Автор: Лучнина Виктория Владимировна
Опыт работы
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
как условие успешной социализации
воспитатель МБДОУ детского сада №4
Лучнина В.В.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Важными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых.
С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в моей группе был разработан и реализован профориентационный проект «Калейдоскоп профессий». Проект долгосрочный, практико-ориентированный, в проекте участвовали дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, сотрудники ДОУ.
Цель проекта — формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.
В нашем группе была проведена диагностика для выявления уровня знаний о профессиях у детей, а так же уровня оказанного внимания теме в образовательном процессе родителями группы.
На первом этапе реализации проекта нами были определены цели и задачи проекта, начат сбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации цели проекта, приступили к изготовлению дидактических игр и пособий.
На практике в детском саду и дома в ходе реализации основной части проекта взрослые использовали разнообразные формы и методы работы с детьми по профориентации: экскурсии-наблюдения, рассказы взрослых, непосредственно образовательная деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная художественно – творческая деятельность, чтение художественной литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр в тематических уголках, подбор песен о разных профессиях, организация традиций «Сладкий час», «Встреча с интересным человеком» по образовательной программе ДОУ. Особое внимание в ходе реализации проекта уделялось игре как основному виду деятельности дошкольников, созданию атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр, отражающих наиболее значимые профессии для города Абинска: металлургические и строительные профессии, специальности работников химической промышленности, профессии, обеспечивающие безопасность города. Результатами проекта ДОУ стали: анализ и обобщение результатов работы творческой группой ДОУ; презентация проекта родителям ДОУ; оформление выставки рисунков «Профессии детского сада»; конкурс презентаций «Лучшая профессия»; оформление «Книги профессий». У детей наблюдается интерес к трудовой деятельности взрослых, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей. Отображают знания в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) и в сюжетно-ролевых играх.
При планировании и организации педагогического процесса я учитываю, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому, считаю обновление предметно-развивающей среды в группе одной из главных задач. В моей группе созданы развивающие центры активности, направленные на поддержку инициативы дошкольников, свободному выбору детьми материалов, проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Дальнейшее преобразование предметно – пространственной среды мы видим в реализации информационно – образовательного проекта «Город мастеров» — первичной профориентации дошкольников, цель которого, разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию функциональных модулей по видам детской деятельности для организации пространства дополнительных помещений учреждения: (Модуль журналистики), Автошкола, Студия дизайна, модуль науки и экспериментирования, модуль архитектуры и строительства, мини библиотека, модуль роботехники, модуль кулинарии. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!