Интерактивные методы и приемы в обучении

Автор: Мехтиева Залина Шамилитдиновна
В статье рассмотрены интерактивные приемы школьного обучения младших школьников на уроках информатики в 3-4 классе, сделаны выводы о пользе интерактивного обучения в современной начальной школе, а так же о том, что интерактивное обучение младших школьников на уроках информатики в 3-4 классе способствует вовлечению ученика в процесс получения и обработки знаний.
Проблема данной темы заключается в том, что необходимо повышать эффективность методов и интереса учащихся к обучению. В современных условиях использование интерактивных форм и методов обучения является необходимостью. Данные методы позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают самостоятельное обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем обучающийся выступает в качестве субъекта учебного процесса. При реализации обучения по данной форме педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.В основе интерактивного обучения лежит принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала.Преподавание может стать однообразным, скучным и малоэффективным занятием, если не использовать интерактивные методы обучения. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания — эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок.
Главная задача учителя организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения интереса к учебной деятельности в целом.
Научные инновации, продвигающие вперёд прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Внедрение технологий начинается с создания инновационного фона и актуализации школьных проблем. Этап поиска новых идей включает в себя актуализацию школьных проблем и потребностей, предварительную работу по формулировке целей, идей нововведения, создание образа будущей школы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.На основе интерактивного обучения каждый ученик становится полноправным участником учебного процесса и включается в процесс взаимодействия с учебным окружением.Сегодня учителя являются создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный:-актуализация знаний;объяснение нового материала;закрепление, контроль знаний.
Использует те же методы: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный;репродуктивный. Появляется возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Современный мультимедийный урок — это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.
Современная информационная технология, может быть реализована в трёх вариантах:
I) как проникающая — использование компьютера и мультимедийных технологий при изучении отдельных тем, для решения отдельных дидактических задач.
2) как основная — наиболее значимая в используемой педагогической технологии.
3) как обобщающая – обучение и контроль опирается на применение компьютера.
Визуализация информации с использованием современных технологий возможна различными средствами. В настоящее время используются такие средства как:-мультимедиа-проектор;-интерактивная доска.Мультимедийная технология урока предполагает наличие не только необходимого оборудования, но и качественного программного учебного обеспечения. Сегодня мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки, которые позволяют эффективнее и интереснее воспринимать информацию. При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска, дающая возможность использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.
В своей работе, как учитель информатики и ИК, я использую методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний:
Показателями эффективности использования компьютерной техники является участие моих учеников в дистанционных олимпиадах (КИТ), использование мультимедийных технологий в исследовательской деятельности учеников по различным предметам учебного плана.
Вывод: интерактивное обучение младших школьников на уроках информатики в 3-4 классе способствует вовлечению ученика в процесс получения и обработки знаний, способствует развитию критического мышления.
интер.docx

Автор: Винокурова Илюся Завитовна
В статье рассматривается сущность интерактивного обучения, принципы, формы
и методы его реализации, условия, обеспечивающие педагогические результаты. Более подробно описаны методы и приемы интерактивного обучения в образовании взрослых.
interaktivnoe-obuchenie.pdf

Интерактивные методы в обучении математике

Автор: Прибытков Павел Дмитриевич
Применение интерактивных методов обучения как средство развитие познавательной активности на уроках математики в начальной школе
Аннотация. В статье раскрывается понятие интерактивных методов как средства развития познавательной активности на уроках математики в начальной школе. Целью статьи является теоретическое обоснование и проверка эффективности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделено анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также определению способов развития познавательной активности на уроках математики при помощи использования интерактивных технологий.

Ключевые слова. Интерактивные методы, познавательная активность, уроки математики, начальная школа.
ИнтерМатематике.docx

МБОУ «Табачненска школа-детский сад»

Автор: Гуменюк Татьяна Владимировна
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учи-телю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать интерактивные формы и методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и применение их технологий очень актуально в современной начальной школе.
Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе_..docx

Взлом системы: медицина

Автор: Головченко Светлана Сергеевна
В методической разработке раскрывается методика проведения открытого заседания предметного кружка по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
Методическая разработка предназначена для руководителей предметных кружков, преподавателей, применяющих инновационные формы и игровые технологии при проведении занятий.

сценарий Головченко.doc

МБОУ СОШ №26 имени В.И. Кугаева

Автор: Ирина Владимировна Сидорова
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, его знания служат основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает Интерактивные методы проведения занятий:
* пробуждают у обучающихся интерес
* обращаются к чувствам каждого обучающегося
*способствуют эффективному усвоению учебного материала
* осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории)
* формируют у обучающихся мнения и отношения
Интерактивные методы в обучении.doc