Конспект НОД в подготовительной группе: Буква С и звук (Сь)

Автор: Фадеева Светлана Викторовна
Цели:

продолжать знакомить детей со звуками С и Сь
научить различать звуки С\’— С, закреплять понимание мягкости согласных;
научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:

упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;
развивать внимание и память
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

— воспитывать навык чёткого произношения звука [С] ;

— воспитывать умение работать в течение всего времени.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением смешариков, предметные картинки, буква С, коробки, тетради, пеналы.

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро —

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

«Сказка о веселом Язычке».

Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром, открыл окошко (открыть широко рот). Посмотрел налево — направо (при открытом рте движения языка налево – направо), вниз посмотрел (движения языка вниз) ночью шел дождь, нет ли луж? Вверх посмотрел (движения языка вниз): светит ли солнышко? Закрыл окошко (закрыть рот). Побежал Язычок в ванную умываться (движения руками и ногами, имитирующие бег). Язычок почистил зубки: сначала нижние, затем верхние, прополоскал рот, умылся (круговые движения языком вокруг губ).

Восп.: Вы справились с заданием

Восп.: предлагаем вам отгадать загадки:

Под крышей – четыре ножки,

На крыше – суп да ложки. (Стол)

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.

Человек им управляет. Что же это? ( Самолет).

Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры, помчались с горы. (Санки)

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

Восп: Правильно!

Восп: Вспомните все слова, которые вы назвали.

Логопед: Какой первый звук в этих словах?

Ребенок: Звук С.

Логопед: Где находится язычок? (за нижними зубами)

Логопед: Звук [С] согласный или гласный? Почему?

— Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)каким цветом обозначается С, Сь

II. Основная часть.

Смешарик: предлагает детям поиграть в игры. Поиграем в игру «Ловушки»

Игра «Ловушки»
Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе слова, а дети должны нажать на звонок на заданный звук.

Логопед: – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С- нажимайте на синий звонок, а если услышите звук Сь — то на зеленый звонок, а если нет звуков С, Сь на красный звонок.

лук, суп, дом, нос, носик, сом, кисель, сильный, лом, слон, улов, оса, осень, ослик, усы, олень.

Воспит: Поиграем в игру «Припаркуй машину».

Работа по картинкам:
Найти местонахождение звука С, Сь (начало слова, середина, конец) и показать картинку, соответствующую местонахождению звука. Сумка, силач, оса, нос, ананас, каска, капуста, сито, гусь, восемь, такси, сок.

Дыхательное упражнение: Вижу ребята, вы устали.. Давайте веселиться и петь песню «песок»!! Маэстро Музыку. (Песня)

Сыпется Сыпется Сыпется Сыпется песок

слышится слышится слышится ссс

сыпучий голосок ссс,

ветер песню напивает сссс

и песочек насыпает ссс ссссс ссссс сс

«Исправь предложение».
Восп: Послушайте предложения, которые придумал Крош. Найдите ошибки и исправьте их. Отвечать будет тот у кого в руках окажется красный мяч после остановки музыки.

Суп ест Соню.

Сапоги надели Саню.

Бусы носят Соню.

Сосна сидит на сове.

Кусок мяса ест собаку.

Сосиска съела Симу.

Стол стоит на сумке.

Воспит: Ребята посмотрите, какие буквы написал Ежик. Предлагаю вам исправить ошибки Ежика.

Пальчиковая гимнастика: Сначала нам надо размять пальчики.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу

Работа в тетрадях
– Найдите спрятанную букву «С» в своих тетрадях. Каким цветом её нужно раскрасить? Почему? Раскрашивайте. Печатание буквы С в тетрадях.

Раскрашивание предметов, в которых есть звук [С].

Итог занятии.

– Ребята! Мы с вами хорошо занимались?

Кому, какое задание понравилось?

А какое задание было трудным?

Как вы думаете, что у каждого из вас получилось лучше всего. Вы у нас УМНИЦЫ И МОЛОДЦЫ!

Документ Microsoft Word (2).docx

МУ ДО «Детский центр искусств» г.Ухты

Автор: Тармакова Ульяна Анатольевна
Поиск приёмов обучения должен в первую очередь основываться на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления.
Некоторые аспекты педагогической работы в музыкально- исполнительском развитии ребенка..docx

Инфографика «Достопримечательности Челябинской области»

Автор: Каримова Эльвира Александровна
Данный материал предназначен по предмету Краеведение или География 7 класс. Можно использовать в качестве регионального компонента для 6-9 классов
инфографика Каримовой Э. А..pdf

Обучение грамотному письму в начальной школе

Автор: Кожина Вера Николаевна
Орфографическое чтение
Орфографическое чтение (проговаривание). Дети, с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали вслух по слогам, вслух, орфографически (то есть так, как написано в книге) мо-ло-ко, пе-ре-нес-ли. Давайте попробуем разобрался отчего это происходит? Если заглянем в любой класс на урок, то услышим только орфоэпическую речь и везде преобладающее орфоэпическое чтение. К такой ситуации мы привыкли. Орфоэпическая речь хороша в устных общениях, она помогает передать мысли и чувства, выразительность. Скорость и темп – высокие, что немаловажно при передачи информации. Зато сколько такая речь дает школьникам ошибок, когда после орфоэпического чтения их заставляют писать грамотно. Для многих детей это непосильно, они остаются с 1 класса безграмотными. Наше чтение далеко расходится с написанием. Например, слова «помог ему» в литературном языке произносятся приблизительно так: памок йему. Очень точно записать звуки буквами в данных словах невозможно: и букв таких нет в алфавите, и само произношение отдельных звуков в словах деформировано, и трудно уловить, какой на самом деле звук. Значит в слове «помог» звучит в первом слоге то ли «а», то ли «ы», то ли «о». Что-то среднее между этими звуками. Хорошо ли это или плохо? Это зависит oт цели, на которую направлена речь. И сколько такая речь доставляет нам хлопот, когда мы вынуждены распутывать ее с помощью правил, чтобы написать правильно слово.
А что, если пойти по другому пути и научиться читать, как написано слово, не отступая ни на долю от звука, от буквы? Почему бы не произнести первый слог с «о», а в конце пусть четко прозвучит «г», а не «к». А ну-ка, произнесем три раза «помог, помог, помог»! Звучит-то совсем другое слово: не «памок», а «помог». Значит одно и то же слово может быть произнесено по-разному: орфографически и орфоэпически, то есть так, как мы пишем, и так как мы говорим.
Первые шаги орфографического чтения можно наблюдать в первом классе, когда обучают детей чтению и написанию слов. Но это лишь первые шаги в сентябре. А дальше все идет вверх тормашками: учим правила и с их помощью пытаемся исправлять деформированные слова в устном произношении. А в учебниках русского языка, в методиках, в разработках уроков многовато сложных (научно обоснованных) формулировок и правил. Ученики тонут в огромном количестве орфограмм. Да и сколько надо знать этих правил, чтобы в долю секунды не ошибиться в их применении. Ведь в диктантах есть предложения с 11 орфограммами (В морозный денек я вышел из лесной сторожки на охоту).
А что мешает учителям пойти по пути орфографического чтения при обучении правописанию? Дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее и обычным, орфоэпическим чтением. Значит, два вида чтения не исключают, не мешают друг другу, а помогают одно другому. Почему это происходит? У языка есть свои законы. И эти два вида чтения подчиняются каждый своему закону. При орфографическом чтении цель направлена на четкость произношения, на запоминания состава звуков в каждом слове. Темп чтения замедлен, само чтение монотонно. Это кажется нам чуждым, но отдаленно знакомым. Такое чтение звучит гласно, в полный голос. При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства, слова сливаются в фонетический «комплекс», отдельные звуки в словах неясны, нечеткие, только ударный слог выделяется на фоне безударных. Скорость высокая, что немаловажно для передачи информации. Теперь надо соединить два вида чтения. А как это сделать? Очень просто: сначала прочитай так, как мы пишем, а потом так, как мы читаем. Звуковая графическая форма слова навсегда останется в памяти, если слово повторено многократно. А если мы бы чаще применяли орфографическое чтение, четко произносили слова, развивая орфографическую зоркость, дети писали бы быстрее и свободнее, без сомнений и опасений.
Далее возникает вопрос: а сколько раз надо произнести слово, чтобы оно осталось в памяти. Вот с этого все и начинается. Слова, которые нельзя проверить правилом, пишем на отдельных листочках размером 6 на 30 см., стандартным крупным шрифтом, буквами высотой 3 см. Орфограмма выделяется красным цветом. Расчет таков: четко произносимое несколько раз слово по буквам будет написано правильно. Ежедневное повторение перейдет в привычку и для учителя и для детей. Дети привыкают к более четкому произношению слов. После короткой тренировки можно было безошибочно проверить 20 слов на слух. Ни у кого не вызывает сомнений правильность такой проверки. На уроке можно взять наугад десять слов, предупредить, что дети должны успеть прочитать слова и запомнить их, чтобы потом произнести орфографически. Такой прием рассчитан на обострение внимания и на технику чтения, повышает интерес к слову. После опроса нескольких человек, слова снова показываются на 2-3 секунды, дети проверяют, правильно ли они прочитали их. Затем произносит слова учитель орфографически, и дети обязательно повторяют вслух 3-4 раза. Таков первый этап со словами.
А как же правила? Правила – теоретическая часть правописания. Мы должны выучить правило, затем написать, напечатать это слово по правилу. Когда оно написано, то стоит произнести его орфографически несколько раз и оно останется в памяти движений артикуляций, как работа пальцев в музыке. Правила обогащают знания о языке с познавательной стороны, но не с практической. Ни зрение, ни шрифт, ни размер, ни цвет букв, ни правила не помогут ученику, если слово не будет произнесено орфографически.
Орфографическое чтение дает очень хорошие результаты при изучении слов с непроверяемыми написаниями (см. фрагмент урока Приложение № 3).
В разных источниках по-разному определяется количество словарных слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, также их распределение по времени.
При определении оптимального количества слов (1 класс – 2-3 слова; 2 класс – 3-4; 3 класс – 4-5; 4 класс – 6-7) для первичного восприятия, я все слова из программных списков разделила на определенные группы. Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долгосрочную необходимо постоянное повторное воспроизведение.
Разумеется, орфографическое чтение не панацея, но активно используя эту методику на протяжении нескольких лет, я добилась хороших результатов, подтверждаемых контрольными срезами.

2022г.(п Хани Некрюнгринский р РС (Якутия)Кожина Вн Обучение грамотному письму в начальной школе.docx