Автор: Нуртдинова Чулпан Мирхатовна
Данная статья будет полезна учителям, которые идут в ногу с активными методами и технологиями в образовательном процессе. Обучение станет личностно ориентированным, творческим, интересным, ярким, познавательным, а значит понятным и легко применимым для дальнейшего освоения нового знания.
На сегодняшний день обилие информации и инновационная активность привела человека к необходимости активного усовершенствования существующей системы образования. Нужны новые подходы, направленные не на изучение «отдельных частностей», а на умение осваивать и применять новые знания. Одним из новых подходов к освоению системы «учить учиться» являются интерактивные технологии, позволяющие раскрыть личный потенциал каждого учащегося. Термин «активные методы и формы обучения» в педагогической практике применяется давно. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, при которых учащийся стремился бы получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение. Следовательно, процесс обучения станет личностно ориентированным, творческим, интересным, ярким, познавательным, а значит понятным и легко применимым для дальнейшего освоения нового знания. Интерактивные технологии направлены на раскрытие личных талантов учащихся, а это дает им возможность правильно определить свое направление деятельности и, совершенствуясь в нем, стать уникальным специалистом. Термин «интерактивный» – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. Технология – это искусство, мастерство, умение, а в широком смысле совокупность методов и приемов. Следовательно, интерактивные технологии в образовании это творческое применение научно – практических методов и приемов, направленных на достижение образовательных целей. В условиях интерактивного взаимодействия идет активный обмен накопленным опытом, и на этой основе формируется новое знание. Роль педагога в интерактивном обучении тоже изменяется, он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску не только решений, но и новых вопросов, т.е. самостоятельного поиска того, что еще надо изучить и освоить. Поэтому активность педагога замещается активностью учащихся, и создаются условия, при которых развивается личная инициатива, способность к эффективному общению и анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных и обоснованных решений. Знание – это система сведений о закономерностях, процессах, явлениях. Знание всегда субъективно, т.к. оно принадлежит человеку, который самостоятельно выращивает его в процессе серьезной внутренней работы. В этой связи, в учебном процессе передается не само знание, а безличная информация, т.к. с помощью слова можно учить только маленьких детей в возрасте до 5-7 лет. Для взрослой аудитории нужны специальные условия и инструменты педагогического воздействия, с помощью которых можно научить определять задачи, описывать процессы, пояснять решения, делать обоснованные выводы и т.д. Это означает, что учащийся должен быть всецело включен в интерактивный образовательный процесс.
Игра как средство интерактивного обучения. Нуртдинова Ч.М..docx