Дети — манипуляторы

Автор: Донченко Ольга Николаевна

Дети – манипуляторы

«Став к двум годам мастерским манипулятором,

 уже лет с двенадцати чадо мается от

тоски с насквозь управляемыми родителями.

Братцы! Кого из взрослых вы уважали в детстве?

Тех, кто не поддавался манипулированию.

 Отличное чувство юмора и – полная неуправляемость!

Из учителей таких было от силы два на школу.

А если такими были родители – вам очень крупно повезло

 Курдюмов Н.

«Моя Катенька из бабушки «веревки вьет». Где попросит, где поканючит, где лестью возьмет или угрозами. После визита к ней – словно подменяют ребенка. Становится слишком требовательной ко мне, попрекает «невнимательностью».

«Мой Павлик – настоящий лидер! – умиляется Светлана, беседуя с соседкой. – Как бы я не уговаривала его что-то сделать, все равно сделает по-своему. Всех в семье построит, всем поручение даст! А если что не по его плану – сердится, ногами топает…»

Уже с самых ранних лет проявляются манипуляции другими людьми. В своих слабостях дети сильнее взрослых. Одни дети для своих манипуляций используют свою крайнюю беспомощность, нерешительность, забывчивость, невнимательность, глупость. Он не дурак и не ленив, он просто понял силу своей слабости.

Ребёнок- диктатор будет топать, кричать и делать всё, что бы вам это стало невыносимо. Ему только то и надо, чтобы вам надоело его успокаивать, и вы оставили его в покое. Кто-то из детей очень рано понимает, как его слёзы заставляют проявлять внимание и жалость, а кто-то использует для этих же целей агрессию, он очень рано понял, что страх делает людей управляемыми.

Почему ребёнок становится манипулятором? В основе развивающейся психики ребёнка лежит потребность провоцировать реакцию окружающей среды. С ранних лет, взаимодействуя с окружающими, ребёнок наблюдает за отдачей. Если что-то идёт непривычным для него путём, он начинает противиться и любыми способами вынуждает вас отказаться от своих убеждений и слов. Если вы сдадитесь, то он будет знать, что его силы были потрачены не зря и при каждом удобном случае будет использовать свой опыт. Задача родителей, как можно раньше понять, что этот процесс начался и научиться быть твердым с ребёнком в определённых вопросах, ребёнку надо помочь приспособиться к сложному миру, и как ни странно, твёрдое- нет-, запреты родителя дают ему чувство безопасности. Уверенно и твёрдо, простыми словами объясните ребёнку то, что вы не будете выполнять его требования. Если у ребёнка началась истерика, прекратите разговор, выйдя на время из комнаты, а когда он успокоится, не спешите бросаться к нему в объятия, не сюсюкайте. Постарайтесь быть непринуждённым и общаться наравных, подождите, когда малыш сам вступит в контакт. Ребёнок должен понять, что он не получает желаемого потому, что на то есть причины, а вовсе не потому, что так сказали папа и мама. Также важно выработать у ребёнка уважение к частному пространству. Объясните, что у него есть своя территория, например, комната, так ему проще будет понять, что и у вас есть право на «автономию». Демонстрируйте уважение к пространству ребёнка- пусть он сам учится убирать игрушки, следить за порядком. Предоставляйте ему возможность выбора- что он будет есть, какую одежду носить, как расставить вещи на полках. Если отец и мать будут требовать диаметрально противоположных вещей, он никогда не поймёт, как себя надо вести. Поведение становится другим, когда «манипуляторы» понимают, что у родителей есть глаза на затылке, что они не пропускают никаких мелочей в поведении и не дают им спуску. Помочь «манипулятору» стать человеком, который не только берёт, но и отдаёт, означает помочь ему научиться ладить с другими людьми, это самый сложный урок для усвоения.

Признаками данного понятия «детская манипуляция» являются:

— наличие психологического воздействия;

— отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели;

— стремление получить односторонний выигрыш;

— скрытый характер воздействия;

— использование психологической уязвимости человека.

Наиболее часты формы детской манипуляции:

— истерики, капризы;

— слабость, мнимая болезнь;

Одной из причин детских манипуляций является нехватка внимания, недостаток любви и заботы.

Одна из главных человеческих потребностей – признание как личности. Много ли вниманияпонимания достается нашим детям? Иногда нам некогда не то что поговорить с ребенком, но и просто посмотреть. «Мам, мама! Посмотри, что я нарисовала!» — кричит девочка. Или«Папа, посмотри, какой корабль я построил!» – говорит малыш, делясь своей радостью с отцом. «Ага!» – отвечает папа, не отрывая взгляд от компьютера.

Чтобы восполнить нехватку внимания родителей, мальчик вдруг превращается в «гончую машину» и с диким ревом и резкими звуками «ездит по всей квартире». Девочка может начать громко петь.

В общем, они производят как можно больше шума. Родители на это реагируют. И даже мамин окрик для ребенка – это уже знак внимания для ребенка, уставшего от одиночества.

Также ребенок для привлечения внимания родителей вдруг начинает разыгрывать из себя беспомощного. Хотя совсем недавно в период 3-х летнего кризиса стремился к самостоятельности. И вот мама, ворча, натягивает ребенку колготки, надевает шапку, не осознавая при этом, что ребенок добился того, чего хотел: она рядом, и все ее внимание принадлежит только ему.

Среди причин детских манипуляций также выделяют стремление ребенка получить личную выгоду.

Профилактика манипулятивных проявлений:

1) Выявление причины манипуляций

2) Изменение родителями собственных воспитательских установок

3) Самообразование

4) Обращение к помощи специалистов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *