Урок обобщение по теме: Основные классы неорганических соединений»

Автор: Кубаева Лиза Флюровна
УРОК-ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ:
«ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
Кубаева Лиза Флюровна,
учитель химии высшей категории
МАОУ СОШ №7 г.Туймазы

Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».
Задачи: систематизировать, закрепить и обобщить знания о важнейших классах соединений; продолжить развитие личностной мотивации, познавательного интереса к данной теме, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Ход урока
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Внимание на экран: (видео) «Я у древних химиков самым главным веществом считалась. Начало всех начал, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается». О каком веществе идет речь? К какому классу веществ относится вода? Дайте определение…
Прочитайте первое задание в информационных листах и приступайте к работе.
Задание №1:Соедините чертой выигрышный путь, который будут составлять формулы оксидов.
HCl NaOH SO2
O2 Al2O3 HNO3
FeO H2SO4 NaBr
Первый, кто справится с данным заданием, поднимет руку и вслух прочитает названия оксидов.
Ребята, все согласны? Если да, то в оценочных листах ставите себе 1 балл. Но если были допущены ошибки-0 баллов. Там же вы найдете строку «Дополнительные баллы», например правильное определение классов соединений тоже оцениваете в 1 балл. Через определение мы с вами уточнили состав оксидов. А для того, чтобы вспомнить формулы оксидов, выполняем задание №2.
Задание№2: Вместо пропусков вставьте формулы оксидов.
В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (III)___( глина), оксид кремния (IV)___(песок), оксид железа (III)____(содержится в красном железняке). Водная оболочка земли – гидросфера – это оксид водорода ____. В воздухе есть оксид углерода (IV)__(углекислый газ).
Поднимите руки, кто справился? Не забываем оценить работу.
Подведение итогов по 1 этапу.
Посмотрите, пожалуйста, на свои формулы: что их объединяет? (наличие кислорода). Обратите внимание, на каком месте стоит кислород?
Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Предлагаю нам на время стать сотрудниками серьезной лаборатории. Скажите пожалуйста, что такое качественные реакции?
А какие вещества являются помощниками в проведении качественных реакций? А проводят эти реакции с индикаторами, по изменению окраски, которых можно угадать вещество.
Ребята, результаты опытов будете вводить в лабораторный журнал. Зная правила ТБ, все опыты проводим на расстоянии полусогнутой руки, над растворами не наклоняемся и соблюдаем осторожность. Итак, приступаем к работе. У вас на столе штатив с двумя пробирками. Пробирка «А» и пробирка «Б». В одной из этих пробирок находится вода. А в другой пробирке неизвестное вещество, такое же прозрачное как вода. Определите, где вода, а где неизвестное вещество с помощью первого помощника-фенолфталеина.
Не забудьте сделать выводы. Проверяем.
Вы с легкостью справились с поставленной задачей. Как вы думаете, существуют ли вещества, имеющие больше двух элементов, чем оксиды?
А какие именно, ответ вы найдете в моем стихотворении:
Группы атомов о-аш – очень важный признак наш,
«Фенолфталеиновый» в нас становится малиновым.
Скажите, пожалуйста, о каких веществах идет речь? А к какому классу веществ относятся щелочи.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какой вид задания вы можете предложить?
Первый кто справится с данным заданием, поднимет руку и вслух прочитает названия оснований.
NaOH HCl Ba(OH)2 H2SO4
Ca(OH)2 H3PO4 Mg(OH)2 Cu(OH)2
Не забудьте оценить свой результат.
Подведение итогов по 2 этапу.
Посмотрите на свои формулы. Что именно объединяет все основания? (наличие гидроксо-группы).
Молодцы, ребята, мы уже повторили 2 класса сложных веществ. Угадать, какой класс веществ рассмотрим дальше, вам поможет сюрприз, который вы найдете под вашими партами (в конвертах прикреплены рисунки лимона, яблока, Кока-колы).
Кто счастливчик, выходите к доске. Как вы думаете, что их объединяет? Почему? Значит, они все входят в класс Кислоты. А что такое кислоты?
Ребята, найдите среди них третьего лишнего. Почему?
Зная определение, ребята, легко можем составить их формулы. Найдите задание №3 , прочитайте его и приступайте к работе.
Задание № 3: Составьте химические формулы кислот, соответствующих оксидам: CO2 ; SO3 ; N2O5.
Какие правила вы соблюдали при составлении формул?
Для того чтобы распознавать эти кислоты на практике, вновь обратимся к опыту. Приготовьте лабораторные журналы. На этот раз перед вами три пробирки с неизвестными веществами А, Б и В. И с помощью индикатора лакмус попрошу вас угадать в какой пробирке какое вещество.
Подводим итог. Откройте учебник на странице 118, таблица 4. Изучите его еще раз. Следовательно, наиболее оптимальный индикатор для определения кислой среды раствора – лакмус, а для определения щелочной среды — фенолфталеин.
А теперь предлагаю узнать, что в «черном ящике».
1.Это вещество входит в состав крови человека….
2.Легионеры Древнего Рима получали часть.жалованья этим веществом…..
3.За 5 плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба…
4.Оно содержится в Мировом океане……
5.Из него в Боливии строят отели…..
6.Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и …?
Задание №4: Составить формулы солей натрия, кальция и алюминия для серной кислоты. Дать им названия.
Приглашаю к доске с одной формулой. Проверяем ответы. Если справились с заданием -1 балл.
Подведение итогов по 4 этапу.
Ребята, посмотрите на свои формулы. Какие составные части имеются в солях? Что мы повторили?
III. Рефлексивно-оценочный.
Итак, какие классы веществ мы повторили? С какой целью? Что объединяет все оксиды в одну группу? Кислоты? Соли? Основания?
Ребята, молодцы! На уроке вы вновь убедились, насколько важна наука химия и насколько она многогранна. Знание состава веществ позволяет определить свойства, класс веществ, а также способы определения этих веществ.
Я надеюсь, что урок был вам интересен и позволил обобщить и систематизировать имеющиеся у вас знания. Попрошу вас в информационных листах поставить себе оценку за урок.
В завершении я попрошу вас найти в свих листах «Домашнее задание» и, выбрав себе подходящий по сложности вариант на желаемую оценку, переписать задание в дневник.
Спасибо всем за урок!

Кубаева, Статья.docx

«Стихи, природа, музыка едины! Они живут в душе у каждого из нас…..»

Автор: Никитенко Наталья Александровна
В конце учебного года в нашей школе исксств проходит отчётный концерт, это уже стало хорошей традицией. Участниками концертной программы становятся ребята более одарённые. Дети со скромными способностями не имеют возможности попасть на большую сцену. Итогом обучения игре на инструменте должен быть выход на сцену, с целью поделиться своим мастерством со зрителем. А на отчётном концерте класса каждый ученик выходит с концертным номером,что даёт ему ощущение радости.
Сценарий отчётного концер.doc