Активизация мыслительной деятельность студентов при использовании интерактивных форм работы на занятиях химии

Автор: Каряка Анна Валерьевна
Главными задачами педагогической деятельности на занятиях по химии являются:
1. Повышение мотивации к обучению химии. 2. Развитие творческого мышления студентов. 3. Создание на занятие оптимальных условий для развития каждого студента. И отсюда вытекает — основная задача – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес и учебную деятельность.
Преподавание данного предмета обязательно нужно наполнять теоретическими сведениями, визуальной демонстрацией объяснений и разнообразными лабораторными опытами. Чтобы повысить «насыщенность» дисциплины, необходимо тщательно продумывать методику подготовки к занятиям, подачи материала, систему практических заданий. Интерактивных форм и методов обучения очень много и все они побуждают к творческой познавательной деятельности студентов, создают атмосферу повышенного интереса.

Активизазия мыслительной деятельности студентов при использовании интерактивных форм работы на занятиях химии.docx

МКОУ Новомошковская СОШ

Автор: Ольга Николаевна Беликова
Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребёнка качественным образованием на первой ступени обучения.
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребёнка, целостное развитие её способностей, формирование у школьника умения и желания учиться.
В современной начальной школе ребёнка недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

выступление.docx

Учитель ГКОУ » Плоскошская специальная школа-интернат»

Автор: Татьяна Александровна Евграфьева

Интерактивные методы обучения в начальной школе
Евграфьева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными.
Позвольте напомнить, что такое методы обучения и какие они бывают.
Методы обучения классифицируют по разным признакам:
• по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
• по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
• по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний, методы проверки и оценивания.
• по степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные и пассивные
Наши педагоги тоже применяют в своей работе разные методы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, которые учат ребёнка учиться.
А вот действительно ли они интерактивные, или всё-таки активные или даже пассивные?
Попробуем разобраться.
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия \»учитель = ученик\». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Что такое интерактивные методы обучения?
Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».
Интерактивные: от англ. («интер» — «взаимный», «акт» — «действие»).
Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:
«Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия \»учитель = ученик\» и \»ученик = ученик\». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
• Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
• Повышение познавательной мотивации.
• Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
• Воспитание лидерских качеств.
• Умение работать с командой и в команде.
• Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
На каких этапах урока можно применять ИМО? (Ответы педагогов)
ИМО применяются на всех этапах урока.
(Этапе мотивации — организации класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, релаксация, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия).
Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
К интерактивным методам относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.
Они бывают индивидуальные и групповые.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются многоголосье, диалог, мыследеятельность, словотворчество, создание ситуации успеха, рефлексия.
При выборе интерактивного метода необходимо учитывать критерии отбора: соответствие целям и задачам урока, теме, возрастным особенностям и другие.
Умелое использование интерактивных приёмов позволяет повышать интерес к обучению, развивает самостоятельность, способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Остановимся на некоторых…
Методы и приемы интерактивного обучения
• Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
• Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
• Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
• Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
• Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
• Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
• Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
• BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, попс — формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Интерактивные методы обучения в начальной школе.docx

учитель -логопед

Автор: Юлия Анатольевна Жильцова
В современной школе существуют три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. Интерактивное обучение является разновидностью активного и имеет свои закономерности и особенности.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от «interact», где «inter» — взаимный и «act» — действовать. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные возможности. Суть этой технологии в том, что учебный процесс осуществляется при условии постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это взаимообучение где и ученик, и учитель являются равноправными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия. Дает возможность педагогу стать лидером детского коллектива. Интерактивное взаимодействие включает как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения дети учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения. Кроме того, интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, принимать продуманные решения. Кроме того, интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, потому что влияет не только на сознание ученика, а и на его чувства и действия. По мнению русских психологов, наименьших учебных достижений можно добиться при условии пассивного обучения (лекция – 5%. Чтение – 10%), а наибольших – интерактивного (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%. Обучение других – 90%). Старший школьник способен читая глазами, запомнить 10% информации, слушая – 26%, рассматривая – 30%, слушая и рассматривая – 50%, обговаривая – 70%, личный опыт – 80%, общая деятельность с обсуждением – 90% . Таким образом, если обучение пассивное, мозг не сохраняет то, что было представлено .

Интерактивные методы обучения в современном образовании.docx

МБДОУ детский сад «Золотой ключик»

Автор: Альбина Васильевна Зарипова
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.
статья.docx

Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания

Автор: Багдасарьян Лилиана Ромовна
Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания посредствам индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
В соответствии с программой модернизации образования, для эффективного выполнения жизненных задач и полноценной актуализации жизненных планов, учащимся необходимы оптимально развитые интеллектуальные функции. Уроки истории и обществознания позволяют развивать гуманистические свойства личности, социальную компетентность учащихся в рамках педагогического процесса с использованием принципов индивидуализации и дифференцированного подхода к познавательной деятельности учащихся.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в развитии познавательного интереса к истории.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Самостоятельная работа – как средство формирования познавательной активности.
Самостоятельное выполнение задания для развития познавательной деятельности – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – в моей деятельности достаточно трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому, если начинаю проверять как обычно самостоятельную работу, то вижу, что те, кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически выслушивают, переписывают, пересказывают уже готовые ответы. Организуя, таким образом, проверку, в какой-то мере помогаю ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге возможно образование в классе группы, которая из урока в урок полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает воспринимать готовый результат. Что бы научить работать самостоятельно, использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Особым видом самостоятельной работы считаю решение исторических задач и познавательных заданий. Как правило, это задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать толчок дальнейшей работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем. В своей деятельности данные задания применяю и для организации обсуждений, дискуссий, причём в большинстве своём они не предполагают однозначных ответов, Многие задания ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса, своё мнение в оценке событий, явлений, исторических деятелей. Это так же помогает задействовать все категории учащихся, т.к. подготовить и озвучить собственное мнение может практически каждый школьник, и не обязательно оно будет неправильным. Стараюсь, чтобы задания опирались не только на уровень учебника, но и на документальные материалы, фрагменты философских и публицистических произведений.
При изучении этапа Великой Отечественной войны в 9 классах, использую задания подобного типа:
Пример 1
Что же всё-таки, по вашему мнению, остановило операцию «Тайфун»? По оценке М.Мессершидта, под Москвой вермахт « поставили на край катастрофы противник, пространство и климат». Представляется ли вам она верной? Объясните своё мнение.
Для конкретизации данного ответа советую прочитать повесть В.Быкова «Дожить до рассвета», где с большой художественной силой воссозданы события зимы 1941г.
Знакомство с данным художественным произведением поможет ученикам правильно не только ответить на поставленный вопрос, но и правильно относиться в дальнейшем к мнениям историков Запада, что «победу под Москвой одержали только русские морозы».
Пример 2
В ходе изучения эпизода блокады Ленинграда, можно поставить следующее задание:
В блокадном Ленинграде О.Берггольц написала следующие строки:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
Понятен ли вам смысл того, что хотела донести до людей поэтесса? Но, может быть, эмоции не в ладу с разумом? Разве возможна свобода в осаждённом городе и счастье среди голода и грязи?
При положительном ответе учащиеся отмечают, что счастьем в окружённом, голодном, замерзающем городе, являлось чувство героизма, мужество каждого жителя сделать всё, чтобы не сдать город врагу, взаимопомощь людей и т.д.
Можно привести пример опроса среди людей, переживших блокаду: многие из них отвечали, что ничего не хотели бы изменить в своей судьбе.
Пример 3
В августе 1941г. бывший нарком обороны маршал Ворошилов в один из напряжённых моментов лично повёл красноармейцев в атаку, Отдадим ему должное и всё же задумаемся: что это – проявление храбрости или отчаяния?
На данный вопрос практически каждое мнение может быть верным.
В ходе изучения материала по истории России в 6 – 7кл. считаю уместными вопросы, требующие дополнительной подготовки либо ответов на них в ходе выполнения домашнего задания. Пример:
• Кто из вас мог бы встретить своего тёзку в Новгороде?
• Почему в Киеве было мало хазар и много варягов?
• Кто и как правил в Киеве, когда Ольга ездила в Византию?
• Почему Владимир не крестился сразу, как только взял власть в Киеве?
Подобные задания подталкивают школьников к дискуссии, при подготовке к которой они обязательно будут обращаться к дополнительной и художественной литературе, расширяя тем самым свои познавательные возможности.
Создание альтернативных ситуаций в процессе формирования познавательной активности учащихся.
В ходе своей деятельности замечаю, что некоторые учащиеся оказываются не готовы к альтернативному мышлению, либо боятся самостоятельного анализа различных исторических и политических фактов. Их сознание ограничивается уровнем обыденных оценок и суждений.
Для формирования исторического сознания школьников в своей учебной деятельности использую на уроках методику «альтернативных ситуаций». На уроке данные ситуации уместно создавать по двум направлениям:
— раскрытие альтернатив, возникающих в ходе исторического процесса;
— анализ различных оценок событий, явлений прошлого, деятельности партий, исторических личностей в научной и художественной литературе;
Создавая на уроке проблемную ситуацию, стараюсь выполнять следующие условия:
1. способствование данной ситуации выработке у школьников научного подхода к историческому процессу;
2. ситуация должна содержать вероятные альтернативы, реально существовавшие в истории, при отборе второго варианта ситуации, следует отдать предпочтение оценкам прошлого;
3. альтернативы должны быть доступны для понимания и анализа школьниками;
4. работе с ситуациями данного типа нужно обучать поэтапно, постепенно увеличивая сложность и объёмность материала;
В ходе раскрытия альтернатив, возникающих в ходе исторического процесса, школьники из урока в урок учатся опираться на теоретические положения, высказываемые учёными. Постепенно их работа приходит к следующей памятке:
1. Сформулируй сущность каждого из предлагаемых путей, решений.
2. Выяви историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей.
3. Определи своё отношение к ним.
4. Объясни достоинства и недостатки избранного пути.
5. Покажи достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.
6. Оцени произошедший выбор.

Таблица методических приёмов и результативности самостоятельной работы учащихся
по развитию познавательной активности.

Учебные действия (умения) Понятия Формы мыследея-тельности Типы учебных задач Методические приемы Принципы обучения
Ориентация в информации текст, источник (документы, учебники, ста-тистика, видео-материалы и т.д.) понимание, интерпретация, проблематиза-ция чтение источников (прос-мотр), определение автор-ства, времени, места, постановка вопросов, сбор «мозаики» упражнения: «Три предложения», «Поиск», «Своя опора», «Исторический снежный ком», «Экспертиза», «Повторяем с контролем», «Восстанови последовательность», «Логическая цепочка». деятельности
Критика первоисточник, вторичный источник наблюдение, внешняя и внутренняя критика отличать возможное от не-возможного, выделять осно-вное в тексте, узнавать неле-пости в рассуждениях; выяс-нение причин, исторических условий создания упражнения: «Генераторы-критики», «Создай миф – развенчай миф», «Поиск альтернативы», «Найди ядро противоречия», «Аквариум», «Фома неверующий», «Атака мыслей» деятельности,
открытости
Историчес-кий анализ целое-часть, причина-следствие, последователь-ность, схематизация дедукция, креативность антиципация, поиск исход-ного противоречия, поиск существенного признака, разбор фактов и событий, выделение основного вопро-са источника, недопущение логически противоречащих утверждений Работа с источником по алгоритму, упражнения: «Расколи парадокс», «Сочини парадокс», «Тендер», «Вопрос к тексту», «Лови ошибку» вариативности,
творчества

Историчес-кий синтез аргументация, композиция, логика, взаимосвязь, единство рефлексия, вы-бор стратегии, обоснование, извлечение по-зитивного смы-сла, моделиро-вание, индук-ция участие в диспуте, ролевой игре, эссе, сочинение, исследование составление диахронистической таб-лицы, составление и работа с синхро-нистической таблицей, написание «Летописи» по проблеме, сочинение от имени…, упражнение «Архивариус», ПОПС – формула, выполнение коллажа, компьютерной презентации, «Да-нет-ка», «Пересечение тем». идеальности,
деятельности

статья.docx