Игровые формы обучения, развития и воспитания детей

Автор: Смирнова Валентина Петровна

Детские игры — незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу», — считал А.С.  Макаренко.

«Музыкально-образное мышление как фактор формирования певческой интонации у учащихся первого (подготовительного) класса детской музыкальной школы».

Автор: Чехова Елена Геннадьевна

методическая разработка Елены Геннадьевны Чеховой на тему «Музыкально-образное мышление как фактор формирования певческой интонации у учащихся первого (подготовительного) класса детской музыкальной школы».

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность выбора данной темы:

За последнее время почти каждая музыкальная школа организует подготовительные группы. В них входят дети шести-семи лет, не имеющие никакой музыкальной подготовки. Поскольку такие школы призваны дать начальное музыкальное образование всем желающим, в них нередко принимаются дети со средними и даже слабыми данными. Освоение программы первого класса для таких детей слишком трудно, они нуждаются в раскрытии и развитии своих скромных музыкальных данных.

Анализ педагогической практики по данной теме исследования позволил нам сформулировать следующее противоречие: между способностью учащихся подготовительной группы к музыкально-образному мышлению и недостаточной его реализацией при формировании у них певческой интонации на  занятиях в детской музыкальной школе.

Данное противоречие определило проблему исследования:  какие  методы и приемы способствуют проявлению музыкально-образного мышления как фактора формирования певческой интонации у учащихся подготовительной группы детской музыкальной школы.

проектная деядельность в ДОУ

Автор: Цыденова Светлана Павловна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Детское творчество — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свою деятельность в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. В настоящее время у родителей и детей очень часто нет общих занятий, увлечений и дел, отсутствуют семейные традиции, поэтому необходимо продолжать знакомить родителей с приёмами и методами совместной деятельности.

Городецкая роспись

Автор: Толстикова Оксана Владимировна

Тема урока:
«Городецкая роспись»

Класс: 5

Цель:
выполнить узор  в традициях городецкой
росписи (петушок)

 Задачи урока: 

1.     Познакомиться с произведениями и
историей развития Городецкой росписи, с 
мотивами,  основными этапами.

2.     Формировать практические умения и
навыки рисования декоративных элементов Городецкой росписи. Учить детей
составлять композицию.

3.     Развивать познавательную активность
обучающихся, творческую фантазию, художественный вкус.  

4.      Воспитывать интерес к искусству Городецких
мастеров, уважение к творческому наследию. 

Оборудование:  

  Для
учителя: 
компьютер, образцы
городецкой росписи, презентация.

Для
учащихся:
 альбом,
кисти, баночка, гуашь,  салфетки, раздаточные материалы и инструкции по
выполнению работ.

УУД
формируемые на уроке:

Предметные
УУД

·        
формировать знания об истории городецкой росписи;

·        
 выполнять
фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные
УУД

·        
формировать
ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;

·        
воспитывать
уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

·        
овладевать
различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные
УУД

·       
формулировать проблему и цель урока;

·       
учиться
работать по предложенному учителем плану, инструкции;

·       
учиться
отличать верно выполненное задание от неверного;

·       
учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.

Познавательные
УУД

·        
добывать
новые знания: находить ответы на вопросы;

·        
перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате работы;

·        
преобразовывать
информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов,
самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные
УУД

·        
уметь
слушать и понимать высказывания собеседников;

·        
уметь
выражать своё мнение.

Ход урока.

Ребята, здравствуйте, садитесь
пожалуйста.

(проверка готовности)

 

 

Слайд1

Хочу обратить ваше внимание на
слайд. Вы видите ряд уже знакомых Вам изображений.

Слайд 2

Давайте из предложенных слов
попытаемся найти нужные для характеристики этих изображений.

(На слайде: дымковская игрушка,
матрёшка, гжельская роспись…, т.е. знакомый материал по ранее изученным
темам. Слова: живопись, декоративный, пейзаж, промысел, портрет, народный)

Дети
рассматривают изображения, находят знакомые им.

 

 

Из предложенных
слов группируют и Получается сочетание

 ДЕКОРАТИВНЫЙ
НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.

 

Народные
промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и
промысел». С некоторыми  вы уже знакомы.

Какими?

Слайд1

Дымковская,
филимоновская, каргопольская игрушки, матрёшка, гжельская роспись,
богородская игрушка…

 

Слайд3

Сегодня мы с вами продолжим это знакомство.

Давайте разгадаем ребус, попробуем отгадать название ещё
одного промысла — вид народной росписи.

 

 Городецкая роспись

Слайд4

Как Вы
думаете, почему такое название?

Ответы
детей

Слайд5

Давайте
проверим, верно ли наше предположение? У нас есть видеофрагмент из самого
Городца. Внимательно посмотрим что нам расскажут о городецкой росписи, какая
она бывает и как выполняется.

(гиперссылка на видео — на гербе)

Дети
внимательно смотрят видео

Ребята,
верно ли наше предположение о названии росписи?

Да.

Слайд 6

Какие
предметы расписывают мастера Городца? Из чего они изготовлены?

 Прялки, игрушки, посуда, мебель.

Из дерева

Слайд 7

Как вы
думаете, какой цели мы должны сегодня достичь?

Формулируют
цель

выполнить узор в традициях Городецкой росписи (загадка)

 

Слайд 8

Отгадайте загадку:

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает —

Время считает.

Как вы
думаете, почему петух?

Петух.

 

 

 

Символ
Нового года

 Слайд9

К какому
виду будет относиться наша композиция?

Животная

Слайд 10

Обратите
внимание, наиболее распространённый элемент городецкой росписи — гирлянда.
После работы  над росписью петушка,
можно дополнить свою композицию, дорисовав гирлянду. Этот этап работы можно
закончить уже дома.

 

Записывают домашнее задание

Слайд 11

 

Узнав
новое о городецкой росписи и об обязательных этапах выполнения работы, по
инструкционным картам, выданным мной, вы продолжите свою работу
самостоятельно. Помните, что данный вид росписи выполняется свободным
рисованием кистью, без предварительного эскиза карандашом.

Изучают
этапы работы и самостоятельно работают. Учитель инструктирует дополнительно.

Слайд 12

В итоге
ваша работа может выглядет так. На слайде изображение петушка с гирляндой из
городецких цветов.

Дети
обращаются к цветному изображению в процессе своей работы.

Во время
работы учитель подходит к тем, кто нуждается в помощи и объяснении.

Дети читают
инструкцию и следуя её этапам выполняют работу.

Первые
законченные работы с изображениями городецких петушков размещаются на доске с
помощью магнитов.

Завершение работы и оценивание.

Посмотрите
на свои работы. Кто сегодня доволен своей работой полностью? Всё получилось и
удалось.

Посмотрите
на работу своего соседа. Кто считает, что он справился лучше вас?

Я поставлю
Вам оценки, как только ваши работы подсохнут и некоторые ребята закончат
рисовать гирлянды. Я видела сегодня ваше старание. Это тоже учтётся при
выставлении оценки.

 

Самооценка

А сейчас, давайте ответим на вопросы по
нашему уроку и подведём итог.

Удалась ли
наша работа на уроке? Достигли мы цели?

Слайд 13.

Посмотрим,
что запомнили вы с урока, разгадав кроссворд

Кроссворд

1.     Как
называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

2.     Это
животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

3.     Наиболее
распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

4.     Как
называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

5.     Как
называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

6.     Этот
цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

7.     Один
из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

8.     Основной
цвет фона на городецких изделиях (желтый)

9.     Этот
цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

 

Отвечают
на вопрос

 

 

Отвечают
на вопросы и разгадывают кроссворд.

 

Есть на Волге
город древний,

По названью –
Городец.

Славиться по
всей России

Своей росписью,
творец.

Распускаются
букеты,

Ярко красками
горя,

Чудо – птицы там
порхают,

Будто в сказку
нас зовя.

Если взглянешь
на дощечки,

Ты увидишь
чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела
рука!

Городецкий конь
бежит,

Вся земля под
ним дрожит!

Птицы яркие
летают,

И кувшинки расцветают!

 

Спасибо за работу.

 

 

 

 

Городецкая роспись

Автор: Толстикова Оксана Владимировна

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цель: выполнить узор  в традициях городецкой росписи (петушок)

 Задачи урока: 

1.     Познакомиться с произведениями и историей развития Городецкой росписи, с  мотивами,  основными этапами.

2.     Формировать практические умения и навыки рисования декоративных элементов Городецкой росписи. Учить детей составлять композицию.

3.     Развивать познавательную активность обучающихся, творческую фантазию, художественный вкус.  

4.      Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. 

Оборудование:  

  Для учителя: компьютер, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисти, баночка, гуашь,  салфетки, раздаточные материалы и инструкции по выполнению работ.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

·         формировать знания об истории городецкой росписи;

·          выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

·         формировать ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;

·         воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

·         овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

·        формулировать проблему и цель урока;

·        учиться работать по предложенному учителем плану, инструкции;

·        учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

·        учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

·         уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

·         уметь выражать своё мнение.

Ход урока.

Ребята, здравствуйте, садитесь пожалуйста.

(проверка готовности)

 

 

Слайд1

Хочу обратить ваше внимание на слайд. Вы видите ряд уже знакомых Вам изображений.

Слайд 2

Давайте из предложенных слов попытаемся найти нужные для характеристики этих изображений.

(На слайде: дымковская игрушка, матрёшка, гжельская роспись…, т.е. знакомый материал по ранее изученным темам. Слова: живопись, декоративный, пейзаж, промысел, портрет, народный)

Дети рассматривают изображения, находят знакомые им.

 

 

Из предложенных слов группируют и Получается сочетание

 ДЕКОРАТИВНЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.

 

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми  вы уже знакомы.

Какими?

Слайд1

Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, матрёшка, гжельская роспись, богородская игрушка…

 

Слайд3

Сегодня мы с вами продолжим это знакомство.

Давайте разгадаем ребус, попробуем отгадать название ещё одного промысла — вид народной росписи.

 

 Городецкая роспись

Слайд4

Как Вы думаете, почему такое название?

Ответы детей

Слайд5

Давайте проверим, верно ли наше предположение? У нас есть видеофрагмент из самого Городца. Внимательно посмотрим что нам расскажут о городецкой росписи, какая она бывает и как выполняется.

(гиперссылка на видео — на гербе)

Дети внимательно смотрят видео

Ребята, верно ли наше предположение о названии росписи?

Да.

Слайд 6

Какие предметы расписывают мастера Городца? Из чего они изготовлены?

 Прялки, игрушки, посуда, мебель.

Из дерева

Слайд 7

Как вы думаете, какой цели мы должны сегодня достичь?

Формулируют цель

выполнить узор в традициях Городецкой росписи (загадка)

 

Слайд 8

Отгадайте загадку:

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает —

Время считает.

Как вы думаете, почему петух?

Петух.

 

 

 

Символ Нового года

 Слайд9

К какому виду будет относиться наша композиция?

Животная

Слайд 10

Обратите внимание, наиболее распространённый элемент городецкой росписи — гирлянда. После работы  над росписью петушка, можно дополнить свою композицию, дорисовав гирлянду. Этот этап работы можно закончить уже дома.

 

Записывают домашнее задание

Слайд 11

 

Узнав новое о городецкой росписи и об обязательных этапах выполнения работы, по инструкционным картам, выданным мной, вы продолжите свою работу самостоятельно. Помните, что данный вид росписи выполняется свободным рисованием кистью, без предварительного эскиза карандашом.

Изучают этапы работы и самостоятельно работают. Учитель инструктирует дополнительно.

Слайд 12

В итоге ваша работа может выглядет так. На слайде изображение петушка с гирляндой из городецких цветов.

Дети обращаются к цветному изображению в процессе своей работы.

Во время работы учитель подходит к тем, кто нуждается в помощи и объяснении.

Дети читают инструкцию и следуя её этапам выполняют работу.

Первые законченные работы с изображениями городецких петушков размещаются на доске с помощью магнитов.

Завершение работы и оценивание.

Посмотрите на свои работы. Кто сегодня доволен своей работой полностью? Всё получилось и удалось.

Посмотрите на работу своего соседа. Кто считает, что он справился лучше вас?

Я поставлю Вам оценки, как только ваши работы подсохнут и некоторые ребята закончат рисовать гирлянды. Я видела сегодня ваше старание. Это тоже учтётся при выставлении оценки.

 

Самооценка

А сейчас, давайте ответим на вопросы по нашему уроку и подведём итог.

Удалась ли наша работа на уроке? Достигли мы цели?

Слайд 13.

Посмотрим, что запомнили вы с урока, разгадав кроссворд

Кроссворд

1.     Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

2.     Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

3.     Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

4.     Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

5.     Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

6.     Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

7.     Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

8.     Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)

9.     Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

 

Отвечают на вопрос

 

 

Отвечают на вопросы и разгадывают кроссворд.

 

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

 

Спасибо за работу.

 

 

 

Сценарий праздника «Старый Новый год».

Автор: ТРУБИНА МАРИНА ПЕТРОВНА

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Сценарий праздника «Старый Новый год».

Цель: доставить детям радость воспоминаний о прошедших новогодних праздниках, эстетическое наслаждение; дать возможность по — новому использовать знакомые навыки.                                                                                                                                                          Задачи:

ü    воспитать чувство прекрасного, чувства товарищества, сопереживания;

ü   закрепить навыки песенного, танцевального, игрового творчества, новогоднего репертуара;

ü    развивать коммуникативную сферу детей и навыки музыкального исполнительства.                                                                                              

Персонажи: Ведущая, Баба Яга, Дед Мороз.

Дети входят в зал под новогоднюю песню.

Ведущий.                                                                                                                                                                                                       Сегодня наша елочка пригласила снова всех в зал на старый новый год.
Нарядная, пушистая, зеленая, душистая,
Сверкает наша елочка, огнями вся горит.
Украшена игрушками шарами и хлопушками, 
И каждая иголочка нам тихо говорит:

Голос ёлки:                                                                                                                                                                                                              В лесу метели плещутся,
Под елью зайцы прячутся,
То волк мелькнет сторонкою,
То рыжая лисица,
А я для вас нарядная 
Зеленая прохладная,
Люблю я песни звонкие,
И ваши голоса.
Очень много лет подряд 
Ёлка радует ребят
Ваши папы, ваши мамы
Дедушки и бабушки,
Водили тоже хоровод,
Под старый новый год
От фонариков цветных 
Светятся иголочки,
Так спойте песню про меня «В лесу родилась ёлочка»

Дети исполняют песню и танец «В лесу родилась ёлочка»

Ведущий.

Под Новый год случаются повсюду чудеса,                                                                                                                                                            И в нашем зале слышатся всех сказок голоса.                                                                                                                                                      Готовы к встрече с волшебством? (да)                                                                                                                                                                     Тогда мы начинаем,                                                                                                                                                                                                  И в сказку новогоднюю                                                                                                                                                                                       Мы с вами попадаем…

(свет гаснет)

Тише, тише —                                                                                                                                                                                                        Наступил волшебный час.                                                                                                                                                                                    Вечерняя звезда зажглась,                                                                                                                                                                                  Лесная сказка началась.

Появляется баба яга.

Тай, тай, налетай,                                                                                                                                                                                                     В игру со мною поиграй!

Я — Бабка Ежка,                                                                                                                                                                                                    Костяная ножка!                                                                                                                                                                                                    Буду вас развлекать,                                                                                                                                                                                                Буду с вами играть!                                                                                                                                                                                                 Ой, ребятки не зевайте,                                                                                                                                                                                           Вы со мною поиграйте!                                                                                                    

Проводится игра с бабой ягой «Бабка Ежка…»

Правила игры:Игроки располагаются в другом конце зала по сигналу дети подходят к избушке Бабы Яги и хором произносят текст:

Бабка Ёжка костяная ножка;                                                                                                                                                                              С печки упала ногу сломала,                                                                                                                                                                                    А потом и говорит:                                                                                                                                                                                                      «У меня нога болит»                                                                                                                                                                                                   Пошла она на базар,                                                                                                                                                                                     Раздавила самовар,                                                                                                                                                                                           Пошла на улицу, раздавила курицу,                                                                                                                                                             Вышла на лужайку, испугала зайку.

После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей, прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.

Ведущий.

Чтоб яга не колдовала,                                                                                                                                                                                               Своих чар не навела.                                                                                                                                                                                        Нужно вам друзья сплясать,                                                                                                                                                                              Свою удаль показать.

Хоровод «…»

Игра — эстафета «Снежки».

Баба-Яга.

Ах, карнавал, удивительный бал,                                                                                                                                                                    Сколько друзей ты на праздник собрал!                                                                                                                                                        Пусть все смеются, танцуют, поют,                                                                                                                                                                   Всех чудеса впереди еще ждут!                                                                                                                                                                             А какие же чудеса без Деда Мороза? Давайте все дружно его позовем!

Дети: Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!

Звучит фонограмма «…».

Входит Дедушка Мороз и одет он весьма оригинально: на голове бандана, наушники, разговаривает по сотовому телефону.

Баба-Яга.

Дедушка Мороз! Ты ли это?

Дед Мороз.

Я! Я! Иду в ногу со временем! Вращаюсь в различных кругах, тусуюсь! Живу современно, легко и прикольно! (Глядя на елочку): Вау! Какой блеск!

Баба-Яга. Дедушка Мороз! Ты знаешь, куда ты пришел?

Д. М. На тусовку!

Баба-Яга.

На какую еще тусовку, что это за слова такие? Это же детский сад! И дети у нас воспитанные! Ты чему их учишь!

Дед Мороз.

Детский сад! Да что ж это я, старый удумал? Простите, дети, простите меня старика!

(За елкой надевает шапку, превращается в настоящего Деда Мороза)

Дед Мороз.                                                                                                                                       С новым годом Старым Годом! Поздравляю всех детей!                                                              Дружно встанем в хоровод и споем про Новый год!

Хоровод «…»

 

Дед Мороз                                                                                                                                                                                                            Встречаем пляской Новый год,                                                                                                                                                                 Встречаем песней Новый год,                                                                                                                                                                                А кто стишок про елку знает,                                                                                                                                                                            Надеюсь, нам его прочтет?

Дети читают стихи

Баба-Яга.        

А теперь Дед Мороз,                                                                                                                                                                                        Поиграй ты с нами.                                                                                                                                                                                     Попляши ты в кругу                                                                                                                                                                                                С нашими друзьями.

Игра «….»

Дед Мороз.

Ох, устал, устал, устал!                                                                                                                                                                                       Вон как весело плясал.                                                                                                                                                                                        Мне бы снежиночек сюда,                                                                                                                                                                                Таю-таю, господа!

Баба-Яга.

Эй, снежиночки, скорей к нам сюда бегите!                                                                                                                                            Дедушку Мороза вы быстро охладите!

Танец снежинок.

Дед Мороз: Ой, спасибо снежинки, спасли вы меня.

Дед Мороз:                                                                                                                                                                                                                         Эй, спешите все сюда!                                                                                                                                                                                             В гости Щедровочка пришла.                                                                                                                                                                          Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться!                                                                                                                   Праздник этот самый длинный,                                                                                                                                                                           Он веселый и старинный.                                                                                                                                                                                  Наши предки пили, ели, веселились две недели.

Баба Яга:                                                                                                                                                                                                                От Рождества и до Крещенья,                                                                                                                                                                 Приготовив угощенье, пели разные колядки,                                                                                                                                                      По дворам ходили в Святки.

Дед Мороз: А, еще в старину люди гадали. А давайте, и мы погадаем, под горшочки мы заглянем.

(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на столе стоят шесть горшочков.)

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек – что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают полотенце – рушник). 

Дед Мороз: Полотенце! Далеко расстилается … ждет дорога дальняя, путешествие.
(Дети снова идут по кругу, проговаривают слова. Второй горшочек – с булкой). 

Дед Мороз: Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток будет, благополучие.
(Дети берутся за руки и снова идут по кругу, проговаривают слова. В третьем горшочке – кольцо).

Дед Мороз: Колечко! Сейте муку, пеките пироги! Скоро гости будут, а к девицам – женихи!
(В четвертом горшке – лента).

Дед Мороз: Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента – к богатству, прибыли. 
(В пятом горшке – пуговица)

Дед Мороз: Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью. 

Дед Мороз: Всего один горшочек остался! …

Баба Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу! 
(Идут по кругу, проговаривают слова, Баба Яга достает из шестого горшочка веточку сосны).

Баба Яга: Что это? Растолкуйте!

Дед Мороз: Видно к новому помелу!

Баба Яга, огорченно, заглядывая в горшочек: А, что, колечка нет?

 Дед Мороз: Так кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба Яга: Ах, так! Ах, вот вы как …! (Разгоняет всех детей помелом). Сейчас я буду хозяйкой. Попляшите вы у меня! Устрою вам экзамен, загадаю я вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Не отгадаете – не будет у вас никакого праздника! Ну, а если отгадаете, так и быть, сюрприз от меня получите!

ü Летом сидит, а зимой бежит. (коньки)

ü В гору деревяшка, а с горы – коняшка. (сани)

ü 12 братьев друг за другом идут, друг друга не обходят. (12 месяцев)

ü Шуба бела весь свет одела. (снег)

ü Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Дед Мороз: Ну, что, Баба Яга, справились мы с твоей задачей, отгадали мы твои загадки? Тогда показывай свой сюрприз.

Баба Яга: Ну, хорошо, хорошо … так и быть – вот мой сюрприз (в руках небольшой таз с водой – ковш и веточка ели): Снегу маленько я растопила. Кто этой водицей окропится, тот от недугов исцелится (брызгает на детей).  Вот, оказывается, зачем нужна бала эта веточка, а ты помело, помело!

Баба Яга: Ух, сто лет так не плясала, не веселилась. А знаете, что есть такая примета, кто в Новогодние праздники чихнет – тот здорово год проживет! Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе, а? Три-четыре: «Апчхи!»

Баба Яга: Дай вам Бог здоровья!

Дед Мороз:  весь год будем здоровыми, весёлыми, а теперь давайте пощедруем и мы с вами.

Хозяин и хозяйка, с праздником!
Наделите, одарите щедровщиков!
С амбару решетом или с печи пирогом!
Кто подаст пирога – тому двор живота!
А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!
Кто не даст хлеба – уведем деда!
Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!
Хозяин с хозяйкой, слезайте с печки, зажигайте свечки.
Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.

Литература как средство патриотического воспитания

Автор: Феденко Татьяна Петровна

«Уроки литературы как средство патриотического воспитания»

 

Аннотация

 Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

   Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании подрастающего поколения обладает художественная литература.

 

Ключевые слова: литература, воспитание, Родина, патриотизм.

       Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.

      Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у него ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

   Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

    Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит как от мастерства  педагога, так и родителей.

   Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа произведений такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы в размышление о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

    Одним из основных направлений патриотического воспитания является привитие любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.

    В. Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

   Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

  Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

   В литературе для среднего звена очень много произведений воспитывающих в детях милосердие, отзывчивость и гуманность: Ф.М. Достоевский « Мальчик у Христа на елке», В.В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям», И.С. Куприн « Белый пудель», «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. и др. Беседуя над произведениями, обсуждая поступки героев, дети учатся понимать мир, отличать ложь от истины, добро от зла, прекрасное от безобразного.

  В старших классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине, произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» — возвышенное и трагическое в поэзии; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбу мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

 В художественной литературе XX века находим отражение всех сторон русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве А. Твардовского, М. Шолохова, А. Платонова, В. Гроссмана и многих других писателей.

  Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.

Произведения о Человеке на войне, правде о нем, о  жестоких реалиях и романтике в описании войны дают богатый материал для воспитания патриотических чувств учащихся, формируют у них гражданскую позицию.

На примере величия народного подвига литература воспитывает у поколения, не знавшего войны,  уважение к своей Родине, к  народу-победителю.

  Возможно, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература — литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта.

         Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование.

             Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.

      Применение ИКТ — технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, — это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

         Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению у них собственной нравственной и гражданской позиции, учaстию в деятельности пaтриотической нaпрaвленности.

«Учaт cлова, но увлекают примеры»

 Уроки литературы призваны формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

    Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и значение уроков   литературы в этом плане  переоценить невозможно.

 

Использованная литература:

1. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности

формируются на уроках литературы // Учит. газ. — 1997

2. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной

работе. Под ред. М. А. — М.: Просвещение, 1985

3. Система работы по изучению современной литературы в 8-10

классах. Москва «Просвещение», 1985 год

4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания

граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005 — №6. — С. 59-63

5. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской

педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика.– 2007 — №1 — С. 93

Программа работы с одаренными детьми.

Автор: Гориславская Людмила Юрьевна

Программа работы с одарёнными детьми  разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

Использование цифрового микроскопа и модульной системы экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования исследовательских навыков обучающихся.

Автор: Линник Татьяна Ивановна

Использование цифрового микроскопа и модульной системы экспериментов  на уроках  и во внеурочной деятельности как средство 
 формирования исследовательских навыков обучающихся.