Воспитатель

Автор: Ольга Николаевна Дмитриева
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»
имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова
городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования — «Детский сад №31»

Проект : «Кто такие насекомые»

Выполнила:
Дмитриева О.Н
Воспитатель ГБОУ СОШ№14 «Центр образования» г.Сызрань

Проект: «Кто такие насекомые»
Тип проекта: познавательно — исследовательский.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из- за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.
Цель проекта: познакомить детей с миром насекомых родного края.
Задачи проекта:
-Развивать умение обобщать ребенка по существенным признакам;
-Воспитывать интерес к насекомым;
-Узнать о разнообразии насекомых нашего края;
-Выяснить среду обитания, разновидность, питание, образ жизни;
-Определить, какую роль играют насекомые в нашей жизни, в жизни леса;
-Нуждаются ли насекомые в защите и охране;
-Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать;
-Воспитывать любознательность
Предполагаемый результат:
— Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
— Дидактические игры
— Выставка поделок « Фантастические насекомые»
— Презентация

Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы.   К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно — они насекомые. Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают, лаская, котёнка и пр.).
Иногда взрослые ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Приготовь корм для попугая», «Смени воду кошке».
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Во время прогулок хорошо показать детям растения, занесённые в Красную книгу. Познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже к распространённым. Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы: не рвать, не топтать, не ломать, а помогать, заботиться, оберегать. Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке. Послушает пение птиц или журчание ручья. Просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого. Поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствуют формированию действенной любви к природе. В своей работе, основной  упор делала на родителей и детей – взаимоотношение и понимание сохранения насекомых в природе, их польза. Проведение таких встреч позволили повысить экологический уровень знаний детей и родителей. Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о насекомых, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых;  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. 
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
-познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
-дети готовы охранять и защищать насекомых;
-у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные      отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы проекта «Кто такие насекомые» следует сделать вывод:
-для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, изобразительный, наглядный, беседы;
-работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
 Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Приложение

Дидактические игры:
1)Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
2)Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
— Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
3)Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? — …, муравей какой? — …, пчела какая? — …
4) «Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
5)Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
6)«На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»
 1. «Понюхай цветок»
Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».
 2. «Летят пчелы».
Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)
 3. «Подуй на бабочку»
А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Физкультминутки:

Бабочка. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Прыгайте кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

Я нашла себе жука 
(Дети вытягивают руки вперед, как бы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Подвижная игры:

«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, 
ловкость.
Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Первая помощь при укусах насекомых.
Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.
 Единичные укусы пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.
Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой. Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка. В том случае, когда реакция на укус  насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.

Вывод: Реализация проекта способствовала воспитанию у ребёнка среднего дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе.

Список использованной литературы:
1. В.Н. Волочкова. Конспекты занятий в среней группе детского сада экологии.
2. Детская энциклопедия «Животные», «Энциклопедия животных».
3. Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая. «Книга природы».
4. Стихи П. Соловьевой, С. Михалкова, Е. Серова, З. Александровой.
5. Т.А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?».

Документ Microsoft Office Word 97 — 2003.doc

«Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Автор: Ломова Елена Николаевна
В период дошкольного развития, наряду с игровой деятельностью, большое значение имеет и деятельность познавательная. Познание поможет ребенку развить планирование и анализ собственной практической деятельности, способствует раскрытию личности, постановке и достижению личных целей в будущем. Задача современного дошкольного образования — как раз этот навык познания развить. В частности, и через знакомство со свойствами различных предметов под действием разных явлений и процессов.
Согласно ФГОС, задача педагога заключается в создании оптимального климата, при котором ребенок мог бы самостоятельно раскрывать и совершенствовать навыки открытия свойств и особенностей предметов окружающего мира. Для этого необходимо ежедневно провоцировать познавательную активность, создавая для этого подходящую ситуацию.

Статья «Экспериментальная деятельность в ДОУ».docx

Духовно – нравственное воспитание подростков через приобщение к истокам русской народной культуры.

Автор: Черкашина Тамара Алексеевна
«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»
Духовно – нравственное воспитание подростков через приобщение к истокам русской народной культуры. .docx

Подготовка к школе детей с ОВЗ

Автор: Попова Юлия Сергеевна
Данная статья содержит краткую психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития, особенности подготовки к школе данной категории детей.
инфоурок статья.docx