Современный учитель-навигатор

Автор: Панькова Екатерина Викторовна

Корабль – это наше образование, наши знания. Главное на корабле – правильный курс, его задают штурманы или навигаторы и конечно капитан корабля. Юнги – не пассажиры и не безропотные работники, они полноправные члены команды. Так же, как и ученик не объект обучения, он сам непосредственный участник процесса.

Информация окружает наших детей, как солнце, как волны, как небо окружает корабль. И сегодня информация, приобретённая во время плавания должна стать личностно значимой и необходимой.

Каким же должен быть штурман или навигатор, чтобы не сворачивать парус, не наподдаваться ветру, шторму и штилю, а твердо идти к цели начальным курсом.

Современный педагог в отличие от педагогов старой школы уже не носитель абсолютного энциклопедического знания, как это было долгие годы и даже десятилетия. Сейчас так много различных источников информации, что функция учителя, скорее, сводится к функции грамотного и опытного навигатора в области огромного количества источников информации. Одна из его главных компетенций — суметь сориентировать школьника — где ему найти знания о том или ином предмете.

Причем не просто информацию, а проверенную, из серьезных компетентных источников.

Нужно, чтобы за знаниями ученик «не лез» в Википедию, а спросил у учителя: а как же все на самом деле, где получить самую достоверную информацию? И как достоверность этой информации проверить? В этой связи, разумеется, педагог и сам должен уметь искать информацию в интернете и владеть всеми современными информационными технологиями.

Согласно Профессиональному стандарту педагога сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ- технологии пронизывают все сферы и структуры школы будущего. Неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции)», как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет».

Поэтому для реализации ФГОС современный учитель должен  быть информационно грамотным. Информационная грамотность – это:

· умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

· умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;

· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи) с помощью таких приемов как:

1)    Мозговой штурм

2)    Синквейн

3)    Что лишнее?

4)    Кластеры

5)    Толстые и тонкие

6)    Групповая дискуссия

7)    Да-нетки

8)    Психорисунок

9)    Лови ошибку

· умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

· умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

· умение использовать современные технологии при работе с информацией, например, технология развития критического мышления

· умение работать с информацией индивидуально и в группе.

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.

Роль учителя заключается в том, чтобы безжалостно и планомерно подталкивать обучающихся к выходу за границы восприятия мира, постоянно побуждая вас к осознанию самого себя.

 

Никакой учитель не может передать понимание Высшего «Я», но он может создавать наилучшие, именно возможности столкнуться с тем, есть на самом деле. Учитель, находясь на границе реального и нереального, то есть на границе двух миров, видит всё, что происходит с учеником, и бережно направляет его движение так, чтобы он мог прийти туда же, где находится он сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *