Обобщение опыта работы с родителями

Автор: Лобанова Татьяна Александровна

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

           В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

 

      Направления работы с родителями:

1. Проводить систематически родительские собрания

2.Приглашать на собрания преподавателей-предметников.

3.По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.

4. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.

5. Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.

6. Систематически встречаться с родителями детей группы риска

7. Проводить консультации.

 

           Задачи работы с родителями:

 

Ø Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

Ø Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;

Ø знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;

Ø отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;

Ø привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

Ø формирование у родителей потребности в самообразовании.

           Воспитывая культуру отношений между детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя. Нельзя разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.

          Когда родители перестают интересоваться жизнью детей, у ребёнка исчезает потребность рассказывать о своих горестях, радостях, сомнениях. Нередко уставшие на работе родители отмахиваются от своих детей: «Да перестань ты со своей школой, надоел уже!» Так постепенно для отца и матери внутренний мир ребёнка оказывается навсегда закрытым. А когда дети подрастают и становятся неуправляемыми, родители недоумевают: «Совсем отбился от рук, и когда он стал таким?»

           Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.

            Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?

семейный клуб

Формы работы с родителями

педагогичес-кий всеобуч

совместные праздники

выставки работ учащихся

 

посещение семей

 

конференции

 

собрания

консульти-рование

 

беседы

 

лекции

 

тренинги

ведение родительских дневников

совместные поездки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

           Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса (Приложение 1), намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.

           После этого мы вместе с родителями оформляем родительские дневники (Приложение 2), в которых первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В этих же дневниках для родителей пишутся рекомендации и памятки, целью которых является – помощь в осуществлении воспитательного процесса. Здесь же родители имеют право написать претензии к учителю по воспитанию и обучению, вопросы, на которые они хотели бы услышать ответы на следующем собрании (или в ближайшее время), пожелания учителю.

           Ведение родительских дневников – очень полезный, на мой взгляд, вид работы. Он помогает более продуктивно сотрудничать как учителю с родителями, так и учителю с родителями. Кроме того, помогает провести хорошую рефлексию. Этот вид работы снимает напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может задать вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность не быть застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя вопрос. Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебно-воспитательную деятельность и в план работы с родителями. Родительский дневник делает собрания более полезными и содержательными для родителей. Кроме того, учителю не приходится озвучивать вслух перед всеми родителями замечания для каждого конкретного ребёнка, то есть, помогает избежать родителям неблагополучных детей неловкой ситуации перед родителями ребят благополучных. Наличие дневников помогает учителю хранить диагностику родителей, даёт возможность обратиться к данной информации при необходимости.

           Полезной формой работы с родителями является проведение тренингов (Приложение 3). Так, например, в моём классе была выявлена группа ребят, отличающихся агрессивным поведением. С целью снятия этой агрессивности мною был проведён совместный тренинг для этих детей с участием их родителей.  Тренинг состоял из 5 занятий, где родителям и детям предлагался ряд упражнений для совместного выполнения. Результатом стало снижение уровня агрессивности ребят, сплочение родительско-детского коллектива, повышение уровня взаимопонимания между ними.

           Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

           Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге они получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в по-лемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, ра-ботающие в школе и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее мнение следует высказывать учителю, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.

           Полезность таких встреч состоит ещё и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

                          Темы родительских рингов могут быть, например, такими:

 – Плохие привычки – наследственность или влияние социума?

 – Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной своего ребёнка?

 – Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?

 – Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребёнка?

 – Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком?

 – Радости и горести 6-летнего обучения.

 – Соблазны и пути их преодоления.

 – «За и против» школьной формы.

 – Нужны ли ребёнку праздники?

 – Трудности школьного урока. В чём они состоят?

           Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (Приложение 4), в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся:

 «День Знаний» (1 сентября);

«Конкурс поделок из природных материалов»(3-4 неделя сентября);

«Осенний бал» (первая неделя октября);

«День матери» (ноябрь); 

«Новый год» (последняя неделя декабря);

«8 Марта»;

«Окончание учебного года» (последний учебный день года).

            Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями.

            Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

           Общаясь с родителями своих учеников, я сделала вывод, что с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы помочь им в этом. И все вышеперечисленные формы, на мой взгляд, помогают достичь этой цели.

           Хорошей формой работы с родителями является создание тематических «Семейных клубов» (Приложение 5). Так, нами начата работа «Клуба молодой семьи». В него вошла группа родителей 25-28 лет, у которых  в школе учится первый ребёнок. Естественно, они испытывают ряд трудностей, связанных с обучением и воспитанием. Цель клуба – помощь таким семьям. Обычно мы проводим две-четыре встречи в год. Проводятся они как заранее запланированные, так и по мере необходимости. На заседаниях такого клуба нами рассматривались такие проблемы:

«Ваш ребёнок – первоклассник»;

«Помощь ребёнку в подготовке домашних заданий»;

«Ребёнок и компьютер»;

«Ребёнок и вредные привычки»;

«Как научить ребёнка самостоятельности».

            Встречи проводятся в форме круглых столов, мини-конференций, тестирований, тренинговых упражнений и т.д. Родителям выдаются общие рекомендации. Для них ежемесячно оформляются информационные странички.

           Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через сайт «Одноклассники». Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.

           Наряду с новыми формами основной, всё же, остаётся форма родительских собраний и консультаций. По проведённым родительским собраниям  ведётся специальная документация (Приложение 6). Однако, как и вся система обучения детей, форма родительского собрания тоже требует определённой коррективы. Так, пассивное прослушивание родителями   нотаций учителя или зачитывание информации по определённой теме, постепенно уходит в историю. В настоящее время работа с родителями должна, на мой взгляд, так же, включать в себя интерактивные формы и ИКТ. Как и детям, родителям не стоит сразу предлагать готовый материал по теме, а необходимо  подвести их к тому, чтобы они сами убедились, что это для них является проблемой. Поможет родителям лучше прочувствовать новую информацию, более продуктивно усвоить её и просмотр различных презентаций по теме собраний.

             Огромную помощь в работе с родителями оказывает родительский комитет. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания: одни следят за успеваемостью; другие помогают наладить связи с семьями учащихся, третьи налаживают внеклассную и внешкольную работу, четвёртые помогают в работе с трудными семьями и т.д. Совместно с членами родительского комитета мы посещаем семьи неблагополучных детей, составляем акты.

             Одной из эффективных форм совместной работы с родителями и детьми – это работа с традициями каждой семьи. Проводим такую работу мы следующим образом. Дети пишут сочинения о семейных традициях.  В классе создаются свои традиции (проводятся дни именинников, вечера, праздники).  Ребята вместе с родителями работают над составлением герба своей семьи. Проводится серия классных часов, куда приглашаются родители. Они рассказывают детям  о своих профессиях, об истории семьи,  рода.

              Эффективность воспитания детей  в семье в значительной степени зависит от психолого-педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей (Приложение 7). С этой целью проводятся занятия родительского всеобуча, открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

              Интересна и родителям, и детям такая форма работы, как организация выставок работ. Причём, интерес вызывают, как отдельные детские выставки, так и выставки совместного семейного творчества. Благодаря организации таких мероприятий, дети и родители имеют возможность проанализировать работы, как свои, так и своих одноклассников. Такая форма способствует развитию творческих способностей и эмоционального мира. Позволяет почувствовать гордость за свою работу или даёт стимул к созданию более интересной работы. Способствует сплочению семьи.

             В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале (Приложение 8).

      Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам. Родители отмечают раскованность детей, снижение у них уровня школьной тревожности. Дети быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в школе и дома, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться со взрослыми, задавать им вопросы, изменилось и отношение родителей к жизни класса, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу.

      Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается хорошая посещаемость.

      Родители стали обращаться за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале обучения активно работал только родительский комитет в составе трёх человек, то в 3 классе почти все родители хотят принимать посильное участие.

       Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса.  Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.

       Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *