Использование многомерных дидактических инструментов при изучении биологии .

Автор: Ковалева Ирина Анатольевна
Инструментальное моделирование предполагает отображение и изучение педагогических обьектов с помощью дидактических средств инструментального типа.Моделирование с помощью логико-смысловых моделей отображения знаний и действий является эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мыщления учащихся,отличающегося описательностью,низкой аргументацией,низкой аналитичностью и слабой системностью.Логический компонент средств инструментальной дидактики должен выполняться в графической форме,обладать свойствами образности ,природосообразности, связывать основные понятия по изучаемой теме.
0008e41e-29a08a43.ppt

межпредметные связи технологии с науками естественно-математиче

Автор: Коржавин Эдуард
В статье содержится материал о непосредственной связи предмета \»Технология\» с другими предметами общего образования,о пересечении этих предметов и о косвенной зависимости друг от друга.
межпредметные связи технологии с науками естественно-математического цикла.pdf

Педагог в современном дошкольном учреждении»

Автор: Судник Валентина Владимировна
Тема: «Педагог в современном дошкольном учреждении»
В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени — дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях.
Известно, что одним из существеннейших факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя. В психолого-педагогической литературе существует достаточно четкое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на формирование личности дошкольника. Весьма подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у них тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психолого-педагогической литературе не уделено еще должного внимания изучению профессиональных качеств личности самого воспитателя детского сада.
Весьма обширная литература по педагогической деятельности посвящена в основном исследованию психологии учителя. В большинстве работы содержат анализ педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности учителя: любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д. Тогда как интегративные образования личности воспитателя детского сада в современных исследованиях представлены пока недостаточно. Между тем дошкольные учреждения нуждаются сейчас в таких педагогах-воспитателях, которые обеспечили бы развитие индивидуальности и творческое отношение к жизни каждого ребенка.
Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.
Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения, поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение большого исторического отрезка времен» воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой колыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.
Воспитатель дошкольного учреждения — одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия — 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его на значение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них.
Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницами или «фребеличками».
В современном мире, среди разнообразия педагогических профессий-
достойное место занимает воспитатель дошкольного учреждения. Профессия воспитателя – это объективно необходимый, особый вид деятельности, связанный с реальной действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт, нормы и средства, которые детерминированы особой социальной функцией и технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает.
Профессионализм воспитателя определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре, была создана концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.
Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения.Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным.Компетенция это то, что порождает умение, действие.
Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов.
Профессиональная компетентность — ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.
Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Чтобы разобраться, какой сегодня современный педагог, были проведено анкетирование с воспитателями, детьми и родителями на базе МБДОУ № 98, г. Братска. Для изучения мнений воспитателей, была проведена анкета. «Воспитатель глазами воспитателя». В анкетировании принимали участие воспитатели разных групп и разного педагогического опыта, от трех до пятнадцати лет. Цель анкетирования: изучение мнений воспитателей о качествах личности, необходимых для профессиональной деятельности. По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что для воспитателей (54%) педагогика, именно та сфера деятельности, где они себя максимально и проявляют, 46% работа приносит им радость и удовлетворение, не затрагивая, конечно, материальную сторону.
Для изучения мнений детей была проведена беседа, в которой участвовали дети старшего дошкольного возраста. В результате беседы дети должны были ответить на вопрос: «Какой бы ты хотел видеть свою воспитательницу?».
Результаты беседы показали: что дети поставили
-на первое место –( 98%) -чтобы, рассказывала бы много интересного».
-на втором месте- (95%) — чтобы была красивая и добрая, умная, веселая, быстрая, воспитанная, хорошая»
-на третьем месте- (73%) — чтобы никогда не наказывала и не ругала».
Это говорит о том, что дети правильно оценивают деятельность воспитателя и хотят видеть рядом с собой умного, интересного и грамотного педагога.
Для изучения мнений родителей были предложены вопросы, отвечая на них, родители должны были выделить профессиональные и личностные качества современного воспитателя.
Результат анкетирования показал, что для родителей на первое место встают не профессиональные качества, а черты характера воспитателя (доброта, терпение, любовь к детям).
Таким образом, суммируя ответы воспитателей, детей и родителей, можно создать портрет современного педагога, который бы отвечал их запросам.
Прежде всего, это: грамотный, умеющий строить свои отношения в коллективе, уважающий и любящий детей. Воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. Идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить педагога, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика.

Человек, осуществляющий педагогическую деятельность, ответственен за все что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, воспитанника, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется должность педагога. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Список использованных источников
1. Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 2009. – С. 164.
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И.Байденко. М., 2010. – 210 с.
3. Засобина, Г.А. и др. Практикум по педагогике: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ / Г.А. Засобина, И.В.Савин; под ред. Н..В.Савина. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
4. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2009. – 381 с.
5. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с. стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2008.
6. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. 12 декабря. http: ∕ ∕ www.eidos.ru / journal / 2005 / 1212. htm/

Документ Microsoft Word (2).docx

Повышения качества обучения на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Автор: Людмила Кутукова
Повышения качества обучения
на уроках географии в условиях перехода на ФГОС.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что глобальная цель российского образования направлена на формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование у школьников навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования.
Целью современной урока является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Повышения качества обучения.docx

«Лэпбук, как инновационная форма совместной работы с родителями»

Автор: Жаркова Ирина Павловна
Мы практикуем организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осо¬знание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а ро¬дителями то, что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсужде¬ния обусловливается интересами и запросами родителей. Воспитатель стремится не просто сам подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашает различных специалистов.
Во многих семьях к минимуму сведены игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми занятиях, организованных в ДОУ, позволяет родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье. Именно взаимодействие родителя с ребенком, организуемое в ДОУ, становится ключевым моментом в процессе поддержки педагогической компетентности, позволяя не только ненавязчиво предлагать родителям соответствующую ситуации информацию, но и обеспечивая необходимый для её принятия эмоциональный фон.
Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития ребенка. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

Организация инновационной деятельности в роботе со всеми участниками образовательных отношений в детском саду.docx

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики через проектно-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО

Автор: ГудковаЕвгения А лександровна
Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является его информатизация. Стремление к инновациям, постоянным изменениям характеризует собой лейтмотив современной эпохи.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.
Интеграция в обучении позволяет выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

выступление на конференции.docx