Автор: Чазова Елена Михайловна
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Анализируя научные труды Бадмаевой Н.Ц., Божович Л.И., Дубровиной И.В., Зимней И.А., Лускановой Н.Г., Марковой А.К., Баулиной М.Е. и Овчаровой Р.В.таких по проблемам формирования мотивации к обучению у школьников, нами были выделены следующие факторы, влияющие на особенности мотивации к обучению у подростков:
— уровень сформированности познавательных процессов. Уровень развития познавательных процессов непосредственно влияет на желание подроста изучать новый материал. Не достаточный уровень развития высших психических функций провоцирует у подроста не способность в полном объеме понимать и воспринимать предъявляемый материал, не умение его воспроизводить в полном объеме, устанавливать связи между признаками и явлениями. Все это в свою очередь приводит к отсутствию желания у подростка изучать новое, так как все новое остается до конца не понятым. В таком случаи у подроста познавательные мотивы не развиты, но если у ученика не нарушены межличностные отношения с одноклассниками, он может достаточно благополучно чувствовать себя в школьной среде. Другими словами, учебная мотивация будет внешней т.е. учеба привлекает ученика внеучебными отношениями;
— педагогическая запущенность. Чаще всего встречается в неблагополучных семьях. Особенность данного фактора заключается в том, что изначально общий уровень развития ребенка не отличался от сверстников, развитие познавательных процессов находиться в пределах нормы, но в начальных классах, когда требуется обучающая помощь взрослого (родителя) для усвоения и познания учебного материала, ребенок ее не получает. Родители не контролируют ребенка, относятся равнодушно к его успехам и достижениям. Таким образом, обучение в начальной школе характеризуется тем, что без обучающей помощи взрослого у ребенка постепенно накапливаются пробелы в знаниях. Поэтому начальную школу ребенок оканчивает благополучно (удовлетворитесь), так как еще не видны последствия «пробелов» в знаниях. Но с каждым последующим классом уровень не усвоенного материала становится больше и значительнее. Так как один не понятый элемент непосредственно ведет к непониманию связанного с ним дальнейшего материала. К подростковому возрасту количество не понятого материала достигает таких масштабов, что подросток просто перестает усваивать весь новый материал, что в свою очередь ведет к отсутствию мотивации к познавательной деятельности. Таким образом, мотивация к обучению, может быть только внешней т.е. привлекая внеучебными моментами жизни школы;
— стиль родительского воспитания. Отношение родителей к удачам, успехам и достижениям, уровень контроля за действиями ребенка, уровень заботы и опеки, устойчивость мер воспитательного воздействия во многом определяют отношение ребенка к обучению. Отсутствие интереса родителей к судьбе ребенка, отсутствие контроля и безнадзорность чаще всего приводит к низкому уровню мотивации к обучению. Излишняя забота и контроль так же могут спровоцировать у подростка реакцию негативизма, когда несовершеннолетний доказывая что он сам распоряжается своей судьбой, намерено забрасывает учебную деятельность, приобщаясь к девиантным группировкам. Неустойчивый стиль воспитания родителей. Повышенный уровень требовательности родителей, часто приводит к формированию такой мотивации к обучению, как избегание неудачи. Боясь наказания за плохие отметки подросток, стремится в образовательном учреждении получать только одобрительные результаты. При этом, подростку не важно, каким образом достигнута цель, главное результат, а не усвоенные знания;
— общий уровень педагогической компетентности. Другими словами общий уровень образованности семьи, ее менталитет, семейные ценности и установки во многом определяют особенности мотивации к обучению у подростков. У подростков воспитывающиеся в благополучных семьях, с точки зрения финансового положения и занимаемого семьей социального статуса в обществе, но имеющих уровень образования не выше среднего профессионального, чаще всего ориентированы на формальное отношение к учебной деятельности (удовлетворительные результаты), но имеют в достаточной степени сформированный профессиональный план. Другими словами, учащиеся не стремятся окончить обучение на высоком уровне, так как выбирают профессии, не требующие высоких интеллектуальных знаний;
— межличностные отношения со сверстниками и учителями. Отношения в среде сверстником, во многом оказывают влияние на формирование учебной мотивации. Подростки, испытывающие дискомфорт внутри коллектива, имеющие такие социальные статусы среди сверстников, как «отверженный», «не принимаемы», «не заметный» обладают зачастую низкий уровень мотивации к обучению, так как уровень тревожности, который испытывает подросток, негативно сказывается на общем уровне мотивации к обучению. Отношение учителя к подростку так же оказывает влияние на формирование его мотивации к обучению, такие ярлыки как «неспособный», «двоечник», «лентяй», «из него ни чего не выйдет» программируют действия школьников, ученик как бы смиряется со своим положением в школе, поэтому даже не пытается, доказать обратное, не видит в этом смысл;
— отсутствие четких целей в жизни. Не сформированность личностного и профессионального самоопределения подростка приводит к отсутствию стимула подростка к успешному обучению. Подросток не сориентированный на достижение конкретных целей в жизни, не умеющий строить планы на достижение поставленных целей, характеризующийся низким уровнем осмысленности в жизни не способен увидеть мотивы направленные на успешное окончание образовательного учреждения. Подросток не понимает, зачем и для чего ему это необходимо. Чаще всего такие подростки не строят свою судьбу, а живут по течению, сегодняшним днем, не задумываясь, что может произойти завтра;
— референтная группа. Окружение, чаще всего сверстников, которое является для подростка значимым, во многом определяет его отношение к учебной деятельности. Если в референтной группе, является «престижным» высокие успехи в учебе, подросток соответственно начнет тянуться за сверстниками. Если же референтная группа склонна к девиантному поведению, то и подросток, чтоб не потерять авторитет в группе, начнем действовать и поступать так же как большинство: пропускать уроки, не выполнять домашние задания и т.д;
Анализируя внешнюю и внутреннюю мотивацию учащихся, можно прийти к выводу, что внутренняя мотивация более эффективна с точки зрения усвоения учебной программы и внутренней удовлетворенности школьника. Подросток руководствующийся внешними мотивами обучения в большей степени склонен оценивать процесс обучения с негативной стороны, он зачастую испытывает чувство тревоги в образовательном учреждении как в непосредственно в процессе усвоения знаний, т.е. в момент проверки знаний, так и в моменты непосредственного взаимодействия с учителями и одноклассниками. Психоэмоциональное состояние таких учеников характеризуется чувством беспокойства, депрессии, неудовлетворенности и нервно-психической напряженности.
Таким образом, можно сделать вывод, что проводя профилактическую или коррекционную работу с подростком, направленную на повышение уровня мотивации к обучению, как родителями так и педагогами образовательного учреждения, необходимо делать акцент на значимости обучения в жизни подростка. Наглядно демонстрировать, где и при каких условиях полученные знания в образовательном учреждении могут пригодиться ученику в будущем. С целью наглядной иллюстрации необходимо составить значимые цели в жизни. При этом цели, должны отличаться конкретикой, не просто «хочу хорошо жить» или «хочу иметь престижную профессию», а конкретно какую профессию, где можно будет работать по выбранной должности, объективно оценить какое материальное обеспечение позволит выбранная профессия сформировать. Далее уже на основе конкретных целей, составить конкретный план достижения поставленной цели.
Не желательно мотивируя подростка прибегать к угрозам или шантажу. Это может привести к чувству негативизма т.е. подросток, в силу возрастных новообразований, начнет предъявлять протест требованиям взрослых (учителей и педагогов), демонстрируя свою взрослость, поступать в оппозиции точки зрения наставника. У тревожно-мнительных подростков, внешняя мотивации спровоцирует боязнь совершить поступок не одобряемый родителями и учителями. Подросток, боясь неудачи и последующего наказания, будет всеми силами стараться достигнуть положительных оценок, но при этом для него будет совершенно не важно какими способами он достиг полученного результата. За этим последует обман и ложь, выражающаяся либо в сокрытии истинных оценок, либо получения положительных оценок не путем усвоения знаний, а заимствовании работ у учеников, т.е. списывание и т.д.
Так же мы сделали вывод, что стиль взаимоотношений между родителями и детьми в семье влияет на формирование индивидуально-характерологических черт ребенка и его дальнейшее отношение к обучению. Формирование положительных, либо отрицательных мотивов обучения у ребенка зависит от того какой стиль воспитания применяют родители в семье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
2 Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. — М., Педагогика», 2012. — 352 с.
3 Дубровиной И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред.. — М.: Академия, 2009.-160 стр.
4 Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 3-е издание, пересмотренное. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО ‘МОДЭК’, 2010. – 448 с.
5 Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ». – 2003. – 312 с.
6 Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М., 2003
7 Мандель Б. Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III: М.-Берлин. Directmedia., 2015 – 468.
8 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
9 Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / Авт.-сост. Баулина М.Е. – М.: АРКТИ, 2009. – 88с.
10 Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 496 с.
11 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”. 2001. – 240с.
12 Формирование интереса к учению / Под ред. А.В.Трониной. М., 2016.