Советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников

Автор: Абдуллаева Гульнара Зульхарбековна

Советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения

ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет

овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

  1. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

А также:

Развитие мелкой моторики — Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику. Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции(общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности(умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Надеюсь, что все перечисленное выше

у вашего ребенка на «5+»

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

В группу риска попадают следующие учащиеся:

— Если ребенок левша.

— Если он – переученный правша.

-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.

-Если в семье говорят на двух и более языках.

-Если ребенок слишком рано пошел в школу.

-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).

— Пропуски букв, слогов.

-Недописывание, наращивание слов.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

— Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

— Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и

понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

Успехов вам!

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Автор: Багманова Венера Хамитовна

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Связь слов в предложении. Развитие речи. Рассказ по картине

Автор: Матренина Наталья Ивановна

Матренина Наталья Ивановна

МБОУ Крапивенская ООШ


Связь слов в предложении. Развитие речи. Рассказ по картине

Тема

Связь слов в предложении. Развитие речи. Рассказ по картине

Педагогические цели

Способствовать развитию умения коллективно составлять рассказ по картине, формированию чувства
прекрасного; создать условия для развития речи учащихся

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Демонстрируют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека

Личностные
результаты

Осознают эстетические потребности и ценности; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические – строят рассуждения в форме простых суждений об объекте, анализируют произведение искусства.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины
И. С. Остроухова «Золотая осень»

Образовательные
ресурсы

Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

 

Сценарий урока

 

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Нас сегодня ждет дорога,

   И узнать нам надо много.

– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

ол ом дл ум

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа

– Какое сейчас время года?

– Осени поэты посвящают стихи, художники изображают ее на картинах. Вы сегодня будете учиться составлять рассказ
по репродукции картины

И. С. Остроухова «Золотая осень»

– Осень.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем

 

IV. Усвоение
новых знаний
и способов

Коллективная. Словесный,
наглядный,

– Рассмотрите репродукцию
картины И. С. Остроухова
«Золотая осень».

Рассматривают
репродукцию картины

И. С. Остроухова

Составляют устный рассказ по репродукции картины, «удер-

Беседа по вопросам, устный

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

действий.

Развитие речи. Рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» (упр. 47)

творческий.

Беседа по репродукции картины, устный рассказ

– Прочитайте вопросы и ответьте на них.

– Составьте рассказ по картине, используя данное начало
и опорные слова

«Золотая осень».

Отвечают на вопросы. Составляют устный рассказ по репродукции картины

живают» логику
повествования.

Описывают объект:
передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

рассказ
по картине

Физкультминутка

Коллективная. Практический

   А теперь, ребята, встали!

   Быстро руки вверх подняли,

   В стороны, вперед, назад,

   Повернулись вправо, влево,

   Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение дви-
жений

V. Закрепление знаний и способов действий. Главные и второ-степенные члены предложения (упр. 46)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте скороговорку.
Спишите.

– Подчеркните основу предло-
жения.

– Выпишите из предложения две пары слов согласно заданию

Читают, списывают. Подчеркивают подлежащее и сказуемое.

Выписывают пары слов согласно заданию

Устанавливают с помощью вопросов связь слов в предложении. Находят и правильно выделяют основу
предложения

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:
•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предло-

жения в зависимости

от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VII. Домашнее
задание.

Проверь себя (учебник, с. 40)

Фронтальная. Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

 

 

 

Дети — манипуляторы

Автор: Донченко Ольга Николаевна

Дети – манипуляторы

«Став к двум годам мастерским манипулятором,

 уже лет с двенадцати чадо мается от

тоски с насквозь управляемыми родителями.

Братцы! Кого из взрослых вы уважали в детстве?

Тех, кто не поддавался манипулированию.

 Отличное чувство юмора и – полная неуправляемость!

Из учителей таких было от силы два на школу.

А если такими были родители – вам очень крупно повезло

 Курдюмов Н.

«Моя Катенька из бабушки «веревки вьет». Где попросит, где поканючит, где лестью возьмет или угрозами. После визита к ней – словно подменяют ребенка. Становится слишком требовательной ко мне, попрекает «невнимательностью».

«Мой Павлик – настоящий лидер! – умиляется Светлана, беседуя с соседкой. – Как бы я не уговаривала его что-то сделать, все равно сделает по-своему. Всех в семье построит, всем поручение даст! А если что не по его плану – сердится, ногами топает…»

Уже с самых ранних лет проявляются манипуляции другими людьми. В своих слабостях дети сильнее взрослых. Одни дети для своих манипуляций используют свою крайнюю беспомощность, нерешительность, забывчивость, невнимательность, глупость. Он не дурак и не ленив, он просто понял силу своей слабости.

Ребёнок- диктатор будет топать, кричать и делать всё, что бы вам это стало невыносимо. Ему только то и надо, чтобы вам надоело его успокаивать, и вы оставили его в покое. Кто-то из детей очень рано понимает, как его слёзы заставляют проявлять внимание и жалость, а кто-то использует для этих же целей агрессию, он очень рано понял, что страх делает людей управляемыми.

Почему ребёнок становится манипулятором? В основе развивающейся психики ребёнка лежит потребность провоцировать реакцию окружающей среды. С ранних лет, взаимодействуя с окружающими, ребёнок наблюдает за отдачей. Если что-то идёт непривычным для него путём, он начинает противиться и любыми способами вынуждает вас отказаться от своих убеждений и слов. Если вы сдадитесь, то он будет знать, что его силы были потрачены не зря и при каждом удобном случае будет использовать свой опыт. Задача родителей, как можно раньше понять, что этот процесс начался и научиться быть твердым с ребёнком в определённых вопросах, ребёнку надо помочь приспособиться к сложному миру, и как ни странно, твёрдое- нет-, запреты родителя дают ему чувство безопасности. Уверенно и твёрдо, простыми словами объясните ребёнку то, что вы не будете выполнять его требования. Если у ребёнка началась истерика, прекратите разговор, выйдя на время из комнаты, а когда он успокоится, не спешите бросаться к нему в объятия, не сюсюкайте. Постарайтесь быть непринуждённым и общаться наравных, подождите, когда малыш сам вступит в контакт. Ребёнок должен понять, что он не получает желаемого потому, что на то есть причины, а вовсе не потому, что так сказали папа и мама. Также важно выработать у ребёнка уважение к частному пространству. Объясните, что у него есть своя территория, например, комната, так ему проще будет понять, что и у вас есть право на «автономию». Демонстрируйте уважение к пространству ребёнка- пусть он сам учится убирать игрушки, следить за порядком. Предоставляйте ему возможность выбора- что он будет есть, какую одежду носить, как расставить вещи на полках. Если отец и мать будут требовать диаметрально противоположных вещей, он никогда не поймёт, как себя надо вести. Поведение становится другим, когда «манипуляторы» понимают, что у родителей есть глаза на затылке, что они не пропускают никаких мелочей в поведении и не дают им спуску. Помочь «манипулятору» стать человеком, который не только берёт, но и отдаёт, означает помочь ему научиться ладить с другими людьми, это самый сложный урок для усвоения.

Признаками данного понятия «детская манипуляция» являются:

— наличие психологического воздействия;

— отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели;

— стремление получить односторонний выигрыш;

— скрытый характер воздействия;

— использование психологической уязвимости человека.

Наиболее часты формы детской манипуляции:

— истерики, капризы;

— слабость, мнимая болезнь;

Одной из причин детских манипуляций является нехватка внимания, недостаток любви и заботы.

Одна из главных человеческих потребностей – признание как личности. Много ли вниманияпонимания достается нашим детям? Иногда нам некогда не то что поговорить с ребенком, но и просто посмотреть. «Мам, мама! Посмотри, что я нарисовала!» — кричит девочка. Или«Папа, посмотри, какой корабль я построил!» – говорит малыш, делясь своей радостью с отцом. «Ага!» – отвечает папа, не отрывая взгляд от компьютера.

Чтобы восполнить нехватку внимания родителей, мальчик вдруг превращается в «гончую машину» и с диким ревом и резкими звуками «ездит по всей квартире». Девочка может начать громко петь.

В общем, они производят как можно больше шума. Родители на это реагируют. И даже мамин окрик для ребенка – это уже знак внимания для ребенка, уставшего от одиночества.

Также ребенок для привлечения внимания родителей вдруг начинает разыгрывать из себя беспомощного. Хотя совсем недавно в период 3-х летнего кризиса стремился к самостоятельности. И вот мама, ворча, натягивает ребенку колготки, надевает шапку, не осознавая при этом, что ребенок добился того, чего хотел: она рядом, и все ее внимание принадлежит только ему.

Среди причин детских манипуляций также выделяют стремление ребенка получить личную выгоду.

Профилактика манипулятивных проявлений:

1) Выявление причины манипуляций

2) Изменение родителями собственных воспитательских установок

3) Самообразование

4) Обращение к помощи специалистов

 

Любовь с первого взгляда к информатике

Автор: Басаева Снежана Алексеевна

Внеклассное мероприятие «Любовь с первого взгляда к информатике» рассчитано на обучающихся 5-6 классов. Поводить его уместно в рамках предметной недели информатики. 

Diagnostic test 7 th form

Автор: Хоровинкина Евгения Валерьевна

Тесты – это отличная возможность узнать уровень своих знаний, потому я подготовила  структурированный и исчерпывающий  тест по английскому для контроля в 7 классах. Почему все так любят проходить тесты?Да потому, что это самый простой и точный способ определить уровень знаний человека.

Diagnostic test 7th form

Автор: Хоровинкина Евгения Валерьевна

Тесты – это отличная возможность узнать уровень своих знаний, поэтому я подготовила  удобный и продуманный тест по английскому языку для 7 классов. Почему все так любят проходить тесты? Это наиболее простой, быстрый и точный способ определить уровень знаний человека.

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения .»

Автор: Полякова Валентина Семеновна

                                      Доклад на тему:

 

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения .»

                                                                                         

 

 

Подготовила:

Полякова В. С.

учитель начальных классов

МКОУ Сокурская СОШ

Мошковского района

Новосибирской области

 

            Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.

 Цель современной школы – подготовка детей к жизни…  К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно,  каждому  образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; — в социальном плане — он коммуникабелен, общителен; —

в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; —

в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности; —

в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.

 Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровье сберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

   Что же такое здоровье сберегающие образовательные технологии? Под здоровье сберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровье сберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровье сберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения .

        Личность и жизнь учителя для учащихся — модель и образец пути сохранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель — это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и  организационных форм обучения.

            В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся

           14% детей практически здоровы,

           50% имеют функциональные отклонения,

           35-40% хронические заболевания.

           в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы,

           в 5 раз — нарушение осанки,

           в 4 раза — нервно-психических расстройств.

           За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

           Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.

           к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

           более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.

           абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает     физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.

                            Функции здоровье сберегающих технологий .

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.

адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на здорово творчество.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.

интегративная: объединяет народный опыт.

Типы технологий.

 

Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

 

Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

 логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

 используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

 соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

 в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

 соблюдены гигиенические условия учебного труда;

 созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.

 

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

1)         обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

2)         число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

3)         среднюю продолжительность  и частоту чередования различных видов учебной деятельности( ориентировочная норма 7-10);

4)         число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);

5)         чередование видов преподавания ( норма- не позже чем через 10-15 минут);

6)         место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения;

7) Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках  физкультурные минутки. Норма на 10-15 минуте урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого:

 —                   упражнения по формированию осанки;

 —                   упражнения для ног

 —                   расслабление кисти рук;

 —                   массаж пальцев рук;

 —                   дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

 —                   предупреждение утомление глаз и. т.д.

 Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

 При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования: —                

  — они должны быть разнообразны; —         

    — проводятся на начальном этапе утомления;

    -предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

 

8)Необходимо следить за правильной посадкой  ученика за партой:

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

 высота ножек стула должна равняться длине голени.

голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

 

9)Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку.

 

 

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки  

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый  

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

 

10). При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

 

       — между рядами двухместных столов — не менее 60;

 

       — между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70;

 

       — между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной — 100;

 

       — от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

 

       — от первой парты до учебной доски — не менее 240;

 

       — наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

 

       — высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90;

 

       — расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300;

 

       Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

 Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

 Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

С позиций здоровье сбережения учитель должен работать над повышением мотивации к обучению.

В содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни.

            Рекомендации по окончанию урока

Любой урок заканчивать:

«выбрасыванием»  усталости

-«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;

-потягиванием.

            Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть   необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать,начиная с самого раннего детства. . 

Литература:

1.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.М.: «Планета».2013г.;

2.  Амонашвили  Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.

3. Замышляева  Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6

4. Электронный ресурс –URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html (дата обращения 17.06.2013).

Правила сервировки стола к обеду. Этикет за столом.

Автор: Дюкарева Екатерина Викторовна

Внеклассное мероприятие:  «Правила сервировки стола к обеду. Этикет за столом».

Автор: Дюкарева Екатерина Викторовна

Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение («МБОУ Лицей №15»), г.Саратов

Должность: Учитель технологии

 

Вопрос о проведении мероприятия по данной теме возник не случайно. Однажды в школьной столовой я обратила внимание на учащихся 6 класса, как они ведут себя за обеденным столом, как пользуются приборами и решила, что для них необходимо подготовить внеклассное мероприятие – «Сервировка обеденного стола с повторением правил поведения за столом».

Всё мероприятие разделила на четыре этапа:

1.   Домашнее задание для учащихся.

2.   Необходимая посуда.

3.   Предварительная подготовка для учителя.

4.   Расстановка предметов.

В домашнее задание входит изготовление из подручных материалов бутафории:

— пирожных;

— торта;

— печенья.

В предварительную подготовку входит наличие:

— скатерть;

— салфетки;

— супница;

— тарелка для хлеба;

— большая тарелка в качестве подставки;

— суповая тарелка;

— закусочная тарелка;

бокалы;

— набор столовых приборов;

— нож для масла;

— масленка;

— солонка,

— перечница;

— соусница.

    В предварительную подготовку так же  входит изготовление инструкционных карт:

 

Инструкционная карта

Подготовка приборов перед размещением на столе

1. Ножи и вилки следует протирать, одним краем полотенца захватив столовый прибор, а   

другим концом натрите его до блеска.

2. Бокалы также нужно натирать, одним  краем полотенца взявшись за ножку, а другим протрите внутреннюю часть бокала круговыми движениями.

3. Тарелки натираются так же, как вилки с ножами.

4. На посуду из стекла категорически нельзя дуть.

 

Инструкционная карта

Подготовка скатерти и салфеток

1. Тканевые скатерти должны быть чистыми и выглаженными без заломов.

2. Скатерть не должна опускаться ниже сидений стульев.

3. Углы скатерти должны опускаться по линии ножек с одинаковым расстоянием.

4. Салфетки должны быть в тон скатерти или из одного комплекта.

5. Одна салфетка должна лежать на тарелке перед гостем.

6. Дополнительные салфетки должны быть расположены по центральной линии столешницы.

 

Инструкционная карта

Подача десерта

1. Перед подачей десерта уберите со стола ненужную посуду, специи. 

2. В центре столешницы оставьте только напитки и цветы.

3. Мусор после еды уберите с помощью маленького совка с крышкой и сложенной салфетки.

4. Поставьте чайный сервиз.

5. Поставить перед каждым десертную тарелку и десертную ложку, расположив над тарелкой вогнутой стороной вниз.

6. Поставьте вазочки с печеньем, пирожным и торт.

 

Инструкционная карта

Сервировка обеденного стола, состоящая из 2-4 блюд

1. Глубокую тарелку поставьте  сверху мелкой тарелки.

2. Справа положите ложку для супа и нож, слева вилку зубцами в потолок.

3. В центральную часть обеденного стола расположите емкости со специями.

4. Посуду для напитков поставьте рядом с большой тарелкой.

5.  Масло на столе поставьте в масленке с ножом для масла.

6. Суп подайте в супнице.

7. В центр стола поставьте цветы.

 

Инструкционная карта

Подготовка приборов для приправ

1. Солонку заполняют на 1/3 солью.

2. Перечница должна быть наполнена наполовину.

3. Уксус и масла должны подаваться в специальных емкостях.

На столе должна быть горчица в специальной открытой емкости.

4.На саму емкость обязательно положите ложку.

 

 

Плакат «Нормы этикета»

 

1. Опаздывать за стол не принято.

2. Сидите за столом с ровной спиной.

3. Во время еды нельзя ставить локти на стол.

4. Салфетку с тарелки положить на колени.

5. После окончания обеда положите ее справа от вашей тарелки.

6. Не принято есть ложной блюда, которые можно есть вилкой.

7. Еду нельзя есть с ножа.

8. После использования чайной ложки положите ее на блюдце.

9. Нельзя оставлять ложку в чашке.

10.Салфеткой принято промокать губы и пальцы.

11.Не принято салфеткой вытирать все лицо.

 

— плакат: «Примерная сервировка стола»                      

 

 

 

 

 

Цель и задачи проведения внеклассного мероприятия

 

Цель. Формирование знаний о сервировке стола и правил поведения за столом.

Задачи:

развивать трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности;

— формировать у учащихся основные навыки сервировок стола с применением различной посуды и приборов для сервировки стола;

— учить подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований;

— воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.

Наглядные пособия: плакаты, инструкционные карты.

 Методы обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.

Тип урока: комбинированный с использованием наглядных пособий, натуральных образцов – столовой посуды, приборов, скатертей, салфеток

 

Участники: девочки 6 класса.

 

Действия.

Ознакомила участников с планом мероприятия и представила реквизиты для оформления стола. Предполагается сервировка стола на двоих. Девочки делятся по парам. Используя инструкционные карты и плакаты, каждая пара поочередно выполняет сервировку стола.  Результат сервировки каждой пары фиксирую фотоснимком.

По окончанию работы разбираем ошибки, и озвучиваю результат.

 

 

 

Рабочая программа по технологии (девочки)

 

Литература:

Елена Светлова «Этикет и сервировка праздничного стола»

Издательство Харвест «Большая книга по этикету»

 

 

Сайты:

 

https://infourok.ru