МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Автор: Чазова Елена Михайловна

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

Анализируя научные труды Бадмаевой Н.Ц., Божович Л.И., Дубровиной И.В., Зимней И.А., Лускановой Н.Г., Марковой А.К., Баулиной М.Е. и Овчаровой Р.В.таких по проблемам формирования мотивации к обучению у школьников, нами были выделены следующие факторы, влияющие на особенности мотивации к обучению у подростков:

— уровень сформированности познавательных процессов. Уровень развития познавательных процессов непосредственно влияет на желание подроста изучать новый материал. Не достаточный уровень развития высших психических функций провоцирует у подроста не способность в полном объеме понимать и воспринимать предъявляемый материал, не умение его воспроизводить в полном объеме, устанавливать связи между признаками и явлениями.  Все это в свою очередь приводит к отсутствию желания у подростка изучать новое, так как все новое остается до конца не понятым. В таком случаи у подроста познавательные мотивы не развиты, но если у ученика не нарушены межличностные отношения с одноклассниками, он может достаточно благополучно чувствовать себя в школьной среде. Другими словами, учебная мотивация будет внешней т.е. учеба привлекает ученика внеучебными отношениями;

— педагогическая запущенность. Чаще всего встречается в неблагополучных семьях. Особенность данного фактора заключается в том, что изначально общий уровень развития ребенка не отличался от сверстников, развитие познавательных процессов находиться в пределах нормы, но в начальных классах, когда требуется обучающая помощь взрослого (родителя) для усвоения и познания учебного материала, ребенок ее не получает. Родители не контролируют ребенка, относятся равнодушно к его успехам и достижениям. Таким образом, обучение в начальной школе характеризуется тем, что без обучающей помощи взрослого у ребенка постепенно накапливаются пробелы в знаниях. Поэтому начальную школу ребенок оканчивает благополучно (удовлетворитесь), так как еще не видны последствия «пробелов» в знаниях. Но с каждым последующим классом уровень не усвоенного материала становится больше и значительнее. Так как один не понятый элемент непосредственно ведет к непониманию связанного с ним дальнейшего материала. К подростковому возрасту количество не понятого материала достигает таких масштабов, что подросток  просто перестает усваивать весь новый материал, что в свою очередь ведет к отсутствию мотивации к познавательной деятельности.  Таким образом, мотивация к обучению, может быть только внешней т.е. привлекая внеучебными моментами жизни школы;

— стиль родительского воспитания. Отношение родителей к удачам, успехам и достижениям, уровень контроля за действиями ребенка, уровень заботы и опеки, устойчивость мер воспитательного воздействия во многом определяют отношение ребенка к обучению. Отсутствие интереса родителей к судьбе ребенка, отсутствие контроля и безнадзорность чаще всего приводит к низкому уровню мотивации к обучению. Излишняя забота и контроль так же могут спровоцировать у подростка реакцию негативизма, когда несовершеннолетний доказывая что он сам распоряжается своей судьбой, намерено забрасывает учебную деятельность, приобщаясь к девиантным группировкам. Неустойчивый стиль воспитания родителей. Повышенный уровень требовательности родителей, часто приводит к формированию такой мотивации к обучению, как избегание неудачи. Боясь наказания за плохие отметки подросток, стремится в образовательном учреждении получать только одобрительные результаты. При этом, подростку не важно, каким образом достигнута цель, главное результат, а не усвоенные знания;

— общий уровень педагогической компетентности. Другими словами общий уровень образованности семьи, ее менталитет, семейные ценности и установки во многом определяют особенности мотивации к обучению у подростков. У подростков воспитывающиеся в благополучных семьях, с точки зрения финансового положения и занимаемого семьей социального статуса в обществе, но имеющих уровень образования не выше среднего профессионального, чаще всего ориентированы на формальное отношение к учебной деятельности (удовлетворительные результаты), но имеют  в достаточной степени сформированный профессиональный план. Другими словами, учащиеся не стремятся окончить обучение на высоком уровне, так как выбирают профессии, не требующие высоких интеллектуальных знаний;

— межличностные отношения со сверстниками и учителями. Отношения в среде сверстником, во многом оказывают влияние на формирование учебной мотивации. Подростки, испытывающие дискомфорт внутри коллектива, имеющие такие социальные статусы среди сверстников, как «отверженный», «не принимаемы», «не заметный» обладают зачастую низкий уровень мотивации к обучению, так как уровень тревожности, который испытывает подросток, негативно сказывается на общем уровне мотивации к обучению. Отношение учителя к подростку так же оказывает влияние на формирование его мотивации к обучению, такие ярлыки как «неспособный», «двоечник», «лентяй», «из него ни чего не выйдет» программируют действия школьников, ученик как бы смиряется со своим положением в школе, поэтому даже не пытается, доказать обратное, не видит в этом смысл;

— отсутствие четких целей в жизни. Не сформированность личностного и профессионального самоопределения подростка приводит к отсутствию стимула подростка к успешному обучению. Подросток не сориентированный на достижение конкретных целей в жизни, не умеющий строить планы на достижение поставленных целей, характеризующийся низким уровнем осмысленности в жизни не способен увидеть мотивы направленные на успешное окончание образовательного учреждения. Подросток не понимает, зачем и для чего ему это необходимо. Чаще всего такие подростки не строят свою судьбу, а живут по течению, сегодняшним днем, не задумываясь, что может произойти завтра;

— референтная группа. Окружение, чаще всего сверстников, которое является для подростка значимым, во многом определяет его отношение к учебной деятельности. Если в референтной группе, является «престижным» высокие успехи в учебе, подросток соответственно начнет тянуться за сверстниками. Если же референтная группа склонна к девиантному поведению, то и подросток, чтоб не потерять авторитет в группе, начнем действовать и поступать так же как большинство: пропускать уроки, не выполнять домашние задания и т.д;

Анализируя внешнюю и внутреннюю мотивацию учащихся, можно прийти к выводу, что внутренняя мотивация более эффективна с точки зрения усвоения учебной программы и внутренней удовлетворенности школьника. Подросток руководствующийся внешними мотивами обучения в большей степени склонен оценивать процесс обучения с негативной стороны, он зачастую испытывает чувство тревоги в образовательном учреждении как в непосредственно в процессе усвоения знаний, т.е. в момент проверки знаний, так и в моменты непосредственного взаимодействия с учителями и одноклассниками. Психоэмоциональное состояние  таких учеников характеризуется чувством беспокойства, депрессии, неудовлетворенности и нервно-психической напряженности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проводя профилактическую или коррекционную работу с подростком, направленную на повышение уровня мотивации к обучению, как родителями так и педагогами образовательного учреждения, необходимо делать акцент на значимости обучения в жизни подростка. Наглядно демонстрировать, где и при каких условиях полученные знания в образовательном учреждении могут пригодиться ученику в будущем. С целью наглядной иллюстрации необходимо составить значимые цели в жизни. При этом цели, должны отличаться конкретикой, не просто «хочу хорошо жить» или «хочу иметь престижную профессию», а конкретно какую профессию, где можно будет работать по выбранной должности, объективно оценить какое материальное обеспечение позволит выбранная профессия сформировать. Далее уже на основе конкретных целей, составить конкретный план достижения поставленной цели.

Не желательно мотивируя подростка прибегать к угрозам или шантажу. Это может привести к чувству негативизма т.е. подросток, в силу возрастных новообразований, начнет предъявлять протест требованиям взрослых (учителей и педагогов), демонстрируя свою взрослость, поступать в оппозиции точки зрения наставника. У тревожно-мнительных подростков, внешняя мотивации спровоцирует боязнь совершить поступок не одобряемый родителями и учителями. Подросток, боясь неудачи и последующего наказания, будет всеми силами стараться достигнуть положительных оценок, но при этом для него будет совершенно не важно какими способами он достиг полученного результата. За этим последует обман и ложь, выражающаяся либо в сокрытии истинных оценок, либо получения положительных оценок не путем усвоения знаний, а заимствовании работ у учеников, т.е. списывание и т.д.

Так же мы сделали вывод, что стиль взаимоотношений между родителями и детьми в семье влияет на формирование индивидуально-характерологических черт ребенка и его дальнейшее отношение к обучению. Формирование положительных, либо отрицательных мотивов обучения у ребенка зависит от того какой стиль воспитания применяют родители в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1        Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

2        Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. — М., Педагогика», 2012. — 352 с.

3        Дубровиной И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред.. — М.: Академия, 2009.-160 стр.

4        Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 3-е издание, пересмотренное. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО ‘МОДЭК’, 2010. – 448 с. 

5        Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ». – 2003. – 312 с.

6        Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М., 2003

7        Мандель Б. Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III: М.-Берлин. Directmedia.,  2015 – 468.

8        Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 2003. – 96 с.

9        Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / Авт.-сост. Баулина М.Е. – М.: АРКТИ, 2009. – 88с.

10   Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 496 с.

11   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”. 2001. – 240с.

12   Формирование интереса к учению / Под ред. А.В.Трониной. М., 2016.

 

 

 

 

«Инновационные методы в работе Музыкального руководителя в дошкольном учреждении»

Автор: Симонян Мария Вячеславовна

Методическая разработка:

«Инновационные методы в работе

Музыкального руководителя в дошкольном учреждении»

Симонян Мария Вячеславовна  

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №110»

 

При создании развивающей предметнопространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они подругому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. 

Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметноразвивающей среды отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкальноигрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметноразвивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.

Использование компьютера в учебном процессе даёт, вопервых, дополнительную учебную информацию, вовторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностноориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

В НОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкальносенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, СенСанса, РимскогоКорсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Или дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре.

Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебновоспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «На день рождение к Снеговику»

М.р.: «Здравствуйте, ребята! Я, Зимушка-Зима, пришла к вам в гости и очень хочу с вами познакомиться.

Коммуникативная игра «Знакомство»

Собрались ребята в круг, слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, и другдругу улыбнёмся.

Ребята, я приглашаю вас в свои владения. А приведёт нас к ним музыкальная дорожка.

Музыкальнодвигательное упражнение

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (хороводный шаг) По дорожке мы пойдём и притопывать начнём. (шаг с притопом)

Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте. (ковырялочка)

А теперь мы поспешим, и по кругу побежим. (легкий бег)

И потопаем немножко по дорожке, по дорожке. (топающий шаг)

Муз. рук. «Вот мы и пришли на лесную полянку. Вокруг снег лежит да мороз трещит. Замерзли?»

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся» Сильный мороз, заморозил наш нос.

Носик погреем, подышим скорее. 

(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку)

Отогрели нос, а подбородок замерз. (Глубокий вдох через нос) Ладошки погреем –

Дышим веселее! (Выдох на ладошки, произнося слог «а»)

М.р. Полюбуйтесь, как красиво вокруг. Ой, смотрите, что я нашла? Дети. Письмо.

М.р. Письмо мокрое, в снегу, слова в нём некоторые совсем «растаяли». Давайте, попробуем его прочесть, может в нём написано чтото важное. «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на день рожденье. А дальше песенка. Тех, кто к скуке не привык, в гости ждёт вас…» Ой, дети, а дальше нечего не понятно, кто это нас приглашает?

Дети. Дед Мороз, Белый медведь, Снеговик.

М.р. А давайте отправимся в путешествие, а по дороге узнаем кто нас пригласил. 

М.р. А что мы можем подарить имениннику? (Ответы детей) М.р. А я предлагаю подарить ему музыку. Хотите её услышать?

Дети слушают произведение П.И. Чайковского «Декабрь»

М.р. А какая музыка была по характеру? (ответы детей)

М.р. Написал эту музыку (показывает портрет) П.И. Чайковский. А называется она так, как называется первый месяц зимы?

Беседа о характере музыки.

М.р. Это музыка волшебная, хрустальная, таинственная, воздушная, как будто кружатся снежинки. А хотите превратится в снежинки?

Дети. Хотим.

М.р. У меня есть необыкновенный снежок. Я на него подую, и вы все превратитесь в снежинки (Берёт конфетти в руку и дует на него). М.р. Вначале тихонько, а потом всё сильней и сильней.

Дыхательная гимнастика

М.р. А вы меня тоже превратите в снежинку.

(Дети берут конфетти и выполняют дыхательную гимнастику).

 М.р. А теперь каждая снежинка должна придумать себе танец.

Танец Снежинок

Нука, снежиночки, летите, и свой танец покажите.

(Звучит музыка, дети импровизируют, и придумывают танец снежинок).

М.р. А ещё снежинки могут танцевать вот так. (Показывает новые движения).

М.р. Снежинки кружились и тихонько опустились на землю.

М.р. Дети, нам нельзя останавливаться, пора продолжать путь. (Раздаётся вой ветра.) Дети, а что это?

Дети. Ветер, вьюга, метель.

М.р. Подул холодный ветер, загудела вьюга. Страшно и неуютно становится от завывания ветра.

«Ветер шумит, ветер гудит,

Очень страшно одному,

А ветер всё: у, да, у. (Поёт на глиссандо, и изображает голосом вой ветра).

М.р. А теперь споём, так чтобы наш голос был похож на завывание ветра. (Дети поют и показывают рукой).

М.р. Совсем холодно и неуютно стало, в чтоб согреться, давайте споём весёлую песню. Сядем на стулья. А какую, угадайте сами?

(Играет мелодию, дети узнают песню)

М.р. Правильно, это песенка называется «Ах, снежок».

М.р. Давайте ее споем.

М.р. Мы так звонко и весело пели, что к нам на полянку прибежали мои друзья – лесные жители. Они очень любят играть на музыкальных инструментах.

Давайте поиграем вместе с ними.

(Игра на музыкальных инструментах,)

Мы с вами веселились, играли и не заметили, как пришли к волшебному домику. А теперь давайте мы присядем и нарисуем того, кто живет в этом домике. А я с помощью песенки помогу вам отгадать, кто там живет.

 (Музыкальный руководитель поет песню «Я рисую») (Подходит к Снеговику)

М.р. (стучит) Здесь живёт Снеговик, не мал, не велик,

День рожденье здесь справляют?

И гостей здесь ожидают?

Снеговик. Здесь, здесь, я очень рад… Кто пришёл ко мне?

М.р. Ребята

Снеговик. Очень я люблю играть,

Песни петь и танцевать, Снеговик я не простой, я весёлый, озорной.

М.р. Дети, давайте подарим Снеговику веселый танец «Хочу танцевать».

М.р. А теперь я, Зимушказима, хочу поиграть в веселую игру «Кутерьма»

М.р. А теперь давайте немного отдохнем.

Релаксация

М.р. Ой, посмотрите, а вот и снег пошел, подставляйте ладошки, ловите снежинки.

М. р Друзья, Снеговичок оставил для вас сюрприз. Вы любите сюрпризы? Вот волшебная коробочка, несите снежинки и складывайте в коробочку. А сейчас скажем волшебные слова «Бом, бом, бом – мы чудес очень ждем. Свершилось чудо. Наши снежинки превратились в сладости. Эти гостинцы вы возьмете с собой.

М.р. Вы сегодня все молодцы, вы мне очень понравились, вы все старались поздравить Снеговика, мне было с вами хорошо, мы подружились.

А вам понравилось наше путешествие?

 М.р. А теперь, нам пора попрощаться.

(Дети по музыку выходят из зала).

Список литературы:

1.      Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель» 2005. – №1.

2.      Радынова О.П. «Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994. – № 2.

3.      Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. – №1.

 

 

Окказиональная фразеология писем А.П. Чехова

Автор: Сюрина Юлия Геннадьевна

Ключевые слова: письма А.П. Чехова, фразеологизмы общеязыковые, окказиональные.

 

Аннотация: в статье рассматриваются основные приёмы трансформации автором общеязыковых фразеологизмов в переписке с братом Александром, выявляется роль фразеологических единиц в чеховском тексте.

 

Переписка с братьями имела огромное значение для А.П. Чехова,  ведь семья для него была одной из главных жизненных ценностей. 

Фразеологизмы – важная составляющая чеховских писем. ФЕ здесь выступают в новых, контекстуально обусловленных значениях, автор перестраивает устойчивые сочетания, придаёт им другую форму. В письмах к брату Александру встречаются окказиональные единицы. Именно они являются одним из основных средств передачи авторских мыслей, эмоций.

В письме от 8 ноября 1882 г. читаем: «Твои похабные письмена получаем, читаем, гордимся и восхищаемся. Не блуди, не блудим будеши, а ты блудишь». Источником авторского фразеологизма (не блуди, не блудим будеши) является подвергшийся трансформации библейский фразеологизм не судите, да не судимы будете. Антон Павлович упрекает  брата и, в то же время, мы усматриваем здесь некоторую иронию. Трансформ представляет собой синтаксическую параллель к библейскому тексту.

Довольно часто в отношении брата Антон Павлович Чехов использует фразеологизмы с лексическим компонентом штаны, например, в письме между 15 и 28 октября 1883 г.: «Первым делом, не будь штанами и прости, что так долго не давал ответов на твои письма». Позднее, от 4 января 1886 г.: «Ты, вероятно, сердишься, что я тебе не пишу… Я тоже сержусь и по тем же причинам… Скотина! Штаны! <…>». Далее, от 3 февраля 1886 г.: «Не будь штанами! Пиши и верь моей преданности».

Не будь штанами, ты штаны – окказиональный фразеологизм. Употреблён в первом и третьем случае в значении «будь мужчиной», «будь ответственным». Во втором контексте близкое значение: «ты безответственный», находится с синонимическом ряду с бранным словом, является оценочным средством в синтаксической позиции сказуемого.

Известно, что у Маяковского в поэме «Облако в штанах» употреблено похожее выражение: Хотите – / буду от мяса бешеный / – и, как небо, меняя тона – / хотите – / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а – облако в штанах (выделено нами – Ю.Г.)!

            У В. Маяковского лирический герой настолько переполнен нежностью, любовью, что, по мнению того же героя, как бы теряет мужские качества: твёрдость, самоуверенность и т.п. А.П. Чехова побуждает к такому обращению поведение брата и конкретные черты его характера, а именно: несобранность, забывчивость.

            Часто автор употребляет это выражение (штаны, не будь штанами) в значении «не ленись», по аналогии с общеязыковым фразеологизмом штаны просиживать, а также с устойчивыми конструкциями «не будь + Тв.п. имени» (а он не будь дураком и т.д. с некоторыми именными сказуемыми).

          Чаще всего переписка с братом имела деловой характер. В письмах обсуждалась писательская деятельность братьев и связанные с нею нюансы: «Теперь просьба. В договоре с Марксом был пропущен пункт, касающийся дохода с пьес (по договору он остается мне и моим наследникам). Я поднял гвалт, и Сергеенко написал мне, что при подписании пункт сей был добавлен и что копию с сего пункта я могу получить во всякое время от нотариуса Т. Д. Андреева<…>. Пожалуйста, надень новые брюки, почисть сапоги и сходи к Андрееву, понудь его дать тебе или выслать мне копию с пункта, касающегося моих пьес, иначе я опять закричу гвалт. <…> Кланяйся Андрееву и спроси у него, хорошо ли он исполняет свои нотариальные обязанности».

          В данном фрагменте видим два фразеологизма: 1) поднять гвалт – общеяз.,  выразить недовольство, негодование, протест [2, с. 101] ; 2) закричать гвалт – индивидуально-авторский фразеологизм. Автор меняет первый компонент для усиления значения – недовольство ситуацией достигает высшей точки. Выражение становится более образным. По нашему мнению, А.П. Чехов знал смысл слова гвалт в польском и/или немецком языке: gewalt – «караул!», «насилие». Само слово в русском языке, видимо, из еврейского [3, с. 183].

          В ещё одном письме от 20 февраля 1883 года читаем: «Благовидности и обстоятельности ради прибегну к рамкам, к системе: стану по ниточкам разбирать твое письмо, от «а» до ижицы включительно. Я критик, оно – произведение, имеющее беллетристический интерес. Право я имею, как прочитавший».

          Возможно, основой для индивидуально-авторского фразеологизма по ниточкам разбирать послужил общеязыковой фразеологизм разбирать / разобрать по косточкам — подробно, до мелочей обсуждать что-либо [1, с.286]. Автор заменяет один компонент (по косточкампо ниточкам), усиливая тем самым значение выражения – то есть не просто подробно, а очень подробно, скрупулёзно, не упуская ни единого слова, читая между строк.

         От «а» до ижицы включительно. Здесь автор соединяет два общеязыковых фразеологизма, используя первую часть фразеологической единицы от а до я и вторую часть ФЕ от аза до ижицы (устар.), которые имеют значение «от самого начала до самого конца» [1, с. 232]. 

         В этом письме А. П. Чехов обращается к своему брату как человек более опытный к менее опытному с целью дать совет – как писатель писателю, помочь Александру взглянуть на себя, на отношения с братьями со стороны. Интересно, что на момент написания письма Антон Павловичу было 23 года, а Александру Павловичу – 28 лет, т.е. для незнающего читателя Антон, скорее, выглядит авторитетным наставником, нежели младшим братом. Выражение Антона Павловича от а до ижицы включительно говорит, с одной стороны, о его житейском опыте, с другой, об образованности (хорошо знал текст Библии). Этот опыт, образованность дают ему право на совет, – без чтения нотаций, без морализма. Все письма Антона Чехова проникнуты заботой о семье.

        Анализ индивидуально-авторских фразеологизмов в письмах Чехова помогает более ярко, живо представить отношения Антона Павловича с родными, увидеть его с новой для читателя стороны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. – М. : Просвещение, 1989. – 383 с.

2.     Молотков, А.И. Фразеологический словарь русского языка / А.И. Молотков, Л.А. Воинова. – М. : «АСТ», 2001. – 512 с.

3.     Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я. Черных. – М. : Рус. яз. – Т.1. – 1999. – 624с.

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников, через элементарное музицирование»

Автор: Симонян Мария Вячеславовна

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников, через элементарное музицирование

Симонян Мария Вячеславовна , музыкальный руководитель

Что побудило педагога к изучению данной проблемы и обобщению опыта?

В начале исследовательской работы я провела диагностику по выявлению творческих способностей в музыкальной деятельности, которая показала, что при достаточно высоких основных показателях музыкальной подготовленности детей четырёх-семи лет, развитие музыкально-творческих способностей составила лишь -12.5 %. Поэтому я пришла к пониманию необходимости коррекции собственной педагогической деятельности.

Актуальность опыта заключается в формировании основных противоречий:

  • между потребностями дошкольников в творческой музыкальной деятельности и отсутствием учебных (государственных) программ, направленных на развитие музыкально-творческих способностей. Действующие программы не удовлетворяют этих требований;
  • между необходимостью развивать творческие способности дошкольников и недостаточными возможностями традиционного подхода к разрешению данной проблемы;
  • между желанием педагогов обучать детей музицированию и недостаточными условиями в группах детского сада для обучения детей игре на музыкальных инструментах.

В основе педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Т.Э. Тютюнниковой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, А.М. Страунинг, С.Г. Альтшулера, С.В. Конкевич.

Для разработки вопросов, связанных с развитием музыкально-творческих способностей и творческого мышления мной были использованы следующие понятия:

  • «детское творчество»;
  • «способность»;
  • «система элементарного музыкального воспитания Карла Орфа»;
  • «звучащие жесты»;
  • «музыкальное творческое и импровизационное мышление».

Новизна опыта заключается в комбинировании следующих технологий: технологии элементарного музицирования с дошкольниками и технологии развития творческого мышления с использованием элементов ТРИЗ.

Целью педагогической деятельности являлось обеспечение положительной динамики в формировании музыкальных способностей и творческого мышления в процессе обучения дошкольников элементарному музицированию.

Достижение планируемых результатов предполагало решение следующих задач:

  • обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
  • развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом, использование его по-своему;
  • формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе элементарного музицирования;
  • определение условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения элементарному музицированию.

В процессе своей музыкально-педагогической деятельности я использовала разнообразные организационные формы, методы и средства образовательно-воспитательной работы. В первую очередь — это проведение музыкальных занятий: доминантных, тематических, интегрированных, занятий по технологии Т.Э. Тютюнниковой с использованием элементов ТРИЗ.

Другими формами работы являлись индивидуальные, подгрупповые, работа в кружке «Весёлые нотки».

Для успешного осуществления поставленных задач мной были созданы определённые педагогические условия для развития музыкальных способностей и формирования творческого мышления:

  • создание раскрепощённой, комфортной обстановки, которая способствовала активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию;
  • активное включение воспитателя группы в процесс обучения элементарному музицированию;
  • применение элементарного музицирования в самостоятельной деятельности дошкольников;
  • связь детского сада с семьёй по развитию у детей музыкальных способностей и творческого музыкального мышления.

Подготовила необходимые средства обучения, многие из которых были изготовлены моими руками. Например,

— текстовые материалы: речевые игры, упражнения, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры, поэтические произведения;

— фонотека с записями классической, народной, современной музыки;

— детские музыкальные инструменты: звуковысотные (металлофоны, ксилофоны, триолы, арфы, аккордеон и другие); ударные (маракасы, кастаньеты, бубны, барабаны, ложки, музыкальные палочки и другие); шумовые К.Орфа (колокольчики, музыкальные палочки, стаканы, мешочки с крахмалом, маракасы и другие);

— набор демонстрационных картинок музыкальных инструментов;

— набор предметов для моделирования: ритма, длины звуков, метра;

— нотный стан с набором нот разной длины;

— наборы открыток насекомых, диких животных, домашних животных;

— набор пейзажных картин русских художников «Времена года»;

— дидактические игры и дидактическое пособие «Музыкальный чемоданчик»

— портреты композиторов;

— фланелеграф и музыкальная лесенка;

— элементы костюмов;

— атрибуты для каждого ребёнка: цветные флажки, цветные платочки, шарфики, листики, шапочки разных животных и птиц, цветные ленты;

— таблица ММА (метод морфологического анализа);

— набор карточек ММЧ (моделирование маленькими человечками);

— волшебный мешочек и тризовский колобок.

Для внедрения системы работы по элементарному музицированию я постоянно проводила систематическую работу с воспитателями. Провела ряд консультаций: «Обучение старших дошкольников игре на музыкальных инструментах», «Элементарное музицирование как средство развития творческих способностей дошкольников. Дала рекомендации по оформлению и содержанию музыкальных уголков в группах

Методы обучения

Обучение детей проводилось в разных видах музыкальной деятельности и строилось на двух основных методах:

  • метод моделирования музыкального языка;
  • метод активации творческих проявлений.

1.Метод моделирования элементов музыкального языка позволил показать и дать почувствовать ребенку, в доступном для него виде, особенности выразительных средств и их отношений. Я пришла к выводу, что моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднялся. Метод моделирования выступал как один из способов обучения дошкольников.

2. Метод активации творческих проявлений подразумевал, направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах.

В метод творческих проявлений входили:

  • речевые упражнения;
  • поэтическое музицирование;
  • координационно-подвижные игры и упражнения;
  • игры с инструментами К.Орфа и звучащими самодельными инструментами;
  • пальчиковые игры.

Все элементы элементарного музицирования: речевые игры, поэтическое музицирование, координационно-подвижные игры и упражнения, игры с инструментами, пальчиковые игры входили в содержание занятий по системе К. Орфа, адаптированные Т.Э. Тютюнниковой и мной. Например, «Белая книга зимы» , «Кошачий концерт «Мур — Мур», » Букашки — таракашки», «Дождинкины осенины», «Весновкин прибаутничек», «В гостях у феи Музыки», «Брат Мажор и брат Минор» и другие.

Я попыталась соединить технологию элементарного музицирования с технологией ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — родоначальником, основателем который стал Г.С. Альтшулер, взяв из неё некоторые методы активизации мышления, направленные на развитие ассоциативного и диалектического мышления:

виды прямой аналогии (по внешней форме, по цвету, компонентная, функциональная);

  • символическая;
  • личная (эмпатия);
  • ММЧ (моделирование маленькими человечками);
  • ММА (метод морфологического анализа);
  • МФО (метод фокальных объектов);
  • нетрадиционные приёмы работы со сказкой;
  • игры на развитие диалектического мышления: «Хорошо плохо», «Наоборот».

Эти две технологии прекрасно уживаются вместе, т.к. цели и задачи у них единые. Методы активизации мышления, так же как элементарное музицирование, направлены на развитие воображения, умение управлять своим мышлением. Они позволяют оживить все основные направления развития ребёнка: эмоциональные и волевые. Позволяют раскрепостить мышление дать волю воображению, фантазии, ими управляет один и тот же принцип: «для ребёнка, а не над ребёнком».

Задачи и дидактический материал подбирались в соответствии с возрастом дошкольников. Чаще всего это были комбинированные, тематические и интегрированные занятия, которые проводились с детьми от четырёх до семи лет.

Например, в занятие «Белая книга зимы» была введена игра «Хорошо — плохо», аналогии: по форме «на что похож снег?», схематическая, приём эмпатии (дети должны были представить себя на месте зайчика зимой в лесу).

В занятии «Кошачий концерт «Мур- Мур» использовался МФО (метод фокальных объектов), с его помощью дети придумывали новую кошку. В фокусе (центре) было слово «кошка», обозначенное картинкой и слово, которое выбрали дети — «мяч»». Свойства мяча перенесли на слово «кошка» и получились следующие варианты: большая кошка, маленькая кошка (котёнок), рыжая кошка, круглая кошка (жирная, толстая), красивая кошка, резиновая кошка (игрушка), гладкая кошка, прыгающая кошка. В занятие «Букашки — таракашки» была внесена игра «Наоборот». Дети отвечали на вопрос: Какие бывают насекомые? Одни называли определение — маленькие, другие — слово наоборот — большие; злые- добрые; полезные — ядовитые; летающие — ползающие и.т.д., также игра «Польза — вред» (чем полезна пчела, а чем вредна). На занятии «Дождинкины осенины» дети играли в тризовскую игру «Польза — вред» (чем полезен, а чем вреден дождь?)

На занятии «Букашки-таракашки» использовался приём ТРИЗ в рисовании «Волшебные кляксы» (бабочка). На занятии «Весновкин прибаутничек» проводилась игра «Хорошо — плохо», игра на ассоциативное мышление «На что похожа сосулька?»

Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра использовала символическую аналогию. Дети линиями выражали своё отношение к музыке. Для этого приобрели планшеты с карандашами на каждого ребёнка, которые легки и удобны в работе. Если ребёнку не нравился рисунок или он ошибался, то он мог легко его стереть.

Если музыкальное произведение нежное, мягкое, то дети изображали его округлыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная — острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывали сами. В тех ситуациях, где это уместно применялись разные виды прямой аналогии, фантастическая, личная (эмпатия). Например, при слушании или пении песен, где речь шла о явлениях природы задавались вопросы: «На что похож снег?» (вату, одеяло, тополиный пух, сладкую вату, муку, сахар, пену), сосулька (указка, карандаш, нос, клюв). Аналогию проводили и по цвету. «Солнышко» (одуванчик, лимон, мяч, тарелка). После рассматривания, обследования инструментов музыкальный руководитель задавала вопросы: Что это? Это трещотка? А вовсе не трещотка. Это солнышко! (мельница, цветок, ёжик, если соединить крайние пластинки), гармошка и др. Тот же приём применялся ею при ознакомлении с румбой, ритмическими палочками и другими. Например, румба — утюг, колокольчики в коробке, скалка, звенящие колёса и.т.д. Ритмические палочки — антенна, рожки, нос, крыша, рельсы, знак плюс, буква «Л» и.т.д.

В практике работы с детьми разных возрастов эффективно использовался метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), например, педагог говорила: «Ноты — это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми:) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия». ММЧ так же применялся при определении жанра музыки, её характера. Детям давались пакетики с карточками, на которых изображены маленькие человечки с разным выражением лица или на которых МЧ расположены по-разному: отдельно друг от друга, парами, держась за руки (хороводом). Такие карточки использовала для определения вида танцевальных движений, их последовательности в танце.

Для развития диалектического (творческого) мышления эффективны игры «Хорошо — плохо», «Нравится — не нравится», «Польза — вред», а также игра «Наоборот». Вместо традиционной беседы о временах года, детям предлагала поиграть в игру. «Осень» — это хорошо или плохо? Нравится — не нравится. Что хорошо, что плохо? Чем нравится? А чем нет? Игра «Наоборот» использовалась для выявления характера пьесы, песни. Особенно когда предлагались два противоположных по характеру произведения: «Мы прослушали весёлую музыку, а какую музыку с противоположным характером вы хотите послушать?» Опыт показал, что метод фокальных объектов (МФО) лучше использовать в том случае, если нужно придумать что-либо новое или видоизменить реальный образ, придумать новый вид занятия. Например, «Белое занятие», где речь шла о зиме. Материал для занятия подбирался по желанию детей: пьесы, песни, хороводы, танцы, игры. Подобным образом придумывались занятия и о других временах года или «Сердечное занятие», связанное с подготовкой к «Женскому дню — 8 марта», «Сырое занятие» — всё, что связано с водой, «Весёлое занятие» — подбирались весёлые и шуточные речёвки, инсценировки, песни, игра на детских музыкальных инструментах.

Методы и приёмы ТРИЗ учили детей мыслить нестандартно, развивали фантазию, творческое воображение, а так же диалектическое мышление — его оригинальность и самостоятельность.

Элементарное музицирование находило применение в праздниках, развлечениях и самостоятельной деятельности детей. Например, танец «Снежные бабочки», игра с серебряными палочками Деда Мороза, композиция «Фея серебра» использовались на утреннике новогодней ёлки и.т.д. В конце учебного года проводилось развлечение «Путешествие в страну волшебной музыки». Дети демонстрировали знания и использование элементарного музицирования, в том числе и игру на звуковысотных инструментах и инструментах К. Орфа.

Методом морфологического анализа (ММА) — это таблица, где по вертикали нарисованы герои различных сказок, воспитатель вместе с детьми придумывала новые сказки, а я подбирала музыкальное сопровождение, костюмы, атрибуты. Такие мини-спектакли показывались на утренниках, развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. Как показала практика элементы элементарного музицирования широко применялись в сюжетно-ролевых играх в группе: «В Концерт», «В школу», «В путешествия», «Магазин» и другие.

Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников. Для их диагностики использовалась методика на основе работ Т.В. Тарасовой и А.И. Бурениной, где выделено три уровня сформированности музыкально-творческих способностей в баллах: высокий — от 16 до 14 балов; средний — от 10 до 7 балов; низкий — от 2 до 0 балов.

Исходный, текущий и итоговой мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение трёх лет. В ходе диагностики выявилась динамика творческого развития дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.

Результаты обследования дошкольников средней — подготовительной к школе группы свидетельствуют о положительной динамики отслеживаемых показателей. Так, из 12 дошкольников у 32,5 % уровень музыкально-творческих способностей повысился с низкого до среднего, у 50% со среднего до высокого уровня. Уровень творческого мышления повысился с низкого до среднего на 30%; со среднего до высокого на 45%. Один ребёнок — 7% остался на низком уровне творческого мышления.

В процессе использования технологии элементарного музицирования и элементов ТРИЗ в развитии музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников я пришла к выводу, что все дети проявляют ритмическую компетенцию: умеют слышать, различать и исполнять несложные ритмы и удерживать ритмический пульс. Они свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику и другое. Таким образом, у всех детей хорошо развились музыкально-сенсорные способности. На конечном этапе обучения все дети (100%) прекрасно различали тембр различных инструментов. У них успешно развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. В подготовительной к школе группе (75%) могли самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликались на возможность сыграть импровизацию.

Дети умеют самостоятельно подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов. Они могут сочинять несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другие. У 93% детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они стали увереннее и выразительнее читать стихи, участвовать в инсценировании литературных произведений. Все дети овладели игрой на музыкальных инструментах: металлофоне 100%, ударных и шумовых 100%. Некоторые дети освоили игру на детском аккордеоне, арфе. Дошкольники старших групп приобрели навыки ансамблевого музицирования, требующего вступления по очереди, партиям, а также умение проявлять воображение, индивидуальность и способность к самовыражению.

Движения детей стали свободнее они могли легко придумывать музыкальные образы (75%), импровизировать, придумывать простейшие движения к танцам или игре, двигаться в соответствии с темпом музыки.

Хорошие результаты получила, применяя в практике своей работы методы активизации мышления. У 93% детей хорошо развито ассоциативное и диалектическое мышление. Они легко и свободно владеют прямой аналогией, схематической, приёмом эмпатии, методом фокальных объектов, ММЧ, методом морфологического анализа, который успешно применялся при сочинении различных сказок. Дети быстро находили противоречия в предметах окружающей их среды — всё это говорило о развитии творческого воображения и мышления дошкольников.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики в развитии музыкально-творческих способностей и творческого мышления при использовании технологий элементарного музицирования по системе К. Орфа и элементов ТРИЗ, оптимальна. Исходя их этого можно сделать вывод о перспективности использования выше перечисленных технологий для развития музыкально-творческих способностей, творческого мышления и личности старших дошкольников в целом.

«Чудесный мешочек»

Автор: Лукьянова Татьяна Валерьевна

Развлечение «Чудесный мешочек» для II младшей группы

Цель: Создать радостное настроение. Заинтересовать малоактивных детей, вовлечь в игру. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: костюм медведя, мешочек, шарики, корзина, зонтик маленький, зонтик большой, пульвилизатор, магнитофон, диск с аудиозаписями.

Ход занятия: Воспитатель привлекает внимание детей стихотворением:

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись по скорее! (руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет всем веселее!

Мы погладим лобик, (выполняют действия по тексту)

Носик

И щечки.

Будем мы красивые (руки в стороны)

Как в саду цветочки! (качаются)

— Посмотрите, ребята! Кто это выглядывает из-за угла?

(За углом стоит медведь. Выходит под муз. сопровождение)

-Здравствуйте, ребята! Можно к вам?

-Здравствуй, Мишутка! Конечно можно!

-Я пришел к вам в гости не с простыми руками. У меня есть мешочек(Показывает).А мешочек не простой, а чудесный! Хотите узнать, почему он такой? В нем очень много интересного! Узнаем?

(Достает из мешочка шарик)

-Что это такое? (шарик)

-Поиграем с шариками?

Игра «Шарики»

Я подброшу шарики высоко!

Полетят они высоко!

А ребята их соберут

И в корзиночку мне принесут!

— Ребята, а давайте еще сыграем с шариками? (Играют еще раз)

-А у меня еще что то есть в мешочке(Достает зонтик).

-Ребята, а вы знаете,что это такое?

Для чего нам нужен зонтик? (Чтобы прятаться от дождика). Правильно! Мишутка, у тебя маленький зонтик и нам всем под ним не спрятаться. Зато у нас есть зонтик большой, под которым мы все сможем укрыться от дождя.

— Ребята, а как капает дождик? Покажите. (Показывают под муз. сопровождение)

-Ой, ребята! Дождик начался (из пульвилезатора медведь брызгает на детей).

-Скорее под зонтик! (Прячутся).

-Вот и спрятались, а дождик на нас не попадает!

-Посмотрите. Кажется,дождик закончился и выглянуло солнышко. Пойдемте погуляем. (Выходят).

— А где у нас солнышко? (Показывают).Давайте поприветствуем его.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку!

(Побежали по участку за воспитателем, под муз. сопровождение)

-Кажется снова дождик начинается! Спрячемся под зонтик! (Убегают).

-Закончился дождик и мы с вами пойдем гулять. Поиграем с Мишуткой?

Игра «Мишка косолапый»

(под муз. сопровождение)

Мишка косолапый

Манит деток лапой.

Приглашает всех гулять

В догонялки поиграть.

-Убегайте поскорей! Догоню сейчас вас всех!

(Бегут от мишки к воспитателю)

-Убежали! Молодцы!

-А теперь, ребята, мы с вами тоже станем мишками.

Покружились, покружились

И в мишутку превратились!

Игра «Ай- да» (под муз. сопровождение)

Ай- да, ай- да,

Ай- да, ай- да.

Быстро ножки топочите

Детки весело пляшите.

Ай!

Ох, ребята, молодцы! Как же мне с вами было хорошо! Так весело! Но мне пора идти в лес, где я живу. И я для вас еще что то приготовил. Сейчас мы это достанем из нашего чудесного мешочка.

(Достает конфеты. Угощает детей.)

Беседа «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Автор: Лукьянова Татьяна Валерьевна

Беседа в младше группе на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

 Цель: развить коммуникативные навыки детей, научить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к другу, называя ласковым именем

Задачи:

 № 1 обучающая: формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.

 № 2 развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на действия игровых персонажей, развивать диалогическую речь, побуждать детей к разговору.

 № 3 воспитательная: формировать представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищем, опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.

Предварительная работа. Прочитать детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ход занятия

Соц. игра «Цветик — семицветик» Воспитатель: «Если бы у нас был Цветик – семицветик, какое бы желание вы загадали?». Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад и восток,

 Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

 Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

В конце провести конкурс на самое лучшее желание.

 В группу вбегает мальчик, весь грязный, неопрятный, у детей все отбирает, всех обижает. Воспитатель:мальчик, как тебя зовут, и откуда ты к нам пришел?

Ваня:меня зовут, Ваня, а пришел я к вам с улицы.

Воспитатель: Ваня, а ты всегда такой, не культурный, неопрятный, грязный?

 Ваня:а почему это вы меня не культурным, грязным и неопрятным называете, я очень даже культурный и опрятный.

Воспитатель: забежал, не поздоровался, наших ребят обидел, весь в грязи, карманы вывернуты?

Ваня: никого я не обижаю, правда же, ребята? Ответы детей.

 Воспитатель: вот видишь, все ребята говорят, что ты плохо себя ведешь.

 Ваня: а что же мне делать, как себя вести, чтоб быть хорошим? Ребята, научите меня быть хорошим, пожалуйста!

 Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы можем Ване помочь? Ответы детей:

Воспитатель: Ваня, присаживайся рядом, с ребятами. Воспитатель, напоминает детям: …

Мальчик радостный пошел,

И решила кроха: «Буду делать хорошо, И не буду – плохо».

Воспитатель: «Вы уже не малыши, а почти взрослые дети. И вы постараетесь никогда не совершать плохие поступки.

Объясните, хорошо это или плохо: брать без спроса чужие вещи? (Ответы детей.)

А почему это плохо?

 Ходить с грязным носом и не пользоваться носовым платком?

Отнимать друг у друга игрушки?

Выпрашивать у друзей сладости?

 Есть сладости, не угощая товарищей?

 Реветь в магазине, уговаривая родителей купить что-либо?»

 Воспитатель: правильно ребята, мы должны себя вести хорошо. А ты, Ваня, понял как нужно себя вести? Ваня: да, я обязательно всем своим друзьям, во дворе, расскажу как правильно нужно вести себя, и что нельзя никого обижать. А сейчас я побегу к друзьям, до свидания ребята, и спасибо вам.

Воспитатель: я провожу Ваню, чтобы он не заблудился. До свидания!

 Итог. Воспитатель: чем вы занимались на занятии? Что было интересным? Что бы вы пожелали Ване?