнованиях! И понимают  цену приложенных усилий и работы над собой. А кроме того, осознают, что настойчивость хорошо помогает в достижении любых целей.  Ещё один плюс этого спорта — получение навыков самообороны! Это не просто тренировки, это те действия, которые помогаю им  стать увереннее и сильнее, помогают им  постоять за себя.   Главная задача самбиста, вступившего в единоборство, — добиться чистой победы над противником. А  воспитанники  нашего  клуба  всё  больше  и  больше  достигают  спортивных  побед, побед которые дают  им  почувствовать  результат  своего  труда. Труда  из  которого  складывается  общая  победа  команды, а  также  победа  над самим  собой.

Название  нашего клуба – «Олимп»,а олимпийский  пьедестал- это наивысшая  награда в  спорте. Поэтому  цель нашей  работы хоть  на  чуть- чуть  приблизить  мечты  наших  детей  к данной  победе.

Закончить наше эссе хочется словами: «Спасительной силой в нашем
мире является — спорт. Над ним по­- прежнему реет флаг оптимизма, здесь  соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа».

 

Д. Голсуорси                                                                                     

Современный учитель-навигатор

Автор: Панькова Екатерина Викторовна

Корабль – это наше образование, наши знания. Главное на корабле – правильный курс, его задают штурманы или навигаторы и конечно капитан корабля. Юнги – не пассажиры и не безропотные работники, они полноправные члены команды. Так же, как и ученик не объект обучения, он сам непосредственный участник процесса.

Информация окружает наших детей, как солнце, как волны, как небо окружает корабль. И сегодня информация, приобретённая во время плавания должна стать личностно значимой и необходимой.

Каким же должен быть штурман или навигатор, чтобы не сворачивать парус, не наподдаваться ветру, шторму и штилю, а твердо идти к цели начальным курсом.

Современный педагог в отличие от педагогов старой школы уже не носитель абсолютного энциклопедического знания, как это было долгие годы и даже десятилетия. Сейчас так много различных источников информации, что функция учителя, скорее, сводится к функции грамотного и опытного навигатора в области огромного количества источников информации. Одна из его главных компетенций — суметь сориентировать школьника — где ему найти знания о том или ином предмете.

Причем не просто информацию, а проверенную, из серьезных компетентных источников.

Нужно, чтобы за знаниями ученик «не лез» в Википедию, а спросил у учителя: а как же все на самом деле, где получить самую достоверную информацию? И как достоверность этой информации проверить? В этой связи, разумеется, педагог и сам должен уметь искать информацию в интернете и владеть всеми современными информационными технологиями.

Согласно Профессиональному стандарту педагога сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ- технологии пронизывают все сферы и структуры школы будущего. Неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции)», как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет».

Поэтому для реализации ФГОС современный учитель должен  быть информационно грамотным. Информационная грамотность – это:

· умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

· умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;

· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи) с помощью таких приемов как:

1)    Мозговой штурм

2)    Синквейн

3)    Что лишнее?

4)    Кластеры

5)    Толстые и тонкие

6)    Групповая дискуссия

7)    Да-нетки

8)    Психорисунок

9)    Лови ошибку

· умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

· умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

· умение использовать современные технологии при работе с информацией, например, технология развития критического мышления

· умение работать с информацией индивидуально и в группе.

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.

Роль учителя заключается в том, чтобы безжалостно и планомерно подталкивать обучающихся к выходу за границы восприятия мира, постоянно побуждая вас к осознанию самого себя.

 

Никакой учитель не может передать понимание Высшего «Я», но он может создавать наилучшие, именно возможности столкнуться с тем, есть на самом деле. Учитель, находясь на границе реального и нереального, то есть на границе двух миров, видит всё, что происходит с учеником, и бережно направляет его движение так, чтобы он мог прийти туда же, где находится он сам.

педагогический проект «Волшебные краски

Автор: Черемных Марина Леонидовна

Содержание

 

        Введение ………………………………………………………….………3

1)                 Описание проекта …………………………… ……………….……  10

·                    Паспорт проекта

·                    Обоснование необходимости проекта

·                    Гипотеза проекта

·                    Цели и задачи проекта

·                    Участники проекта

2)                 Оценка успешности и реализации проекта…………………. ……15

·                    Показатели и критерии успешности выполнения проекта

·                    Оценка рисков

·                    Дальнейшее развитие проекта

3)                    Список литературы  ………………………………………………   16

4)                 Приложения …………  ………………………………………………  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Паспорт проекта

Площадка реализации проекта

МБОУ ДОД ДДТ № 2, объединение «Вдохновение»

 

Автор проекта

Черемных Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования

 

Гипотеза проекта

В результате практической реализации проекта  у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт стимул самореализации личности детей.

 

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

·                    Познакомить детей с искусством росписи по ткани;

·                    Развивать кругозор детей, творческие способности;

·                    Воспитывать эстетическое отношение к предметам.

·                    Воспитывать детей на народных традициях.

·                    Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении промыслов.

Задачи проекта:

·                    Выяснить историческое происхождение холодного и горячего батика.

·                    Научить работать в  индивидуально и группах при освоении умений и навыков по созданию росписи;

·                    Привлекать родителей к совместной с ребенком творческой деятельности, участию в выставках, конкурсах и  проектах.

·                    Создавать  совместно с администрацией и родителями  благоприятные условия для  творческого роста каждого ребенка обеспечив  необходимыми ресурсами.

·                    Привлекать родителей и учащихся других объединений к посещениям совместно с учащимися  творческих мероприятий, выставок, экскурсий.

Воспитательные:

— воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого;

— воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

— формирование уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Развивающие:

развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;

развитие восприятия формы и цветовосприятия.

Обучающие:

 — познакомить детей с историей развития росписи по ткани

— освоить технологию последовательности изготовления батика;

— познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого промысла;

— познакомить детей с характерным колоритом традиционной росписи.

— освоить особенности  росписи холодного и горячего батика.

 

Участники проекта

Обучающиеся объединения «Вдохновение» второго года обучения (8-10 лет)

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

·                    Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках.

·                    Организовать работу с родительским комитетом по помощи в оснащении кабинета для занятий.

·                    Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время.

·                    Создать систему посещения выставок и экскурсий Включение в план мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов по росписи ткани.

·                    Проводить  награждения детей грамотами ,дипломами и призами на собраниях детей и родителей

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:

— характерные особенности холодного и горячего батика

— основные и дополнительные приемы росписи;

— свойства ткани;

— технологические особенности росписи

— способы и приемы росписи для практического решения их замысла;

— основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста);

уметь:

— пользоваться основными и дополнительными приемами росписи в процессе создания выразительного образа;

— пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;

— использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;

— придумывать, фантазировать, воображать;

— ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;

— воплощать свой замысел в практической деятельности;

— самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения. подбирать узор в зависимости от формата.

— умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса к творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности объединения.

Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей. 

 

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

·                    Выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.

·                    Подготовки и проведения персональных выставок.

·                    Результативное участие в выставках прикладного творчества.

Дальнейшее развитие проекта

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях разного уровня, персональных выставках, мастер-классах и жизнедеятельности объединения.

Практическая значимость проекта

В настоящее время задача приобщения детей к художественной росписи привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.

Стоит отметить, что  декоративно-прикладное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому  наследию народов мира.

 

 

Актуальность темы

В настоящее время задача приобщения детей к традициям народного творчества привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Художественное  творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.

Стоит отметить, что  декоративно-прикладное народное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию благодаря родству таких свойств как непроизвольность, непосредственность, наивность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, сильно выраженная условность.

Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому  наследию народов мира.

 

 

Гипотеза:

 В результате практической реализации проекта  у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности младших школьников.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

·                    познакомить детей с искусством батика;

·                    развивать кругозор детей, творческие способности;

·                    воспитывать эстетическое отношение к предметам;

·                    воспитывать детей на народных традициях.

·                    Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении народных промыслов.

Задачи проекта:

·                    Выяснить историческое происхождение батика – традиционной росписи по ткани;

·                    Научить работать в  индивидуально и группах при освоении умений и навыков по созданию образа народной игрушки из пластилина с отражением одного из промыслов;

·                    Привлекать родителей к совместной с ребенком творческой деятельности, участию в выставках, конкурсах и  проектах.

·                     Создавать  совместно с администрацией и родителями  благоприятные условия для  творческого роста каждого ребенка обеспечив  необходимыми ресурсами.

·                    Привлекать родителей и обучающихся других объединений к посещениям совместно с учащимися  творческих мероприятий, выставок, экскурсий

Воспитательные:

·                    — воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого;

·                    — воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

·                    — формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов всего мира.

Развивающие:

·                    развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;

·                    развитие восприятия формы и цветовосприятия.

Обучающие:

·                     — познакомить детей с историей развития батика

·                    — освоить технологию последовательности изготовления росписи;

·                    — познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого промысла;

·                    — познакомить детей с характерным колоритом традиционной росписи;

·                    — освоить особенности  росписи;

 

Участники проекта

Обучающиеся объединения «Вдохновение» второго года обучения (8-10 лет)

 

 

Описание проекта

Основные методы и формы обучения:

·                    Объяснительно – иллюстративный или информационно-рецептивный.

·                    Репродуктивный.

·                    Проблемного изложения.

·                    Частично – поисковый или эвристический.

·                    Исследовательский

Педагогические принципы, лежащие в основе реализации проекта:

·                    Принцип воспитывающего обучения.

·                    Принцип развивающего обучения

·                    Принцип научности.

·                    Принцип наглядности.

·                    Принцип целостности и единства процесса обучения

·                    Принцип систематичности и последовательности обучения.

·                    Принцип доступности.

·                    Принцип сознательности и активности.

·                    Принцип индивидуального подхода 

Методологическое обеспечение

Целью своей работы я вижу создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Для достижения поставленной цели использую наглядные, словесные и практические методы.

При этом необходимо учитывать следующие условия:

1. Учитель приходит к ученикам не только с готовыми знаниями, а с идеей.

2. Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.

3. Ученик имеет право на самостоятельное мнение.

4. Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний   характер их взаимоотношений.

Таким   образом,   особенностью   педагогики  является    способ организации   учебного   процесса,   при   котором   учителю   отводится   роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.

Материально-техническое оснащение класса

Наглядные пособия красочные таблицы, схемы последовательности. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции. На занятиях широко применяют образцы, выполненные руководителем студии или обучающимися. Они даю точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различные иллюстративные и фотоматериалы, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.

С большим успехом при объяснении новой темы может быть использован показ электронного пособия.

В кабинете размещается следующее оборудование: столы для работы, стеллаж для сушки готовых изделий, шкафы для готовых изделий, подрамники, полки).

Мероприятия реализуемые в ходе проекта

Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках.

Организовать работу с родительским комитетом по помощи в материально техническом оснащении кабинета и  проведении субботников.

Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время.

Создать систему внеурочных мероприятий посещения выставок и экскурсий совместно с родителями.

Включение в план мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов, и прочих конкурсов.

Проводить  награждения детей грамотами ,дипломами и призами на собраниях детей и родителей.

Содержание проекта

Для получения необходимого результата, использовались следующие формы  организации учебно-познавательной деятельности:

• фронтальные (занятие, экскурсии в музей, посещение выставок)

• групповые (при решении творческих заданий),

• индивидуальные (выполнение работы по замыслу).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий план реализации проекта

№№

 

Дата проведения мероприятия

 

Наименование мероприятия

Место проведения мероприятия

 

Ответственный за выполнение

 

11

Сентябрь

Установочное занятие; цели, задачи, основной замысел. Беседы на тему «История Росписи на ткани. Платки. Традиции росписи». Технологические особенности.           Традиции

 

ДДТ № 2, библиотеки, музеи.

Педагог, дети из старших групп.

22

Октябрь

Закупка необходимого материала Обсуждение тематики и плана работы.

ДДТ № 2, детская библиотека.

Педагог, родители

3

3

Октябрь

Сбор материала. Определение задачи. Разработки темы росписи. Разработка эскизов.

ДДТ № 2

Педагог

4

4

Октябрь

Консультирование по тематике собранного материала. Определения степени выполнения работы

ДДТ № 2

Педагог

55

Ноябрь

Обобщение, оформление результатов. Работа над реализацией изделий.

ДДТ № 2

Педагог

6

6

Ноябрь

Доработка с учетом замечаний и предложений.

ДДТ № 2

Педагог

7

7

Декабрь

Публичная защита работ.

ДДТ № 2

Педагог, родители, администрация ДДТ

8

8

Декабрь

Подведение итогов, выставка работ, анализ выполненной работы. Рефлексия.

ДДТ № 2

Педагог, родители, администрация ДДТ

 

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

 

В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:

— характерные особенности холодного и горячего батика;

— основные и дополнительные приемы росписи;

— свойства красок и приемы работы с тканью;

— технологические особенности росписи;

— свойства материалов;

— способы изменения свойств краски в процессе росписи;

— способы и приемы росписи для практического решения их замысла;

— основные элементы традиционной росписи;

— основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста)

— способы последовательного соединения элементов для создания орнамента.

уметь:

— пользоваться основными и дополнительными приемами росписи в процессе создания выразительного образа;

— пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;

— использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;

— придумывать, фантазировать, воображать;

— ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;

— воплощать свой замысел в практической деятельности;

— самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения;

— рисовать элементы узора и составлять из них орнамент;

— умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности студии.

Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей.  

Механизм отслеживания результатов

1. Через выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.

2. Через анализ подготовки и проведения персональных выставок.

3. Во время участия в выставках прикладного и детского творчества.

4. Через различные методы диагностики (наблюдение, создание экспериментальной ситуации, тесты креативности).

 

Оценка рисков

Проблемы, с которыми можно столкнуться  в период реализации проекта – отсутствие должного объема помещения и оборудования для занятий декоративно-прикладным искусством, высокая загруженность, и как следствие, быстрая утомляемость обучающихся на уроке.  Положительный факт моей деятельности — заинтересованность обучающихся и родителей в посещении занятия по декоративно-прикладному искусству, а также стремление обучающихся  участвовать не только в школьных конкурсах, но регионального и международного уровней. Положительным моментом является осознание родителями необходимости развития творческих способностей их детей и желание работать в этом направлении.

Дальнейшее развитие проекта

Освоение художественных образов росписи – это подготовка к восприятию огромного мира искусства и в тоже время тонкий интимный процесс сотворчества, углубляющий взаимопонимание взрослого и ребёнка. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребёнка с позиции взрослого опыта, оно требует возвращения свежести детского восприятия. Необходимым условием для развития творческого воображения младших школьников является  создание положительного эмоционального фона и демократического стиля руководства при организации обучения. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях разного уровня, персональных выставках, мастер-классах и жизнедеятельности объединения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991. ».       

2.                 Алексеева, В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1979. – Вып. 2. – 334с.

3.                 Анатомия взаимопонимания / М. А. Абалакина. — М., 1989.

4.                 Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Авдеев. — М., 1992.            

5.                 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
 Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 1999.

6.                 Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.

7.                 Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 1961.

8.                 Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.

9.      БочаровЮ.С.Коровина В.А. Чернецова Е.М.Художники эпохи Возрождения /2005 год.

10.              

11.             Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.

12.             Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1987.      

13.             Вагнер, Л.А. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1966, -316с.

14.             Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 245с.

15.             Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с.

 

16.             Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.

Обобщение опыта работы с родителями

Автор: Лобанова Татьяна Александровна

Воспитание
учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы.
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за
воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически,
последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и
навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень
важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей
соучастниками педагогического процесса.

           В работе с родителями учитель должен
руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители
должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и
способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

 

      Направления работы с родителями:

1. Проводить систематически
родительские собрания

2.Приглашать на собрания преподавателей-предметников.

3.По просьбе родителей приглашать
психолога и представителей администрации школы.

4. Привлекать к сотрудничеству
родителей всех учеников класса.

5. Проводить индивидуальные беседы с
родителями по мере необходимости и их просьбе.

6. Систематически встречаться с
родителями детей группы риска

7. Проводить консультации.

 

           Задачи работы с родителями:

 

Ø Постоянное информирование родителей о
результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

Ø Просвещение родителей в вопросах
воспитания и обучения детей, систематическое,
разностороннее педагогическое просвещение родителей;

Ø знакомство педагога с
организацией и методами семейного воспитания;

Ø отбор и обобщение лучшего
опыта, использование его в работе;

Ø привлечение родителей к
активному участию в учебно-воспитательном процессе;

Ø формирование у родителей
потребности в самообразовании.

           Воспитывая культуру отношений между
детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя. Нельзя
разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми
благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но
требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или
неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.

          Когда родители перестают интересоваться
жизнью детей, у ребёнка исчезает потребность рассказывать о своих горестях,
радостях, сомнениях. Нередко уставшие на работе родители отмахиваются от своих
детей: «Да перестань ты со своей школой, надоел уже!» Так постепенно для отца и
матери внутренний мир ребёнка оказывается навсегда закрытым. А когда дети
подрастают и становятся неуправляемыми, родители недоумевают: «Совсем отбился
от рук, и когда он стал таким?»

           Задача учителя постоянно
поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.

            Какие же формы могут использоваться для
работы с родителями?

семейный клуб

Формы работы с родителями

педагогичес-кий всеобуч

совместные праздники

выставки работ учащихся

 

посещение семей

 

конференции

 

собрания

консульти-рование

 

беседы

 

лекции

 

тренинги

ведение
родительских дневников

совместные
поездки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Свою работу с родителями начинаю с
индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу,
в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они
занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции
существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители
развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на
протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное
представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько
внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец,
насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

           Познакомившись с семьями, составляю
социальный паспорт класса
(Приложение 1), намечаю для себя цели и
задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю
для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели
нашей с ними совместной работы.

           После этого мы вместе с родителями
оформляем родительские дневники
(Приложение 2), в которых первую
страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на
остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются
анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В этих же дневниках для
родителей пишутся рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в
осуществлении воспитательного процесса. Здесь же родители имеют право написать
претензии к учителю по воспитанию и обучению, вопросы, на которые они хотели бы
услышать ответы на следующем собрании (или в ближайшее время), пожелания
учителю.

           Ведение
родительских дневников
– очень полезный, на мой взгляд, вид работы. Он
помогает более продуктивно сотрудничать как учителю с родителями, так и учителю
с родителями. Кроме того, помогает провести хорошую рефлексию. Этот вид работы
снимает напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может
задать вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность
не быть застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя
вопрос. Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебно-воспитательную
деятельность и в план работы с родителями. Родительский дневник делает собрания
более полезными и содержательными для родителей. Кроме того, учителю не
приходится озвучивать вслух перед всеми родителями замечания для каждого
конкретного ребёнка, то есть, помогает избежать родителям неблагополучных детей
неловкой ситуации перед родителями ребят благополучных. Наличие дневников
помогает учителю хранить диагностику родителей, даёт возможность обратиться к
данной информации при необходимости.

           Полезной формой работы с родителями
является проведение тренингов
(Приложение 3). Так, например, в моём классе была выявлена
группа ребят, отличающихся агрессивным поведением. С целью снятия этой
агрессивности мною был проведён совместный тренинг для этих детей с участием их
родителей.  Тренинг состоял из 5 занятий,
где родителям и детям предлагался ряд упражнений для совместного выполнения.
Результатом стало снижение уровня агрессивности ребят, сплочение
родительско-детского коллектива, повышение уровня взаимопонимания между ними.

           Помимо тренингов с учащимися и их
родителями, хорошей формой просвещения родителей является
родительский ринг. Это одна
из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.
Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие
родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим
вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности
своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них
считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению
и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью,
чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или
провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в
воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

           Родительский ринг готовится в виде
ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки.
Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге
уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в
ринге они получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по
одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть
разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в по-лемику не
вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в
родительских рингах могут выступать молодые педагоги, ра-ботающие в школе и
даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение
родительского опыта. Последнее мнение следует высказывать учителю, который
может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту
определённой позиции.

           Полезность таких встреч состоит ещё
и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по
вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания
учебного и воспитательного процесса.

                          Темы родительских рингов могут быть, например, такими:

 – Плохие привычки – наследственность или
влияние социума?

 – Что вы делаете, если чувствуете проблемы с
дисциплиной своего ребёнка?

 – Можно ли наказывать ребёнка собственным
домом?

 – Что делать, если папа не интересуется
воспитанием собственного ребёнка?

 – Как научить ребёнка всегда и везде быть
человеком?

 – Радости и горести 6-летнего обучения.

 – Соблазны и пути их преодоления.

 – «За и против» школьной формы.

 – Нужны ли ребёнку праздники?

 – Трудности школьного урока. В чём они
состоят?

           Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (Приложение 4), в организации и проведении которых нам помогают
родители. К таким праздникам относятся:

 «День Знаний» (1 сентября);

«Конкурс поделок из природных материалов»(3-4
неделя сентября);

«Осенний бал» (первая неделя октября);

«День матери» (ноябрь); 

«Новый год» (последняя неделя декабря);

«8 Марта»;

«Окончание учебного года» (последний
учебный день года).

            Родители спонсируют эти праздники
(покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в
подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции
сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это
помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих
детей и познакомится с их школьными друзьями.

            Со своими учениками мы часто
путешествуем – посещаем музеи, театры,
цирк, выставки, зоопарк
и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются
родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за
дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа
помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят,
чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше
понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

           Общаясь с родителями своих учеников,
я сделала вывод, что с родителями следует избегать назидательного тона,
нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против
вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно
учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся их
выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы помочь
им в этом. И все вышеперечисленные формы, на мой взгляд, помогают достичь этой
цели.

           Хорошей формой работы с родителями
является создание тематических «Семейных
клубов»
(Приложение 5). Так, нами начата работа
«Клуба молодой семьи». В него вошла группа родителей 25-28 лет, у которых  в школе учится первый ребёнок. Естественно,
они испытывают ряд трудностей, связанных с обучением и воспитанием. Цель клуба
– помощь таким семьям. Обычно мы проводим две-четыре встречи в год. Проводятся
они как заранее запланированные, так и по мере необходимости. На заседаниях
такого клуба нами рассматривались такие проблемы:

«Ваш ребёнок
– первоклассник»;

«Помощь ребёнку
в подготовке домашних заданий»;

«Ребёнок и
компьютер»;

«Ребёнок и
вредные привычки»;

«Как научить
ребёнка самостоятельности».

            Встречи проводятся в форме круглых столов, мини-конференций,
тестирований, тренинговых упражнений
и т.д. Родителям выдаются общие
рекомендации. Для них ежемесячно оформляются информационные странички.

           Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет
позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со
мной через сайт «Одноклассники». Таким образом они могут предупредить меня о
пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел,
или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у
них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке,
празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет
получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях,
которые необходимо проработать с ребёнком.

           Наряду с новыми формами основной,
всё же, остаётся форма родительских
собраний и консультаций
. По проведённым родительским собраниям  ведётся специальная документация
(Приложение 6). Однако, как и вся система обучения детей, форма
родительского собрания тоже требует определённой коррективы. Так, пассивное
прослушивание родителями   нотаций учителя или зачитывание информации по
определённой теме, постепенно уходит в историю. В настоящее время работа с
родителями должна, на мой взгляд, так же, включать в себя интерактивные формы и
ИКТ. Как и детям, родителям не стоит сразу предлагать готовый материал по теме,
а необходимо  подвести их к тому, чтобы
они сами убедились, что это для них является проблемой. Поможет родителям лучше
прочувствовать новую информацию, более продуктивно усвоить её и просмотр
различных презентаций по теме собраний.

             Огромную помощь в работе с родителями
оказывает родительский комитет.
Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их
склонностей и желания: одни следят за успеваемостью; другие помогают наладить
связи с семьями учащихся, третьи налаживают внеклассную и внешкольную работу,
четвёртые помогают в работе с трудными семьями и т.д. Совместно с членами
родительского комитета мы посещаем семьи неблагополучных детей, составляем
акты.

             Одной из эффективных
форм совместной работы с родителями и детьми – это работа с традициями каждой семьи. Проводим такую работу мы
следующим образом. Дети пишут сочинения о семейных традициях.  В классе создаются свои традиции (проводятся
дни именинников, вечера, праздники).  Ребята вместе с родителями работают над
составлением герба своей семьи. Проводится серия классных часов, куда
приглашаются родители. Они рассказывают детям  о своих профессиях, об истории семьи,  рода.

              Эффективность воспитания
детей  в семье в значительной степени
зависит от психолого-педагогической грамотности родителей, поэтому значительное
место отводится психолого-педагогическому
просвещению родителей
(Приложение 7). С этой целью проводятся
занятия родительского всеобуча, открытые уроки для родителей, тематические собрания
с привлечением медицинского работника, совместные родительские и ученические
собрания с приглашением учителей–предметников.

              Интересна и родителям, и детям
такая форма работы, как организация
выставок работ
. Причём, интерес вызывают, как отдельные детские выставки,
так и выставки совместного семейного творчества. Благодаря организации таких
мероприятий, дети и родители имеют возможность проанализировать работы, как
свои, так и своих одноклассников. Такая форма способствует развитию творческих
способностей и эмоционального мира. Позволяет почувствовать гордость за свою
работу или даёт стимул к созданию более интересной работы. Способствует
сплочению семьи.

             В течение всего учебного года
родители имеют возможность обратиться за индивидуальной
консультацией
. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка,
совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По
необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем
дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере
необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале (Приложение 8).

      Работая
совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса
родителей и детей к школьным проблемам. Родители отмечают раскованность детей, снижение
у них уровня школьной тревожности. Дети быстро идут на контакт, с удовольствием
отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в
школе и дома, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться со
взрослыми, задавать им вопросы, изменилось и отношение родителей к жизни
класса, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу.

      Постепенно
родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях
отмечается хорошая посещаемость.

      Родители стали обращаться за советом по самым
разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале обучения активно
работал только родительский комитет в составе трёх человек, то в 3 классе почти
все родители хотят принимать посильное участие.

       Итак, внедрение
в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей,
помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в
моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных
родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть
родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми
достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с
ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность
учебно-воспитательного процесса. 
Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные
рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их
личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.

       Таким образом,
быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о
жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса,
применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения,
но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои
стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную
деятельность.

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы с родителями

Автор: Лобанова Татьяна Александровна

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

           В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

 

      Направления работы с родителями:

1. Проводить систематически родительские собрания

2.Приглашать на собрания преподавателей-предметников.

3.По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.

4. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.

5. Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.

6. Систематически встречаться с родителями детей группы риска

7. Проводить консультации.

 

           Задачи работы с родителями:

 

Ø Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

Ø Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;

Ø знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;

Ø отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;

Ø привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

Ø формирование у родителей потребности в самообразовании.

           Воспитывая культуру отношений между детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя. Нельзя разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.

          Когда родители перестают интересоваться жизнью детей, у ребёнка исчезает потребность рассказывать о своих горестях, радостях, сомнениях. Нередко уставшие на работе родители отмахиваются от своих детей: «Да перестань ты со своей школой, надоел уже!» Так постепенно для отца и матери внутренний мир ребёнка оказывается навсегда закрытым. А когда дети подрастают и становятся неуправляемыми, родители недоумевают: «Совсем отбился от рук, и когда он стал таким?»

           Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.

            Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?

семейный клуб

Формы работы с родителями

педагогичес-кий всеобуч

совместные праздники

выставки работ учащихся

 

посещение семей

 

конференции

 

собрания

консульти-рование

 

беседы

 

лекции

 

тренинги

ведение родительских дневников

совместные поездки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

           Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса (Приложение 1), намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.

           После этого мы вместе с родителями оформляем родительские дневники (Приложение 2), в которых первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В этих же дневниках для родителей пишутся рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса. Здесь же родители имеют право написать претензии к учителю по воспитанию и обучению, вопросы, на которые они хотели бы услышать ответы на следующем собрании (или в ближайшее время), пожелания учителю.

           Ведение родительских дневников – очень полезный, на мой взгляд, вид работы. Он помогает более продуктивно сотрудничать как учителю с родителями, так и учителю с родителями. Кроме того, помогает провести хорошую рефлексию. Этот вид работы снимает напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может задать вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность не быть застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя вопрос. Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебно-воспитательную деятельность и в план работы с родителями. Родительский дневник делает собрания более полезными и содержательными для родителей. Кроме того, учителю не приходится озвучивать вслух перед всеми родителями замечания для каждого конкретного ребёнка, то есть, помогает избежать родителям неблагополучных детей неловкой ситуации перед родителями ребят благополучных. Наличие дневников помогает учителю хранить диагностику родителей, даёт возможность обратиться к данной информации при необходимости.

           Полезной формой работы с родителями является проведение тренингов (Приложение 3). Так, например, в моём классе была выявлена группа ребят, отличающихся агрессивным поведением. С целью снятия этой агрессивности мною был проведён совместный тренинг для этих детей с участием их родителей.  Тренинг состоял из 5 занятий, где родителям и детям предлагался ряд упражнений для совместного выполнения. Результатом стало снижение уровня агрессивности ребят, сплочение родительско-детского коллектива, повышение уровня взаимопонимания между ними.

           Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

           Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге они получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в по-лемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, ра-ботающие в школе и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее мнение следует высказывать учителю, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.

           Полезность таких встреч состоит ещё и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

                          Темы родительских рингов могут быть, например, такими:

 – Плохие привычки – наследственность или влияние социума?

 – Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной своего ребёнка?

 – Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?

 – Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребёнка?

 – Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком?

 – Радости и горести 6-летнего обучения.

 – Соблазны и пути их преодоления.

 – «За и против» школьной формы.

 – Нужны ли ребёнку праздники?

 – Трудности школьного урока. В чём они состоят?

           Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (Приложение 4), в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся:

 «День Знаний» (1 сентября);

«Конкурс поделок из природных материалов»(3-4 неделя сентября);

«Осенний бал» (первая неделя октября);

«День матери» (ноябрь); 

«Новый год» (последняя неделя декабря);

«8 Марта»;

«Окончание учебного года» (последний учебный день года).

            Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.

            Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

           Общаясь с родителями своих учеников, я сделала вывод, что с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы помочь им в этом. И все вышеперечисленные формы, на мой взгляд, помогают достичь этой цели.

           Хорошей формой работы с родителями является создание тематических «Семейных клубов» (Приложение 5). Так, нами начата работа «Клуба молодой семьи». В него вошла группа родителей 25-28 лет, у которых  в школе учится первый ребёнок. Естественно, они испытывают ряд трудностей, связанных с обучением и воспитанием. Цель клуба – помощь таким семьям. Обычно мы проводим две-четыре встречи в год. Проводятся они как заранее запланированные, так и по мере необходимости. На заседаниях такого клуба нами рассматривались такие проблемы:

«Ваш ребёнок – первоклассник»;

«Помощь ребёнку в подготовке домашних заданий»;

«Ребёнок и компьютер»;

«Ребёнок и вредные привычки»;

«Как научить ребёнка самостоятельности».

            Встречи проводятся в форме круглых столов, мини-конференций, тестирований, тренинговых упражнений и т.д. Родителям выдаются общие рекомендации. Для них ежемесячно оформляются информационные странички.

           Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через сайт «Одноклассники». Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.

           Наряду с новыми формами основной, всё же, остаётся форма родительских собраний и консультаций. По проведённым родительским собраниям  ведётся специальная документация (Приложение 6). Однако, как и вся система обучения детей, форма родительского собрания тоже требует определённой коррективы. Так, пассивное прослушивание родителями   нотаций учителя или зачитывание информации по определённой теме, постепенно уходит в историю. В настоящее время работа с родителями должна, на мой взгляд, так же, включать в себя интерактивные формы и ИКТ. Как и детям, родителям не стоит сразу предлагать готовый материал по теме, а необходимо  подвести их к тому, чтобы они сами убедились, что это для них является проблемой. Поможет родителям лучше прочувствовать новую информацию, более продуктивно усвоить её и просмотр различных презентаций по теме собраний.

             Огромную помощь в работе с родителями оказывает родительский комитет. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания: одни следят за успеваемостью; другие помогают наладить связи с семьями учащихся, третьи налаживают внеклассную и внешкольную работу, четвёртые помогают в работе с трудными семьями и т.д. Совместно с членами родительского комитета мы посещаем семьи неблагополучных детей, составляем акты.

             Одной из эффективных форм совместной работы с родителями и детьми – это работа с традициями каждой семьи. Проводим такую работу мы следующим образом. Дети пишут сочинения о семейных традициях.  В классе создаются свои традиции (проводятся дни именинников, вечера, праздники).  Ребята вместе с родителями работают над составлением герба своей семьи. Проводится серия классных часов, куда приглашаются родители. Они рассказывают детям  о своих профессиях, об истории семьи,  рода.

              Эффективность воспитания детей  в семье в значительной степени зависит от психолого-педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей (Приложение 7). С этой целью проводятся занятия родительского всеобуча, открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

              Интересна и родителям, и детям такая форма работы, как организация выставок работ. Причём, интерес вызывают, как отдельные детские выставки, так и выставки совместного семейного творчества. Благодаря организации таких мероприятий, дети и родители имеют возможность проанализировать работы, как свои, так и своих одноклассников. Такая форма способствует развитию творческих способностей и эмоционального мира. Позволяет почувствовать гордость за свою работу или даёт стимул к созданию более интересной работы. Способствует сплочению семьи.

             В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале (Приложение 8).

      Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам. Родители отмечают раскованность детей, снижение у них уровня школьной тревожности. Дети быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в школе и дома, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться со взрослыми, задавать им вопросы, изменилось и отношение родителей к жизни класса, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу.

      Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается хорошая посещаемость.

      Родители стали обращаться за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале обучения активно работал только родительский комитет в составе трёх человек, то в 3 классе почти все родители хотят принимать посильное участие.

       Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса.  Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.

       Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.

 

 

 

 

«Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения».

Автор: Кравченко Виктория Викторовна

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Понятие «трудный» — очень широкое. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «НЕ»; невнимательный, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети — какие-то злоумышленники? Ничего  подобного! Они трудные потому, что им самим приходиться очень нелегко в силу разных причин.

Тема «Основные направления работы социального педагога в школе»

Автор: Кравченко Виктория Викторовна

Главной целью моей  является социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойного Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье  людям.

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Автор: Кравченко Виктория Викторовна

Несмотря,  на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные ценности и ориентации. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание  личности с социально-активной позицией, формирования у подростков понятия «свобода слова», умения правильно вести дискуссию, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как условие успешной социализации

Автор: Лучнина Виктория Владимировна

Опыт работы

Ранняя профориентация детей  дошкольного возраста

как условие успешной социализации

воспитатель МБДОУ детского сада №4

Лучнина В.В.

            

      Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

        Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

   Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.

1.    Технология проектной деятельности.

2.    Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

3.     Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4.     Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

        Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

        Важными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых.

          С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в моей группе был разработан и реализован профориентационный проект «Калейдоскоп профессий». Проект долгосрочный, практико-ориентированный, в проекте участвовали дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Цель проекта — формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.

В нашем группе была  проведена диагностика для выявления уровня знаний о профессиях у детей, а так же уровня оказанного внимания теме в образовательном процессе родителями группы.

      На первом этапе реализации проекта нами были определены цели и задачи проекта, начат сбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации цели проекта, приступили к изготовлению дидактических игр и пособий.

На практике в детском саду и дома в ходе реализации основной части проекта взрослые использовали разнообразные формы и методы работы с детьми по профориентации: экскурсии-наблюдения, рассказы взрослых, непосредственно образовательная деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная художественно – творческая деятельность, чтение художественной литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр в тематических уголках, подбор песен о разных профессиях, организация традиций «Сладкий час», «Встреча с интересным человеком» по образовательной программе ДОУ. Особое внимание в ходе реализации проекта уделялось игре как основному виду деятельности дошкольников, созданию атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр, отражающих наиболее значимые профессии для города Абинска: металлургические и строительные профессии, специальности работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города.  Результатами проекта ДОУ стали: анализ и обобщение результатов работы творческой группой ДОУ; презентация проекта родителям ДОУ; оформление выставки рисунков «Профессии детского сада»; конкурс презентаций «Лучшая профессия»; оформление «Книги профессий».  У детей наблюдается интерес к трудовой деятельности взрослых, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей. Отображают знания в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) и в сюжетно-ролевых играх.

        При планировании и организации педагогического процесса я учитываю, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому, считаю обновление предметно-развивающей среды  в группе одной из главных задач. В  моей  группе созданы развивающие центры активности, направленные на поддержку инициативы дошкольников, свободному выбору детьми материалов, проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.  Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Дальнейшее преобразование  предметно – пространственной среды мы видим в  реализации  информационно – образовательного проекта «Город мастеров» — первичной профориентации дошкольников, цель которого, разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию функциональных модулей по видам детской деятельности для организации пространства дополнительных помещений учреждения: (Модуль  журналистики), Автошкола, Студия дизайна, модуль науки и экспериментирования, модуль архитектуры и строительства, мини библиотека, модуль роботехники, модуль кулинарии. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!