Интерактивные методы обучения в современном образовании

Автор: Хмелевская Валерия Геннадиевна
Домашняя школа «Фоксфорда»

Интерактивное обучение: современные технологии на уроках

1 октября 2021

Расскажем, что такое интерактивное обучение, почему школы к нему стремятся и как оно реализовано в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда».

СодержаниеЧто такое интерактивное обучениеПринципы СредстваФормы интерактивного обученияПреимущества и недостаткиИнтерактивное занятие в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»

В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный метод предполагает одно действующее лицо — учителя, который управляет ходом занятий, а ученики выступают в роли слушателей. Часто такую форму практикуют на лекциях в университете.

При активном методе учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Есть и третий вариант — интерактивный, о котором мы расскажем ниже.

‍Методы обучения
‍Что такое интерактивное обучение

Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением». 

Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу. 

Принципы 

Интерактивное обучение подразумевает:

активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;эксперименты, творческий подход.

<>

Средства

Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.

Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения. 

Среди них часто выделяют:

интерактивные доски;интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;робототехнику и конструкторы LEGO;интерактивный стол;беспроводной планшет;документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;мобильный планетарий — купол с проектором внутри;компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции. 

Формы интерактивного обучения

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.Кейсы — решение конкретной ситуации.Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.«Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.«Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.Деловые игры — обыгрывание ситуаций.«Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.Пары и малые группы — работа вдвоём и более.«Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Основные формы и методы интерактивного обучения
‍Преимущества и недостатки

Преимущества для ребёнка: 

самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;развитые навыки общения для обмена опытом;критическое мышление;творческие навыки;психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;лёгкое усвоение материала;расширенные познавательные возможности.

Сложности для педагога:

сохранение баланса между игрой и обучением;адаптация метода под особенности характера и поведения детей;высокий уровень организаторских способностей;временнЫе затраты на обучение новому методу;борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;энергозатратность.

Недостатки метода: 

малое количество методических разработок,недостаточная квалификация педагогов,высокие финансовые затраты на оборудование.Интерактивное занятие в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»

Для занятий мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и контролируются знания. Ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает очки опыта.

‍Домашнее задание по геометрии
 

Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и моментально получать ответы.

‍ Вебинар по алгебре в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»

Вебинары включают в себя голосования и опросы, которые помогают взаимодействовать ученикам и преподавателю.

‍Устный опрос на уроке географии — домашняя онлайн-школа «Фоксфорда»

 Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями: клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие. 

Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.
Хмелевская Интерактивные методы.docx

“Использование интерактивных методов обучения в начальной школе для развития самостоятельности учащихся на уроках.

Автор: Никитина Екатерина Александровна
Кстати о творчестве, сегодняшний день поставил перед нами, учителями, вместе с действием образовательных стандартов второго поколения задачу:
Формирование УУД.
Как это сделать, при помощи чего? Какие методы и приёмы наиболее эффективные?
Сегодня на мастер-классе я хочу представить полюбившиеся мне и моим второклассникам интерактивные методы обучения, как средство формирования УУД.

конференция.doc