«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения .»

Автор: Полякова Валентина Семеновна

                                      Доклад на тему:

 

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения .»

                                                                                         

 

 

Подготовила:

Полякова В. С.

учитель начальных классов

МКОУ Сокурская СОШ

Мошковского района

Новосибирской области

 

            Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.

 Цель современной школы – подготовка детей к жизни…  К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно,  каждому  образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; — в социальном плане — он коммуникабелен, общителен; —

в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; —

в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности; —

в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.

 Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровье сберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

   Что же такое здоровье сберегающие образовательные технологии? Под здоровье сберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровье сберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровье сберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения .

        Личность и жизнь учителя для учащихся — модель и образец пути сохранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель — это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и  организационных форм обучения.

            В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся

—           14% детей практически здоровы,

—           50% имеют функциональные отклонения,

—           35-40% хронические заболевания.

—           в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы,

—           в 5 раз — нарушение осанки,

—           в 4 раза — нервно-психических расстройств.

—           За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

—           Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.

—           к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

—           более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.

—           абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает     физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.

                            Функции здоровье сберегающих технологий .

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.

адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на здорово творчество.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.

интегративная: объединяет народный опыт.

Типы технологий.

 

Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

 

Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

 логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

 используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

 соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

 в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

 соблюдены гигиенические условия учебного труда;

 созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.

 

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

1)         обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

2)         число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

3)         среднюю продолжительность  и частоту чередования различных видов учебной деятельности( ориентировочная норма 7-10);

4)         число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);

5)         чередование видов преподавания ( норма- не позже чем через 10-15 минут);

6)         место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения;

7) Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках  физкультурные минутки. Норма на 10-15 минуте урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого:

 —                   упражнения по формированию осанки;

 —                   упражнения для ног

 —                   расслабление кисти рук;

 —                   массаж пальцев рук;

 —                   дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

 —                   предупреждение утомление глаз и. т.д.

 Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

 При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования: —                

  — они должны быть разнообразны; —         

    — проводятся на начальном этапе утомления;

    -предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

 

8)Необходимо следить за правильной посадкой  ученика за партой:

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

 высота ножек стула должна равняться длине голени.

голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

 

9)Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку.

 

 

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки  

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый  

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

 

10). При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

 

       — между рядами двухместных столов — не менее 60;

 

       — между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70;

 

       — между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной — 100;

 

       — от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

 

       — от первой парты до учебной доски — не менее 240;

 

       — наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

 

       — высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90;

 

       — расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300;

 

       Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

 Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

 Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

С позиций здоровье сбережения учитель должен работать над повышением мотивации к обучению.

В содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни.

            Рекомендации по окончанию урока

Любой урок заканчивать:

«выбрасыванием»  усталости

-«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;

-потягиванием.

            Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть   необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать,начиная с самого раннего детства. . 

Литература:

1.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.М.: «Планета».2013г.;

2.  Амонашвили  Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.

3. Замышляева  Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6

4. Электронный ресурс –URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html (дата обращения 17.06.2013).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *