Психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ

Автор: Галимова Ильзира Рустемовна
Современное образование ориентируется на самоценность личности школьника, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Большое значение для развития ребенка имеет психическое здоровье, то есть состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но бывают ситуации, которые вызывают негативные переживания у школьника. И особенно, это касается старшего школьного возраста, приходящего на конец эпохи подростничества.
Психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ.docx

Использование методов и приемов обучения в работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью

Автор: Авдеева Елена Николаевна
Для лиц с ОВЗ учебное заведение является одним из важнейших фактов социализации.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Возможность обучения в колледже для людей с инвалидностью и ОВЗ является чрезвычайно значимой не только с точки зрения получения определенной системы знаний и умений, подготавливающей будущего выпускникак осуществлению профессиональной деятельности.
Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения.
Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Иногда приходится подстраиваться под настроение обучающихся с отклонениями, и чтобы вовлечь их в работу приходится импровизировать (придумывать что-то другое).
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет качественно донести до учащихся с ОВЗ необходимый материал. Объединяя соответствующим образом методы и приемы, мы стимулируем развитие самооценки, проводим коррекцию психических процессов, развиваем навыки и умения способствующие дальнейшей социализации таких ребят.

использование методов и приемов обучения в работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью.docx

Опыт реализации исследовательской деятельности в естественно-научных классах ГБОУ г. Москвы «Школа № 827»

Автор: Горина Наталья Дмитриевна
Актуальность и новизна данной работы состоит в том, что мы представляем опыт реализации исследовательской деятельности, позволяющий охватить весь класс и не требующий дополнительных материальных затрат и специального дорогостоящего оборудования.
Наша работа посвящена изучению видовой структуры и биоразнообразия сообществ растений экосистемы пришкольного участка ШО № 2 ГБОУ г. Москвы «Школа № 827». Для полевых исследований мы использовали методику описания фитоценозов по серии мелких учетных площадок
Опыт реализации исследовательской деятельности в естественно.docx

учитель географии

Автор: Иван Викторович Тарасов
Введение

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии , повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными- является одной из основополагающих проблем практически всех учителей. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач .
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы и методы – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

Активные формы и методы работы на уроках географии

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Поэтому для себя ставлю цель: поиск таких методов, приемов, форм обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока: стадиях вызова, изучения нового материала, рефлексии и т.д) .

К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.

«Цифровой диктант»

Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.

1) Африка омывается тремя океанами

2) Самый маленький материк находится в северном полушарии

3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли

4) Самое глубокое озеро расположено на материке Евразия

5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

Прием « Да-нет»

Для детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».

— Этот объект расположен в океане? -Нет

-Он находится на материке? -Да

-На этом материке две части света? -Нет

-Этот материк расположен в Северном полушарии? -Нет

-Этот материк пересекает экватор? -Нет

-Данный материк пересекается всеми меридианами? -Нет

-Этот объект-часть гидросферы? -Да

-Имеет связь с океаном? -Да

-Является рекордсменом на материке? -Да

-Это река Муррей? -Да!

Географию невозможно хорошо выучить без карты, атласа, контурных карт. Дети приучены с ними работать, легко в них ориентируются, поэтому каждый урок проходит с их обязательным применением.

И, конечно же, незаменимым помощником на уроке является компьютер, потому что в памяти человека запечатлевается, до 50% того, что он видит. Почти на каждом уроке стараюсь использовать презентации по темам: целиком или частично, тестирование, географические диктанты, обучающие видео.

Филворд

Филворд- разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно \»ломаться\», но никогда не идут \»по диагонали\» и не пересекаются.

После изучения темы «Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия» можно провести проверку знаний, поделив класс на команды и предложить им разгадать «буквенный лабиринт» или филворд «Великие путешественники». Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как ученики найдут искомые слова, они должны соотнести имена путешественников с их портретами.

Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке географии. Ученики шагают к карте. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения или животного , распространенного в данном регионе или названием стран или районов, областей, столиц и т.д..

Приём “Индуктор”

Описание: приём интерактивного обучения. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы — смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример. На уроках географии при изучении природного комплекса ученики должны записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении компонентов природных комплексов. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.

Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)

Описание: голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример. При изучении темы : Экологические проблемы РК:

голова – экологические проблемы Казахстана

верхние косточки – Высыхание Арала, Опустынивание и т.д

Нижние косточки

нижние косточки – меры по устранению ( мелиорация, посадки)

хвост –вывод

Приём “Лови ошибку”

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. При изучении темы: Хозяйство Европы, можно предложить:

Найди ошибку:

Ведущая отрасль- машиностроение

Машиностроение включает автомобилестроение, электротехнику, животноводство

Химическая промышленность занимает 3 место

Самая механизированная страна- Франция

ТЭК представлена добычей нефти и газа

Исландия славится геотермальной энергией

Черная металлургия развита в Германии, Великобритании, Франции, США

Главные отрасли цветной металлургии- алюминиевая и медная промышленность

Страны лидеры в по добыче бокситов- германия, Норвегия, Франция

Деревообработка специализация Финляндии и Испании

Приём “Круги Венна”

Описание: Доска (лист) делится на 2 круга пересекающихся между собой. В общей части детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Пример. При изучении темы: Значение планов и карт, знакомство с глобальными навигационными системами. Учащиеся записывают, что объединяет план и карту, и что у них различного.

Приём “Создай паспорт или визитная карточка”

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями . Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример. При изучении темы : Федеративная Республика Германии в 11 классе, можно предложить составить визитную карточку по плану:

Площадь-

Расположение-

Страны граничащие с Германией-

Государственное устройство-

Глава государства-

Глава правительства-

Важные политические партии-

Численность населения-

Национальный состав Германии-

Плотность населения-

Крупнейшая агломерация-

Приём “Третий лишний”

Описание: Учащимся предлагается ряд терминов, они должны найти логические связи между этими терминами и выделить лишний термин.

Например — Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии).

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

на развитие внимания (географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт (филворд);

на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
викторина, приём «вспомни силуэт страны », географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);

на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);

на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»);

на развитие воображения (кластеры, синквейн);

на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест,
кроссворд, реферат).

Заключение:

Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).

Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.
Активные формы работы на уроках географии.docx

«Инновационные подходы к обучению в эпоху цифровой трансформации: вызовы и возможности»

Автор: Аносова Ольга Николаевна
Обсуждение инновационных подходов к обучению в контексте цифровой трансформации, их вызовов и возможностей. Подчеркивается необходимость адаптации традиционных методов обучения к современным реалиям, включая использование онлайн-курсов, интерактивных платформ и виртуальной реальности. Отмечается персонализированное обучение, расширение географических и временных рамок обучения благодаря цифровым технологиям. Завершается призывом к постоянной адаптации и интеграции инноваций в образовательную практику для обеспечения качественного образования в будущем.
Инновационные подходы к обучению в эпоху цифровой трансформации.вызовы и возможности.docx

Преподавание учебной дисциплины «Математика» в системе СПО с учетом профессиональной направленности

Автор: Лукиных Елена Леонидовна
Статья содержит описание необходимости преподавания учебной дисциплины \»Математика\» в системе СПО с учетом профессиональной направленности
статья 2.docx

Эффективные методы обучения

Автор: Добрычева Майя Владимировна
Современный урок требует высокого уровня подготовки. Необходима совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, подбор подходящих средств и методов обучения, чтобы урок стал целостным, логически завершенным отрезком образовательного процесса.
Методы обучения — это основные виды деятельности на уроке, обеспечивающие формирование УУД, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Выбор наиболее эффективных для урока методов обучения — один из центральных моментов оптимизации учебного процесса. Известно, что методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения.
Эффективные методы обучения.docx

Применение робототехнических конструкторов Huna MRT в работе со старшими дошкольниками с ОВЗ

Автор: Смекалова Юлия Валерьевна
Название проекта: «Развитие инженерного мышления дошкольников»
Авторы проекта: Жиронкина Оксана Валерьевна –старший воспитатель МБДОУ Д/С «Золотой ключик», Смекалова Юлия Валерьевна – педагог психолог МБДОУ Д/С «Золотой ключик»
Вид проекта, его классификация: Исследовательско-творческий проект: (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем результаты оформляют в виде детского дизайна, коллажей по результатам экспериментов, поделок)
Классификация по предметно – содержательной области:
— проект интегрированный (интегрируются образовательные области: художественно-эстетическая, познавательная, речевая)
По количеству участников: групповой (небольшая подгруппа участников)
Продолжительность проекта: проект долгосрочный (1 год)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Главные характеристики проекта:
•Наличие общей темы
• Наличие конечного результата
• Формулировка общей проблемы
• Использование разных форм организации детей (подгрупповая, парами, индивидуальная);
• Включение детей в разные виды деятельности: игровую, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, трудовую, музыкально – художественную, чтение, продуктивную;
• Участие родителей воспитанников;
• Презентация результата.
Целевая аудитория проекта: Проект направлен на работу с обучающимися дошкольных образовательных учреждений, педагогическими кадрами и родителями.
Краткое содержание проекта: Данный проект предлагает использование игрового оборудования LEGO HUNA-MRT -конструктора, применение 3Д-моделирования с помощью 3Д ручек, как инструмента для формирования у дошкольников предпосылок инженерного мышления в процессе развития навыков конструирования и моделирования, стимулирования технического творчества. Проект предусматривает реализацию регионального компонента в рамках апробации данных технологий, где дети будут участвовать в разработке объектов по теме: «Мир вокруг нас».
Продукт проекта: Смотр-конкурс творческих работ. Выставка на тему: «Мир вокруг нас».

На конкурс По практикам.docx

Концертмейстер

Автор: Казаринова Наталья Михайловна
Поскольку мне приходится работать концертмейстером в основном на отделении струнно-народных инструментов, то в своей теме уделю этой работе особое место.
Домра – это уникальный инструмент, звукоизвлечение которого по своей природе очень близко к звукоизвлечению на фортепиано (то же можно сказать и о других струнных инструментах, например, балалайке). Естественно композиторами используются превосходные качества этого инструмента, его пение. Очень помогает здесь знание вокала. У певцов — важно слышать дыхание, а у струнных – «дыхание» иного рода. При работе в классе балалайки большое внимание уделяется работе над звуком, который зависит от скорости тремоло , а в классе домры -тремоло медиатором.
Совершенно особый раздел – работа над штриховой техникой. Различные штрихи, которые исполняются ударами вниз вверх, приемы игры большим пальцем, исполнение певучего легато на тремоло, различная тембровая и вибрационная окраска звука, использование разных струн, как особой тембровой окраски, — все это важные моменты, которым в классе уделяется большое внимание.

«Основная работа исполнительской деятельности пианиста в концертмейстерском искусстве».docx