Автор: Мустафина Надежда Георгиевна
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В настоящее время не теряет актуальности проблема интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. В связи с этим особую значимость приобретает проблема социальной адаптации и реабилитации детей, страдающих какой-либо патологией.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья – многоаспектная проблема, основной целью которой является обеспечение разностороннего развития ребенка, в том числе социального, эмоционального, интеллектуального и физического. Результатом социальной реабилитации является выравнивание возможностей детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение особенностей, закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема личности и развития личности рассматривалась в работах зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др.).
В определении понятия личности нет единого подхода ни в философии, ни в психологии, ни в педагогике. Поэтому мы остановимся на определении В.А. Беликова: «Личность – это человек, обладающий нормально сформированной психикой, с комплексом общественно и личностно значимых качеств, активно выполняющих систему социальных ролей, то есть включённый в систему общественных отношений.
Под развитием личности мы понимаем сложный и противоречивый процесс приобретения человека новых качеств и их совершенствование. Понятие «развитие» характеризуется качественными изменениями, появлением психических и личностных новообразований, новых механизмов, функциональных зависимостей, процессов и структур.
Развитие человека – сложный, противоречивый и длительный процесс, имеющий свои закономерности и особенности. Такие, как, например, стадии развития, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности и наличием новообразований. Закономерностями развития личности является зависимость развития от содержания и мотивов деятельности, обусловленность мерой собственной активности личности и др.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности вследствие того, что данную группу составляют дети с различными нарушениями и патологиями развития. Поэтому приоритетным будет являться индивидуальный подход на основе учета особенностей физического и психического здоровья каждого ребенка.
При рассмотрении проблемы развития детей с ограниченными возможностями актуальным также представляется вопрос об установлении границ между нормой и патологией развития. Это важно для того, чтобы, с одной стороны, эффективно организовывать развивающую работу с детьми с целью формирования качеств, необходимых для безболезненного вхождения в сложный мир социальных отношений, с другой – определять, какие негативные свойства личности, сложившиеся у ребенка, подлежат коррекции.
К сожалению, границы нормы и патологии в развитии личности ребенка определить бывает трудно и этот процесс во многом зависит от эрудиции и опыта специалиста и если в физиологии развития индивида можно сослаться на некоторые статистические нормы (рост, вес, физическая сила и др.), то в определении аномалий личности, в связи с индивидуальностью психики, существует большая вариативность.
Особые трудности возникают при определении этих понятий применительно к детскому и подростковому возрасту. Психология детского и подросткового возраста отличается от психологии взрослого тем, что в этом возрасте, вследствие не критичности восприятия подростков своего «Я», отсутствует достаточное понимание сущности изменений, происходящих в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах.
Проблема аномалий личности в этом возрасте более значима не только для самих детей и подростков, но, главным образом для родителей и педагогов, так как они оставляют за собой право корректировать поведение ребенка, формировать у него так называемые «правильные» формы поведения. Подросток как правило не подозревает, что, общаясь со сверстниками и другими людьми, он может заимствовать анормальные способы поведения тех же людей.
Нормальное развитие в таком случае, замечает Б.С, Братусь, будет такое, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности, самоосуществлению, стремлению к слиянию с ней и обретению тем самым возможностей полноты своего существования как человека.
Аномальное же развитие проявляется несогласованностью, подавленностью самосуществования, что ведет к извращению сути развития. Отсюда аномальное, отклоняющееся от нормального, является такого рода развитие, которое ведет человека к отрыву от его всеобщей родовой сущности.
Подчеркивая важность определения понятия «норма» в личностном развитии, Л. Пожар считал, что это междисциплинарная проблема и решить ее с позиций только биологического, либо узко психологического или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому понятие «норма» следует рассматривать, по крайне мере, в трех разных значениях: статистическую, функциональную и идеальную.
С точки зрения статистической нормы – нормальным считается такое явление, которое находится в рамках средней величины или оговорённой меры распределения, как правило, выраженной в виде стандартного квадратического отклонения. В противном случае такое явление считается ненормальным. Правда, статистическую норму следует воспринимать с известной степенью осторожности и не всякое отклонение от статистической нормы следует отождествлять с патологическим.
Функциональный аспект нормы принимает во внимание единичность индивида. Этот вид нормы иногда называют индивидуальной нормой. В воспитательной практике перед нами стоит не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями. В этом случае нормальным считается такой человек, который воспринимает себя таким, какой он есть.
В воспитательной работе с аномальными детьми, мы должны при обсуждении нормальности исходить из возможностей и способностей самого аномального ребёнка, так как именно этот круг потенциально возможных способностей является для него нормой, а все отклонения от этой нормы следует считать прогрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение. То есть функциональная норма является исходным пунктом в работе с аномальными детьми и подростками.
Идеальная норма – это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в его общественных условиях и природном окружении. Но идеальной нормы достигнуть нельзя, к ней можно только приблизиться. Однако отсутствие стремления к какому-либо идеалу – это признак ненормальности. Ненормальным у человека является и то, если много противоречивых идеалов.
Вместе с тем рассмотренные доводы определения понятий «норма» личностного развития – это лишь крайние полюса сложной проблемы. Между этими условными полюсами находится обширное поле пограничных с нормой и патологией уровней развития. К этим пограничным состояниям могут быть отнесены вредные привычки, стереотипы поведения, эмоционально личностные реакции и другие девиации поведения; акцентуированные черты характера, которые формируются у детей как в связи с социальной ситуацией развития, так и под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний.
Таким образом, для нормальной человеческой психики характерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому отклонение от среднестатистического варианта поведения не всегда говорит о той или иной патологии. Например, некоторые гипертрофированные черты характера и особенности поведения могут проявляться в виде определенного чудачества, но в определенных условиях этот человек вполне может уживаться с другими людьми.
Однако задачи, стоящие перед социальной реабилитации границ нормального и аномального развития личности. Прежде всего, необходимо учитывать, что ребенок с ограниченными возможностями индивидуален, неповторим, и модель нарушений его личностного развития надо определять для конкретного ребенка. В числе других признаков, определяющих проявления нарушений в личностном развитии, можно назвать:
— нарушения в мотивационной, эмоциональной и волевой сферах, так как в них отражаются любые изменения в психическом развитии личности ребенка. Гармония или дисгармония названных сфер определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, межличностные взаимодействия, деятельность;
— нарушение в одной из сфер личности ребенка оказывают негативное действие на другие сферы, в результате может наблюдаться либо замедление темпов развития, либо наступает деградация личности в целом;
— психические нарушения приводят к социальной дезадаптации ребенка. Ребенок замыкается в себя, у него снижается круг лиц, с которыми он взаимодействует, нарушаются контакты с социальным окружением;
— психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий, ребенок становится не восприимчив к ним;
— наблюдаются нарушения в мыслительной деятельности, снижение интеллекта, что при определенных условиях, особенно при отторжении ребенка из среды сверстников, может способствовать развитию негативных личностных качеств;
— нарушения психики и личности часто приводит к психосоматическим заболеваниям;
— нормальные дети поддаются воспитанию, они видят, как ведут взрослые или их сверстники и способны, подражая им, достичь известного уровня социального приспособления, дети с отклонениями в личностном развитии сделать это затрудняются.
Не менее важным, с нашей точки зрения, представляется вопрос о соотношении понятий «психика» и «личность». В практике учебно-воспитательной, коррекционной и других видах работы с детьми широко используются понятия «психика» и «личность», нередко подменяя одно другим. Однако названные понятия не тождественны. Представляя собой нерасторжимое единство, так как личность человека не может быть лишена психического мира, они имеют разное содержание.
Психикой обладают все высокоорганизованные живые существа, что реализуется в способности их мозга отражать окружающую действительность и взаимодействовать с ней. Психика человека, в отличие от психики других живых существ, представляет собой наиболее высокий уровень организации и развития. Мозг человека за свою эволюцию приобрел высочайшую пластичность, способность приспосабливаться к самым сложнейшим условиям.
Личность, в отличие от понятия «психика», — это социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе. Данное качество присуще только человеку. Следовательно, понятия «развитие психики» и «развитие личности» также не тождественны.
Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Развитие личности в самом общем виде рассматривается в психологии как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
Еще одной особенностью развития детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие вида нарушения и время его возникновения, поэтому дети с ОВЗ входят в группу повышенного риска по отношению к особенностям возникновения личностных отклонений.
Тормозящим фактором в развитии психики и личности аномального ребенка выступает тот факт, что в результате первичного нарушения возникают вторичные отклонения (первого, второго, третьего и последующего порядков), и чем ближе эти отклонения в психическом развитии к первичному нарушению, тем более интенсивно они проявляются в разных видах деятельности ребенка, усложняя ее реализацию. На качественных характеристиках психического и личностного развития сказывается степень, время возникновения первичного дефекта и возраст, в котором он был приобретен. общая закономерность состоит в том, что чем раньше наступило повреждение, тем значительнее проявляется своеобразие развития.
В социально-реабилитационной деятельности можно столкнуться с фактом, когда у детей, осложненных дефектом, органический недостаток в процессе развития и формирования личности играет двойную роль. С одной стороны, дефект представляет собой минус – ограничение, слабость, умаление развития, а с другой – в связи с тем, что создаются трудности, происходит стимуляция активности ребенка, повышенное, усиленное движение вперед.
Общая черта личности аномальных детей заключается в том, что дефект создает отличающееся от нормы измененное положение. У аномальных детей довольно часто наблюдается как переоценка собственных сил, возможностей, способностей, положения в обществе, так и их недооценка. Переоценка и недооценка собственных сил и способностей встречаются у аномальных детей чаще, чем у нормальных.
Нередко можно встретиться с некритичным оцениванием аномальными детьми как собственной, так и чужой деятельности, а также с тем, что аномальные дети легко попадают под чужое влияние. Аномальный человек почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что, в свою очередь, может привести к эффектам отставания. Однако в некоторых случаях, напротив, возникает своеобразное чувство высокомерия.
Ребенок с дефектом значительно больше зависит от эмоциональных и воспитательных отношений среды, чем нормальный здоровый ребенок. Поэтому так важна роль социального окружения при формировании личности ребенка, имеющего ограниченные возможности. Помощь аномальному ребенку должна быть направлена главным образом на воспитание его самостоятельности, как можно меньшей зависимости от окружения, на предоставление возможностей для трудовой и социальной интеграции.
Дети имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают не готовыми. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них навыков и умений анализа и оценки социальных явлений, формирование специальных навыков и умений, относящихся к социально-коммуникативной перцепции и мышлению, воспитание своего рода психологического иммунитета невосприимчивости к недолжным формам поведения окружающих.
Таким образом, развитие личности – многоплановый процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта, в ходе которого происходят постоянные изменения в физической, социальной, моральной сферах, которые необходимо учитывать в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. К факторам, влияющим на развитие личности относятся: вид нарушения, время возникновения первичного дефекта, своевременная диагностика и социокультурная и психолого-педагогическая среда. Важным является вопрос об установлении границ между нормой и патологией развития для своевременного выявления негативных свойств личности с целью их коррекции. Категория детей с ограниченными возможностями неоднородна по типам нарушения и способностям возникновения личностных отклонений, поэтому приоритетным в работе с данной категорией детей является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья ребенка.
Рубрика: Дошкольное образование
Разработки педагогов, посвящённые развитию детей дошкольного возраста. Программы, рекомендации, опыт работы.
Здоровьесберегающая среда в МАДОУ ДС №16
Автор: Иванова Елена Валентиновна
Конспект интегрированное занятия «Богатыри земли русской…»
Автор: Сенюрко Елена Валентиновна
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста о русских богатырях, русской силе и храбрости.
конспект сайт.docx
МБДОУ детский сад № 14
Автор: Кузнецова Наталья Васильевна
Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: \»Путешествие по России\»
Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
— обобщить и систематизировать знания детей о России;
— закрепить названия крупных российских городов и рек;
-воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Предварительная работа:
• беседы о российской символике;
• чтение стихотворений о Родине;
• рассматривание иллюстраций городов и рек России, рассматривание картин.
Ход занятия:
Ребята посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Этюд приветствие.
«Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
Здравствуйте мои друзья!»
Воспитатель обращает внимание детей на стоящий глобус.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, что это стоит на столе?
-Что это? (глобус)
-А что такое глобус? (глобус — макет Земли; глобус — уменьшенное изображение земного шара)
-А что можно увидеть на глобусе? (на глобусе хорошо видно, как расположены страны, города, материки, океаны, моря и их размеры).
Дети рассматривают глобус.
Воспитатель:
-Да, действительно, на планете много разных стран.
-А вы знаете, как называется самая большая страна? (Россия) Покажите её на глобусе.
-Правильно, Россия. А, что это за страна? (страна, в которой мы живём; наша Родина; наша родная страна)
-А что такое Родина?
Ответы детей:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
— Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Родина – это наш поселок Первомайский.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наш детский сад.
— Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.
Воспитатель: (игра с глобусом, дети передают его друг другу)
А какая она наша Родина — Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, необъятная, могучая, бескрайняя, родная)
Воспитатель:
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)
— Если долго, долго, долго
В самолете нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда…
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
Воспитатель:
Вот как много места занимает территория России (показ на карте) Когда в одной части нашей страны идёт снег, на другой – припекает солнышко. Чтобы пересечь всю Россию с запада на восток, понадобится очень много времени — несколько дней.
-А вы бы хотели посмотреть на красоту России? Ребята хотите отправиться в теле- путешествие по России.
— А можно я буду вашим гидом, который покажет вам какая большая наша страна.
Слайд: 2,3,4,5
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
На экране плывущие картинки: горы, реки, сёла, моря, леса.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (ответы детей).
-Посмотрите внимательно на карту России, как нам определить, где изображены моря, реки, леса, горы? (ответы детей)
-Очень большая площадь России занята лесами, в которых прорастают редкие древесные породы (сосна, ель, каштан, липа и др.) и кустарники. Ещё леса России богаты очень разнообразным животным миром и птицами. Какие животные обитают в лесу? (ответы детей)
-А вы знаете, что в лесах России обитают очень редкие животные и даже птицы. Они все занесены в «Красную книгу».
Ребята, ну что вам нравится путешествовать по России? Может мы чуть — чуть отдохнём?
Физминутка:
Руки подняли и покачали
Это — берёзы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем,
Руки согнули назад. (дети выполняют движения по тексту)
Дети садятся на модули.
Воспитатель:
— Ну что, отправляемся дальше?
(слайд 6)
-Ребята, а ещё, на территории России много городов. Какие вы знаете? Вот самые крупные.
Воспитатель:
— Продолжаем путешествие по России.
Ребята, посмотрите вот мы с вами и приехали в самое сердце России! Как вы думаете, где мы? В каком городе? (г. Москва) (слайд 7)
-А что вы знаете о г. Москва?
Стихотворение (рассказывает ребёнок):
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
— Покажите Москву на карте России.
— А какими достопримечательностями славится Москва? (ответы детей) (слайд 8)
— Ребята, вы назвали главную достопримечательность Москвы — Красная Площадь, (слайд 9) какой самый главный праздник отмечают на Красной Площади? (День победы)
— Как отмечают День Победы на Красной Площади? (Парад Победы) (слайд10)
-Ребята, а как вы думаете, кто раньше защищал нашу землю от врагов? (Богатыри).
-А какие они богатыри? (сильные, храбрые, отважные). (Слайд11)
— Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов
-Как вы думаете, какое название у этой картины? «Богатыри».
Рассмотрите картину.
— Кто здесь изображен? (богатыри русские)
-Назовите их по именам — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович самые любимые и известные русские богатыри.
— Какими изображены богатыри? Какие у них лица? Одежда? Оружие? Какие кони под ними и чем они украшены? (Дети рассказывают о каждом богатыре отдельно)
-Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Кто это? (Это богатырь Илья Муромец).
-Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)
-Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.)
-Какой у него конь? (У него черный большой конь)
-Как вы думаете, а этого богатыря, как зовут? (Добрыне Никитич). Что мы можем сказать о нём?
-Какой он? (сильный, отважный).
-Какие доспехи защищали его? (кольчуга, шлем)
-Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?
— Какая природа окружает их? — Богатыри стоят на холмистом лугу под хмурым пасмурным небом.
— Что делают в поле богатыри? (в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.)
— Какой богатырь вам больше нравится? Почему?
— Чем вам понравилась картина?
Воспитатель:
• Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
• Что вы узнали нового о России? (ответы детей).
Безопасное лето (загадки-подсказки)
Автор: Черенева Мария Николаевна
Презентация: Безопасное лето.
Bezopasnoe_leto_zagadki-podskazki.ppt
Воспитатель
Автор: Ерыпалова Ольга Александровна
Комплекс сюжетно – ролевых игр для развития коммуникативных умений детей 5 – 6 лет
Автор: Антон Алена Александровна
Комплекс сюжетно – ролевых игр разработан на основе следующих
методических пособий: Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М., 2014г и состоит из восьми
игр.
Цель: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста.
Данный комплекс игр предназначен для детей старшего дошкольного
возраста, разработан в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
комплекс сюжетно — ролевых игр для развития коммуникативных умений детей 5 — 6 лет.docx
«Цветотерапия»
Автор: Татаринцева Инна Владимировна
Цветотерапия-метод нетрадиционной медицины,использующий воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, а так же на его самочувствие.
Цветотерапия.pptx
Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда. Открытое занятие для родителей. Младший возраст
Автор: Ивакина Ольга Афанасьевна
Проект «Город в лицах»
Автор: Винтер Алена Владимировна
Информационно- творческий Проект «Город в лицах»
Проект Город в лицах.docx