учитель — логопед

Автор: Козеева Светлана Юрьевна
Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития.
Помогаем малышу заговорить_Козеева С.Ю._Серпухов.docx

Современные развивающие игры для детей

Автор: Чичулина Наталья Алексеевна
Развивающие игры cовременного поколения — интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.
Современные развивающие игры для дошкольников.docx

Междисциплинарные технологии развития современного дошкольника с особыми образовательными потребностями

Автор: Гизатулина Наталья Николаевна
одержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и

то, насколько они объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и других педагогов. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Междисциплинарный поход выражается:

— опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;

— единое календарно-тематическое планирование;

— проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:

— Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

— Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание и др.

— Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.

— Индивидуальный подход. к каждому ребенку и его семье.

Совместная работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей познавательного, речевого, физического и моторного развития детей (уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития). Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Учитель-дефектолог и учитель-логопед координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

— своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

— выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

— определить оптимальный педагогический маршрут;

— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ТПМПК);

— спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

— оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

— консультировать родителей (законных представителей) ребенка.

В течение всего учебного года учителем-дефектологом прослеживаются особенности развития познавательной и речевой сфер детей с особыми образовательными потребностями, и подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.

Важным этапом работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей является создание благоприятной среды для познавательного и речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля над их устной речью. Учитель-дефектолог и учитель-логопед рекомендуют воспитателям формы контроля, дают консультации по подбору материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.

В ежедневной работе связь учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционно-развивающих мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.

Основными задачами совместной работы музикального руководителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, являются:

— формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;

— развитие слухового и фонематического восприятия, музикального слуха;

— развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;

— обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;

— обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;

— развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.

Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальне упражнения, распевки.

Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.

Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и учителя-дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей учителя-логопеда и учителя-дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-логопед заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.

Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.

На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении коррекционно-развивающего обучения влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными показателями эффективности учреждения, реализующего коррекционно-развивающее обучение, являются:

— все дети, включенные в коррекционно-развивающий образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

— родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи, и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

— специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;

Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Статья.docx

Воспитатель

Автор: Салимова Виолетта Борисовна
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень
развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний
интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.
Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

МБДОУ «Детский сад №52 «Маячок»

Автор: Першина Елена Васильевна
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и стaновится более самостоятельным.И изучать ребенка следует в разных условиях: в свободной деятельности, на занятиях, на прогулке, при выполнении режимных моментов.
статья2.docx

Особенности физического развития детей

Автор: Загидуллина Роза Борисовна
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности .
особенности физического развития детей.docx

Особенности развития детей дошкольного возраста

Автор: Сухотерина Валентина Михайовна
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.
Особенности развития детей дошкольного возраста.docx

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

Автор: Каримова Ангелина Евгеньевна
Конференция на тему: \»Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности\». В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

ОКТЯБРЬ, доклад Каримова А.Е..docx

Особенности графомоторных навыков у дошкольников с ДЦП

Автор: Саттарова Маргарита Валерьевна
В последние годы растет число детей с множественными тяжелыми патологиями, в том числе двигательными нарушениями различного генеза. Всех этих детей объединяет то, что у них есть двигательный дефект. Большинство (89%) – дети с церебральным параличом. Это одно из самых тяжелых заболеваний центральной нервной системы, выражающееся в сочетании различных двигательных, психических и речевых расстройств [Левченко, 2001, с. 192].
Комплекс нарушений влечет за собой значительные трудности, связанные с усвоением детьми школьных знаний. Существенной проблемой, возникающей в начальной школе, является состояние графомоторных навыков.
В настоящее время отмечается многообразие проявлений и тяжесть нарушений в двигательном, речевом, познавательном развитии у детей с двигательными патологиями, что требует постоянного поиска новых методов комплексной реабилитации, инновационных стратегий медико-психолого-педагогического сопровождения. В то же время растёт необходимость повышения уровня коррекционно-развивающей работы и учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, на что указывают многие исследователи.

Саттарова М.В. Особенности графомоторных навыков у дошкольников с детским церебральным параличом.docx