Автор: Черемных Марина Леонидовна
Содержание
Введение ………………………………………………………….………3
1) Описание проекта …………………………… ……………….…… 10
· Паспорт проекта
· Обоснование необходимости проекта
· Гипотеза проекта
· Цели и задачи проекта
· Участники проекта
2) Оценка успешности и реализации проекта…………………. ……15
· Показатели и критерии успешности выполнения проекта
· Оценка рисков
· Дальнейшее развитие проекта
3) Список литературы ……………………………………………… 16
4) Приложения ………… ……………………………………………… 17
Введение
Паспорт проекта
Площадка реализации проекта |
МБОУ ДОД ДДТ № 2, объединение «Вдохновение»
|
Автор проекта |
Черемных Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования
|
Гипотеза проекта |
В результате практической реализации проекта у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт стимул самореализации личности детей.
|
Цели и задачи проекта |
Цели проекта: · Познакомить детей с искусством росписи по ткани; · Развивать кругозор детей, творческие способности; · Воспитывать эстетическое отношение к предметам. · Воспитывать детей на народных традициях. · Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении промыслов. Задачи проекта: · Выяснить историческое происхождение холодного и горячего батика. · Научить работать в индивидуально и группах при освоении умений и навыков по созданию росписи; · Привлекать родителей к совместной с ребенком творческой деятельности, участию в выставках, конкурсах и проектах. · Создавать совместно с администрацией и родителями благоприятные условия для творческого роста каждого ребенка обеспечив необходимыми ресурсами. · Привлекать родителей и учащихся других объединений к посещениям совместно с учащимися творческих мероприятий, выставок, экскурсий. Воспитательные: — воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого; — воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду; — формирование уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Развивающие: развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей; развитие восприятия формы и цветовосприятия. Обучающие: — познакомить детей с историей развития росписи по ткани — освоить технологию последовательности изготовления батика; — познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого промысла; — познакомить детей с характерным колоритом традиционной росписи. — освоить особенности росписи холодного и горячего батика.
|
Участники проекта |
Обучающиеся объединения «Вдохновение» второго года обучения (8-10 лет) |
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей (этапы проекта, основные работы в проекте) |
· Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках. · Организовать работу с родительским комитетом по помощи в оснащении кабинета для занятий. · Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время. · Создать систему посещения выставок и экскурсий Включение в план мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов по росписи ткани. · Проводить награждения детей грамотами ,дипломами и призами на собраниях детей и родителей |
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта |
В результате реализации проекта обучающиеся должны знать: — характерные особенности холодного и горячего батика — основные и дополнительные приемы росписи; — свойства ткани; — технологические особенности росписи — способы и приемы росписи для практического решения их замысла; — основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста); уметь: — пользоваться основными и дополнительными приемами росписи в процессе создания выразительного образа; — пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа; — использовать имеющийся опыт при решении творческих задач; — придумывать, фантазировать, воображать; — ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации; — воплощать свой замысел в практической деятельности; — самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения. подбирать узор в зависимости от формата. — умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса к творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности объединения. Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей.
|
Показатели и критерии успешности выполнения проекта |
· Выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства. · Подготовки и проведения персональных выставок. · Результативное участие в выставках прикладного творчества. |
Дальнейшее развитие проекта |
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях разного уровня, персональных выставках, мастер-классах и жизнедеятельности объединения. |
Практическая значимость проекта |
В настоящее время задача приобщения детей к художественной росписи привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования. Стоит отметить, что декоративно-прикладное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому наследию народов мира.
|
Актуальность темы
В настоящее время задача приобщения детей к традициям народного творчества привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Художественное творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.
Стоит отметить, что декоративно-прикладное народное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию благодаря родству таких свойств как непроизвольность, непосредственность, наивность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, сильно выраженная условность.
Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому наследию народов мира.
Гипотеза:
В результате практической реализации проекта у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности младших школьников.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
· познакомить детей с искусством батика;
· развивать кругозор детей, творческие способности;
· воспитывать эстетическое отношение к предметам;
· воспитывать детей на народных традициях.
· Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении народных промыслов.
Задачи проекта:
· Выяснить историческое происхождение батика – традиционной росписи по ткани;
· Научить работать в индивидуально и группах при освоении умений и навыков по созданию образа народной игрушки из пластилина с отражением одного из промыслов;
· Привлекать родителей к совместной с ребенком творческой деятельности, участию в выставках, конкурсах и проектах.
· Создавать совместно с администрацией и родителями благоприятные условия для творческого роста каждого ребенка обеспечив необходимыми ресурсами.
· Привлекать родителей и обучающихся других объединений к посещениям совместно с учащимися творческих мероприятий, выставок, экскурсий
Воспитательные:
· — воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого;
· — воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;
· — формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов всего мира.
Развивающие:
· развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;
· развитие восприятия формы и цветовосприятия.
Обучающие:
· — познакомить детей с историей развития батика
· — освоить технологию последовательности изготовления росписи;
· — познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого промысла;
· — познакомить детей с характерным колоритом традиционной росписи;
· — освоить особенности росписи;
Участники проекта
Обучающиеся объединения «Вдохновение» второго года обучения (8-10 лет)
Описание проекта
Основные методы и формы обучения:
· Объяснительно – иллюстративный или информационно-рецептивный.
· Репродуктивный.
· Проблемного изложения.
· Частично – поисковый или эвристический.
· Исследовательский
Педагогические принципы, лежащие в основе реализации проекта:
· Принцип воспитывающего обучения.
· Принцип развивающего обучения
· Принцип научности.
· Принцип наглядности.
· Принцип целостности и единства процесса обучения
· Принцип систематичности и последовательности обучения.
· Принцип доступности.
· Принцип сознательности и активности.
· Принцип индивидуального подхода
Методологическое обеспечение
Целью своей работы я вижу создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Для достижения поставленной цели использую наглядные, словесные и практические методы.
При этом необходимо учитывать следующие условия:
1. Учитель приходит к ученикам не только с готовыми знаниями, а с идеей.
2. Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.
3. Ученик имеет право на самостоятельное мнение.
4. Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний характер их взаимоотношений.
Таким образом, особенностью педагогики является способ организации учебного процесса, при котором учителю отводится роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.
Материально-техническое оснащение класса
Наглядные пособия красочные таблицы, схемы последовательности. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции. На занятиях широко применяют образцы, выполненные руководителем студии или обучающимися. Они даю точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различные иллюстративные и фотоматериалы, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.
С большим успехом при объяснении новой темы может быть использован показ электронного пособия.
В кабинете размещается следующее оборудование: столы для работы, стеллаж для сушки готовых изделий, шкафы для готовых изделий, подрамники, полки).
Мероприятия реализуемые в ходе проекта
Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках.
Организовать работу с родительским комитетом по помощи в материально техническом оснащении кабинета и проведении субботников.
Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время.
Создать систему внеурочных мероприятий посещения выставок и экскурсий совместно с родителями.
Включение в план мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов, и прочих конкурсов.
Проводить награждения детей грамотами ,дипломами и призами на собраниях детей и родителей.
Содержание проекта
Для получения необходимого результата, использовались следующие формы организации учебно-познавательной деятельности:
• фронтальные (занятие, экскурсии в музей, посещение выставок)
• групповые (при решении творческих заданий),
• индивидуальные (выполнение работы по замыслу).
Рабочий план реализации проекта
№№
|
Дата проведения мероприятия
|
Наименование мероприятия |
Место проведения мероприятия
|
Ответственный за выполнение
|
11 |
Сентябрь |
Установочное занятие; цели, задачи, основной замысел. Беседы на тему «История Росписи на ткани. Платки. Традиции росписи». Технологические особенности. Традиции
|
ДДТ № 2, библиотеки, музеи. |
Педагог, дети из старших групп. |
22 |
Октябрь |
Закупка необходимого материала Обсуждение тематики и плана работы. |
ДДТ № 2, детская библиотека. |
Педагог, родители |
3 3 |
Октябрь |
Сбор материала. Определение задачи. Разработки темы росписи. Разработка эскизов. |
ДДТ № 2 |
Педагог |
4 4 |
Октябрь |
Консультирование по тематике собранного материала. Определения степени выполнения работы |
ДДТ № 2 |
Педагог |
55 |
Ноябрь |
Обобщение, оформление результатов. Работа над реализацией изделий. |
ДДТ № 2 |
Педагог |
6 6 |
Ноябрь |
Доработка с учетом замечаний и предложений. |
ДДТ № 2 |
Педагог |
7 7 |
Декабрь |
Публичная защита работ. |
ДДТ № 2 |
Педагог, родители, администрация ДДТ |
8 8 |
Декабрь |
Подведение итогов, выставка работ, анализ выполненной работы. Рефлексия. |
ДДТ № 2 |
Педагог, родители, администрация ДДТ |
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:
— характерные особенности холодного и горячего батика;
— основные и дополнительные приемы росписи;
— свойства красок и приемы работы с тканью;
— технологические особенности росписи;
— свойства материалов;
— способы изменения свойств краски в процессе росписи;
— способы и приемы росписи для практического решения их замысла;
— основные элементы традиционной росписи;
— основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста)
— способы последовательного соединения элементов для создания орнамента.
уметь:
— пользоваться основными и дополнительными приемами росписи в процессе создания выразительного образа;
— пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;
— использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;
— придумывать, фантазировать, воображать;
— ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;
— воплощать свой замысел в практической деятельности;
— самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения;
— рисовать элементы узора и составлять из них орнамент;
— умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Показатели и критерии успешности выполнения проекта
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности студии.
Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей.
Механизм отслеживания результатов
1. Через выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.
2. Через анализ подготовки и проведения персональных выставок.
3. Во время участия в выставках прикладного и детского творчества.
4. Через различные методы диагностики (наблюдение, создание экспериментальной ситуации, тесты креативности).
Оценка рисков
Проблемы, с которыми можно столкнуться в период реализации проекта – отсутствие должного объема помещения и оборудования для занятий декоративно-прикладным искусством, высокая загруженность, и как следствие, быстрая утомляемость обучающихся на уроке. Положительный факт моей деятельности — заинтересованность обучающихся и родителей в посещении занятия по декоративно-прикладному искусству, а также стремление обучающихся участвовать не только в школьных конкурсах, но регионального и международного уровней. Положительным моментом является осознание родителями необходимости развития творческих способностей их детей и желание работать в этом направлении.
Дальнейшее развитие проекта
Освоение художественных образов росписи – это подготовка к восприятию огромного мира искусства и в тоже время тонкий интимный процесс сотворчества, углубляющий взаимопонимание взрослого и ребёнка. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребёнка с позиции взрослого опыта, оно требует возвращения свежести детского восприятия. Необходимым условием для развития творческого воображения младших школьников является создание положительного эмоционального фона и демократического стиля руководства при организации обучения. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях разного уровня, персональных выставках, мастер-классах и жизнедеятельности объединения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991. ».
2. Алексеева, В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1979. – Вып. 2. – 334с.
3. Анатомия взаимопонимания / М. А. Абалакина. — М., 1989.
4. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Авдеев. — М., 1992.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 1999.
6. Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.
7. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 1961.
8. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.
9. БочаровЮ.С.Коровина В.А. Чернецова Е.М.Художники эпохи Возрождения /2005 год.
10.
11. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.
12. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1987.
13. Вагнер, Л.А. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1966, -316с.
14. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 245с.
15. Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с.
16. Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.