педагогический проект «Волшебные краски

Автор: Черемных Марина Леонидовна

Содержание

 

        Введение ………………………………………………………….………3

1)                 Описание проекта …………………………… ……………….……  10

·                    Паспорт проекта

·                    Обоснование необходимости проекта

·                    Гипотеза проекта

·                    Цели и задачи проекта

·                    Участники проекта

2)                 Оценка успешности и реализации проекта…………………. ……15

·                    Показатели и критерии успешности выполнения проекта

·                    Оценка рисков

·                    Дальнейшее развитие проекта

3)                    Список литературы  ………………………………………………   16

4)                 Приложения …………  ………………………………………………  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Паспорт проекта

Площадка реализации проекта

МБОУ ДОД ДДТ № 2, объединение «Вдохновение»

 

Автор проекта

Черемных Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования

 

Гипотеза проекта

В результате практической реализации проекта  у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт стимул самореализации личности детей.

 

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

·                    Познакомить детей с искусством росписи по ткани;

·                    Развивать кругозор детей, творческие способности;

·                    Воспитывать эстетическое отношение к предметам.

·                    Воспитывать детей на народных традициях.

·                    Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении промыслов.

Задачи проекта:

·                    Выяснить историческое происхождение холодного и горячего батика.

·                    Научить работать в  индивидуально и группах при освоении умений и навыков по созданию росписи;

·                    Привлекать родителей к совместной с ребенком творческой деятельности, участию в выставках, конкурсах и  проектах.

·                    Создавать  совместно с администрацией и родителями  благоприятные условия для  творческого роста каждого ребенка обеспечив  необходимыми ресурсами.

·                    Привлекать родителей и учащихся других объединений к посещениям совместно с учащимися  творческих мероприятий, выставок, экскурсий.

Воспитательные:

— воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого;

— воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

— формирование уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Развивающие:

развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;

развитие восприятия формы и цветовосприятия.

Обучающие:

 — познакомить детей с историей развития росписи по ткани

— освоить технологию последовательности изготовления батика;

— познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого промысла;

— познакомить детей с характерным колоритом традиционной росписи.

— освоить особенности  росписи холодного и горячего батика.

 

Участники проекта

Обучающиеся объединения «Вдохновение» второго года обучения (8-10 лет)

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

·                    Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках.

·                    Организовать работу с родительским комитетом по помощи в оснащении кабинета для занятий.

·                    Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время.

·                    Создать систему посещения выставок и экскурсий Включение в план мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов по росписи ткани.

·                    Проводить  награждения детей грамотами ,дипломами и призами на собраниях детей и родителей

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:

— характерные особенности холодного и горячего батика

— основные и дополнительные приемы росписи;

— свойства ткани;

— технологические особенности росписи

— способы и приемы росписи для практического решения их замысла;

— основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста);

уметь:

— пользоваться основными и дополнительными приемами росписи в процессе создания выразительного образа;

— пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;

— использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;

— придумывать, фантазировать, воображать;

— ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;

— воплощать свой замысел в практической деятельности;

— самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения. подбирать узор в зависимости от формата.

— умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса к творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности объединения.

Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей. 

 

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

·                    Выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.

·                    Подготовки и проведения персональных выставок.

·                    Результативное участие в выставках прикладного творчества.

Дальнейшее развитие проекта

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях разного уровня, персональных выставках, мастер-классах и жизнедеятельности объединения.

Практическая значимость проекта

В настоящее время задача приобщения детей к художественной росписи привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.

Стоит отметить, что  декоративно-прикладное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому  наследию народов мира.

 

 

Актуальность темы

В настоящее время задача приобщения детей к традициям народного творчества привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, психологов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Художественное  творчество, безусловно, оказывает благотворное влияние на ребёнка в процессе его воспитания и развития в системе дополнительного образования.

Стоит отметить, что  декоративно-прикладное народное искусство по своей наглядно-образной специфике открыто пониманию ребенка, более доступно его восприятию благодаря родству таких свойств как непроизвольность, непосредственность, наивность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, сильно выраженная условность.

Занятия детей в области ДПИ благоприятствуют формированию их национального самосознания и, одновременно, толерантности и уважения к культурно-историческому  наследию народов мира.

 

 

Гипотеза:

 В результате практической реализации проекта  у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности младших школьников.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

·                    познакомить детей с искусством батика;

·                    развивать кругозор детей, творческие способности;

·                    воспитывать эстетическое отношение к предметам;

·                    воспитывать детей на народных традициях.

·                    Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении народных промыслов.

Задачи проекта:

·                    Выяснить историческое происхождение батика – традиционной росписи по ткани;

·                    Научить работать в  индивидуально и группах при освоении умений и навыков по созданию образа народной игрушки из пластилина с отражением одного из промыслов;

·                    Привлекать родителей к совместной с ребенком творческой деятельности, участию в выставках, конкурсах и  проектах.

·                     Создавать  совместно с администрацией и родителями  благоприятные условия для  творческого роста каждого ребенка обеспечив  необходимыми ресурсами.

·                    Привлекать родителей и обучающихся других объединений к посещениям совместно с учащимися  творческих мероприятий, выставок, экскурсий

Воспитательные:

·                    — воспитание эмоционального и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого;

·                    — воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

·                    — формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов всего мира.

Развивающие:

·                    развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;

·                    развитие восприятия формы и цветовосприятия.

Обучающие:

·                     — познакомить детей с историей развития батика

·                    — освоить технологию последовательности изготовления росписи;

·                    — познакомить обучающихся с характерными особенностями каждого промысла;

·                    — познакомить детей с характерным колоритом традиционной росписи;

·                    — освоить особенности  росписи;

 

Участники проекта

Обучающиеся объединения «Вдохновение» второго года обучения (8-10 лет)

 

 

Описание проекта

Основные методы и формы обучения:

·                    Объяснительно – иллюстративный или информационно-рецептивный.

·                    Репродуктивный.

·                    Проблемного изложения.

·                    Частично – поисковый или эвристический.

·                    Исследовательский

Педагогические принципы, лежащие в основе реализации проекта:

·                    Принцип воспитывающего обучения.

·                    Принцип развивающего обучения

·                    Принцип научности.

·                    Принцип наглядности.

·                    Принцип целостности и единства процесса обучения

·                    Принцип систематичности и последовательности обучения.

·                    Принцип доступности.

·                    Принцип сознательности и активности.

·                    Принцип индивидуального подхода 

Методологическое обеспечение

Целью своей работы я вижу создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Для достижения поставленной цели использую наглядные, словесные и практические методы.

При этом необходимо учитывать следующие условия:

1. Учитель приходит к ученикам не только с готовыми знаниями, а с идеей.

2. Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.

3. Ученик имеет право на самостоятельное мнение.

4. Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний   характер их взаимоотношений.

Таким   образом,   особенностью   педагогики  является    способ организации   учебного   процесса,   при   котором   учителю   отводится   роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.

Материально-техническое оснащение класса

Наглядные пособия красочные таблицы, схемы последовательности. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции. На занятиях широко применяют образцы, выполненные руководителем студии или обучающимися. Они даю точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различные иллюстративные и фотоматериалы, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.

С большим успехом при объяснении новой темы может быть использован показ электронного пособия.

В кабинете размещается следующее оборудование: столы для работы, стеллаж для сушки готовых изделий, шкафы для готовых изделий, подрамники, полки).

Мероприятия реализуемые в ходе проекта

Встречи с родителями – информировать , мотивировать , привлекать к совместной деятельности с детьми, участию в конкурсах и выставках.

Организовать работу с родительским комитетом по помощи в материально техническом оснащении кабинета и  проведении субботников.

Организовать группу одаренных детей разного возраста для занятий в дополнительное время.

Создать систему внеурочных мероприятий посещения выставок и экскурсий совместно с родителями.

Включение в план мероприятий персональных и групповых тематических выставок , конкурсов, и прочих конкурсов.

Проводить  награждения детей грамотами ,дипломами и призами на собраниях детей и родителей.

Содержание проекта

Для получения необходимого результата, использовались следующие формы  организации учебно-познавательной деятельности:

• фронтальные (занятие, экскурсии в музей, посещение выставок)

• групповые (при решении творческих заданий),

• индивидуальные (выполнение работы по замыслу).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий план реализации проекта

№№

 

Дата проведения мероприятия

 

Наименование мероприятия

Место проведения мероприятия

 

Ответственный за выполнение

 

11

Сентябрь

Установочное занятие; цели, задачи, основной замысел. Беседы на тему «История Росписи на ткани. Платки. Традиции росписи». Технологические особенности.           Традиции

 

ДДТ № 2, библиотеки, музеи.

Педагог, дети из старших групп.

22

Октябрь

Закупка необходимого материала Обсуждение тематики и плана работы.

ДДТ № 2, детская библиотека.

Педагог, родители

3

3

Октябрь

Сбор материала. Определение задачи. Разработки темы росписи. Разработка эскизов.

ДДТ № 2

Педагог

4

4

Октябрь

Консультирование по тематике собранного материала. Определения степени выполнения работы

ДДТ № 2

Педагог

55

Ноябрь

Обобщение, оформление результатов. Работа над реализацией изделий.

ДДТ № 2

Педагог

6

6

Ноябрь

Доработка с учетом замечаний и предложений.

ДДТ № 2

Педагог

7

7

Декабрь

Публичная защита работ.

ДДТ № 2

Педагог, родители, администрация ДДТ

8

8

Декабрь

Подведение итогов, выставка работ, анализ выполненной работы. Рефлексия.

ДДТ № 2

Педагог, родители, администрация ДДТ

 

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

 

В результате реализации проекта обучающиеся должны знать:

— характерные особенности холодного и горячего батика;

— основные и дополнительные приемы росписи;

— свойства красок и приемы работы с тканью;

— технологические особенности росписи;

— свойства материалов;

— способы изменения свойств краски в процессе росписи;

— способы и приемы росписи для практического решения их замысла;

— основные элементы традиционной росписи;

— основные законы композиции и цветоведения (симметрии, ритма, контраста)

— способы последовательного соединения элементов для создания орнамента.

уметь:

— пользоваться основными и дополнительными приемами росписи в процессе создания выразительного образа;

— пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;

— использовать имеющийся опыт при решении творческих задач;

— придумывать, фантазировать, воображать;

— ставить перед собой творческую задачу и искать пути ее реализации;

— воплощать свой замысел в практической деятельности;

— самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию для поиска решения;

— рисовать элементы узора и составлять из них орнамент;

— умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности студии.

Для организации практической деятельности учащихся используются методы, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и детей.  

Механизм отслеживания результатов

1. Через выполнение творческих работ на итоговых и обобщающих уроках, выставках, конкурсах мастерства.

2. Через анализ подготовки и проведения персональных выставок.

3. Во время участия в выставках прикладного и детского творчества.

4. Через различные методы диагностики (наблюдение, создание экспериментальной ситуации, тесты креативности).

 

Оценка рисков

Проблемы, с которыми можно столкнуться  в период реализации проекта – отсутствие должного объема помещения и оборудования для занятий декоративно-прикладным искусством, высокая загруженность, и как следствие, быстрая утомляемость обучающихся на уроке.  Положительный факт моей деятельности — заинтересованность обучающихся и родителей в посещении занятия по декоративно-прикладному искусству, а также стремление обучающихся  участвовать не только в школьных конкурсах, но регионального и международного уровней. Положительным моментом является осознание родителями необходимости развития творческих способностей их детей и желание работать в этом направлении.

Дальнейшее развитие проекта

Освоение художественных образов росписи – это подготовка к восприятию огромного мира искусства и в тоже время тонкий интимный процесс сотворчества, углубляющий взаимопонимание взрослого и ребёнка. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребёнка с позиции взрослого опыта, оно требует возвращения свежести детского восприятия. Необходимым условием для развития творческого воображения младших школьников является  создание положительного эмоционального фона и демократического стиля руководства при организации обучения. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к творчеству, их участие в мероприятиях разного уровня, персональных выставках, мастер-классах и жизнедеятельности объединения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991. ».       

2.                 Алексеева, В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1979. – Вып. 2. – 334с.

3.                 Анатомия взаимопонимания / М. А. Абалакина. — М., 1989.

4.                 Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Авдеев. — М., 1992.            

5.                 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
 Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 1999.

6.                 Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.

7.                 Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 1961.

8.                 Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.

9.      БочаровЮ.С.Коровина В.А. Чернецова Е.М.Художники эпохи Возрождения /2005 год.

10.              

11.             Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.

12.             Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1987.      

13.             Вагнер, Л.А. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1966, -316с.

14.             Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 245с.

15.             Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с.

 

16.             Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *