Автор: Смирнова Валентина Петровна
Детские игры — незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу», — считал А.С. Макаренко.
Автор: Смирнова Валентина Петровна
Детские игры — незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу», — считал А.С. Макаренко.
Автор: Чехова Елена Геннадьевна
методическая разработка Елены Геннадьевны Чеховой на тему «Музыкально-образное мышление как фактор формирования певческой интонации у учащихся первого (подготовительного) класса детской музыкальной школы».
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора данной темы:
За последнее время почти каждая музыкальная школа организует подготовительные группы. В них входят дети шести-семи лет, не имеющие никакой музыкальной подготовки. Поскольку такие школы призваны дать начальное музыкальное образование всем желающим, в них нередко принимаются дети со средними и даже слабыми данными. Освоение программы первого класса для таких детей слишком трудно, они нуждаются в раскрытии и развитии своих скромных музыкальных данных.
Анализ педагогической практики по данной теме исследования позволил нам сформулировать следующее противоречие: между способностью учащихся подготовительной группы к музыкально-образному мышлению и недостаточной его реализацией при формировании у них певческой интонации на занятиях в детской музыкальной школе.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие методы и приемы способствуют проявлению музыкально-образного мышления как фактора формирования певческой интонации у учащихся подготовительной группы детской музыкальной школы.
Автор: Цыденова Светлана Павловна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Детское творчество — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свою деятельность в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. В настоящее время у родителей и детей очень часто нет общих занятий, увлечений и дел, отсутствуют семейные традиции, поэтому необходимо продолжать знакомить родителей с приёмами и методами совместной деятельности.
Автор: Толстикова Оксана Владимировна
Тема урока:
«Городецкая роспись»
Класс: 5
Цель:
выполнить узор в традициях городецкой
росписи (петушок)
Задачи урока:
1. Познакомиться с произведениями и
историей развития Городецкой росписи, с
мотивами, основными этапами.
2. Формировать практические умения и
навыки рисования декоративных элементов Городецкой росписи. Учить детей
составлять композицию.
3. Развивать познавательную активность
обучающихся, творческую фантазию, художественный вкус.
4. Воспитывать интерес к искусству Городецких
мастеров, уважение к творческому наследию.
Оборудование:
Для
учителя: компьютер, образцы
городецкой росписи, презентация.
Для
учащихся: альбом,
кисти, баночка, гуашь, салфетки, раздаточные материалы и инструкции по
выполнению работ.
УУД
формируемые на уроке:
Предметные
УУД
·
формировать знания об истории городецкой росписи;
·
выполнять
фрагменты по мотивам городецкой росписи.
Личностные
УУД
·
формировать
ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;
·
воспитывать
уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
·
овладевать
различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Регулятивные
УУД
·
формулировать проблему и цель урока;
·
учиться
работать по предложенному учителем плану, инструкции;
·
учиться
отличать верно выполненное задание от неверного;
·
учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные
УУД
·
добывать
новые знания: находить ответы на вопросы;
·
перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате работы;
·
преобразовывать
информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов,
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные
УУД
·
уметь
слушать и понимать высказывания собеседников;
·
уметь
выражать своё мнение.
Ход урока.
Ребята, здравствуйте, садитесь (проверка готовности)
|
|
Слайд1 Хочу обратить ваше внимание на Слайд 2 Давайте из предложенных слов (На слайде: дымковская игрушка, | Дети
Из предложенных ДЕКОРАТИВНЫЙ
|
Народные Какими? | Слайд1 Дымковская,
|
Слайд3 Сегодня мы с вами продолжим это знакомство. Давайте разгадаем ребус, попробуем отгадать название ещё
| Городецкая роспись |
Слайд4 Как Вы | Ответы |
Слайд5 Давайте (гиперссылка на видео — на гербе) | Дети |
Ребята, | Да. |
Слайд 6 Какие | Прялки, игрушки, посуда, мебель. Из дерева |
Слайд 7 Как вы | Формулируют выполнить узор в традициях Городецкой росписи (загадка)
|
Слайд 8 Отгадайте загадку: Хвост узорами, Сапоги со шпорами. Песни распевает — Время считает. Как вы | Петух.
Символ |
Слайд9 К какому | Животная |
Слайд 10 Обратите |
Записывают домашнее задание |
Слайд 11
Узнав | Изучают |
Слайд 12 В итоге | Дети |
Во время | Дети читают |
Первые | |
Завершение работы и оценивание. Посмотрите Посмотрите Я поставлю |
Самооценка |
А сейчас, давайте ответим на вопросы по Удалась ли Слайд 13. Посмотрим, Кроссворд 1. Как 2. Это 3. Наиболее 4. Как 5. Как 6. Этот 7. Один 8. Основной 9. Этот |
Отвечают
Отвечают |
Есть на Волге
город древний,
По названью –
Городец.
Славиться по
всей России
Своей росписью,
творец.
Распускаются
букеты,
Ярко красками
горя,
Чудо – птицы там
порхают,
Будто в сказку
нас зовя.
Если взглянешь
на дощечки,
Ты увидишь
чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела
рука!
Городецкий конь
бежит,
Вся земля под
ним дрожит!
Птицы яркие
летают,
И кувшинки расцветают!
Спасибо за работу.
Автор: Толстикова Оксана Владимировна
Тема урока: «Городецкая роспись»
Класс: 5
Цель: выполнить узор в традициях городецкой росписи (петушок)
Задачи урока:
1. Познакомиться с произведениями и историей развития Городецкой росписи, с мотивами, основными этапами.
2. Формировать практические умения и навыки рисования декоративных элементов Городецкой росписи. Учить детей составлять композицию.
3. Развивать познавательную активность обучающихся, творческую фантазию, художественный вкус.
4. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, образцы городецкой росписи, презентация.
Для учащихся: альбом, кисти, баночка, гуашь, салфетки, раздаточные материалы и инструкции по выполнению работ.
УУД формируемые на уроке:
Предметные УУД
· формировать знания об истории городецкой росписи;
· выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.
Личностные УУД
· формировать ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;
· воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
· овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Регулятивные УУД
· формулировать проблему и цель урока;
· учиться работать по предложенному учителем плану, инструкции;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
· уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
· уметь выражать своё мнение.
Ход урока.
Ребята, здравствуйте, садитесь пожалуйста. (проверка готовности)
|
|
Слайд1 Хочу обратить ваше внимание на слайд. Вы видите ряд уже знакомых Вам изображений. Слайд 2 Давайте из предложенных слов попытаемся найти нужные для характеристики этих изображений. (На слайде: дымковская игрушка, матрёшка, гжельская роспись…, т.е. знакомый материал по ранее изученным темам. Слова: живопись, декоративный, пейзаж, промысел, портрет, народный) | Дети рассматривают изображения, находят знакомые им.
Из предложенных слов группируют и Получается сочетание ДЕКОРАТИВНЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.
|
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми вы уже знакомы. Какими? | Слайд1 Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, матрёшка, гжельская роспись, богородская игрушка…
|
Слайд3 Сегодня мы с вами продолжим это знакомство. Давайте разгадаем ребус, попробуем отгадать название ещё одного промысла — вид народной росписи.
| Городецкая роспись |
Слайд4 Как Вы думаете, почему такое название? | Ответы детей |
Слайд5 Давайте проверим, верно ли наше предположение? У нас есть видеофрагмент из самого Городца. Внимательно посмотрим что нам расскажут о городецкой росписи, какая она бывает и как выполняется. (гиперссылка на видео — на гербе) | Дети внимательно смотрят видео |
Ребята, верно ли наше предположение о названии росписи? | Да. |
Слайд 6 Какие предметы расписывают мастера Городца? Из чего они изготовлены? | Прялки, игрушки, посуда, мебель. Из дерева |
Слайд 7 Как вы думаете, какой цели мы должны сегодня достичь? | Формулируют цель выполнить узор в традициях Городецкой росписи (загадка)
|
Слайд 8 Отгадайте загадку: Хвост узорами, Сапоги со шпорами. Песни распевает — Время считает. Как вы думаете, почему петух? | Петух.
Символ Нового года |
Слайд9 К какому виду будет относиться наша композиция? | Животная |
Слайд 10 Обратите внимание, наиболее распространённый элемент городецкой росписи — гирлянда. После работы над росписью петушка, можно дополнить свою композицию, дорисовав гирлянду. Этот этап работы можно закончить уже дома. |
Записывают домашнее задание |
Слайд 11
Узнав новое о городецкой росписи и об обязательных этапах выполнения работы, по инструкционным картам, выданным мной, вы продолжите свою работу самостоятельно. Помните, что данный вид росписи выполняется свободным рисованием кистью, без предварительного эскиза карандашом. | Изучают этапы работы и самостоятельно работают. Учитель инструктирует дополнительно. |
Слайд 12 В итоге ваша работа может выглядет так. На слайде изображение петушка с гирляндой из городецких цветов. | Дети обращаются к цветному изображению в процессе своей работы. |
Во время работы учитель подходит к тем, кто нуждается в помощи и объяснении. | Дети читают инструкцию и следуя её этапам выполняют работу. |
Первые законченные работы с изображениями городецких петушков размещаются на доске с помощью магнитов. | |
Завершение работы и оценивание. Посмотрите на свои работы. Кто сегодня доволен своей работой полностью? Всё получилось и удалось. Посмотрите на работу своего соседа. Кто считает, что он справился лучше вас? Я поставлю Вам оценки, как только ваши работы подсохнут и некоторые ребята закончат рисовать гирлянды. Я видела сегодня ваше старание. Это тоже учтётся при выставлении оценки. |
Самооценка |
А сейчас, давайте ответим на вопросы по нашему уроку и подведём итог. Удалась ли наша работа на уроке? Достигли мы цели? Слайд 13. Посмотрим, что запомнили вы с урока, разгадав кроссворд Кроссворд 1. Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок) 2. Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь) 3. Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда) 4. Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка) 5. Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка) 6. Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан) 7. Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная) 8. Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый) 9. Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка). |
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы и разгадывают кроссворд. |
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Спасибо за работу.
Автор: ТРУБИНА МАРИНА ПЕТРОВНА
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Сценарий праздника «Старый Новый год».
Цель: доставить детям радость воспоминаний о прошедших новогодних праздниках, эстетическое наслаждение; дать возможность по — новому использовать знакомые навыки. Задачи:
ü воспитать чувство прекрасного, чувства товарищества, сопереживания;
ü закрепить навыки песенного, танцевального, игрового творчества, новогоднего репертуара;
ü развивать коммуникативную сферу детей и навыки музыкального исполнительства.
Персонажи: Ведущая, Баба Яга, Дед Мороз.
Дети входят в зал под новогоднюю песню.
Ведущий. Сегодня наша елочка пригласила снова всех в зал на старый новый год.
Нарядная, пушистая, зеленая, душистая,
Сверкает наша елочка, огнями вся горит.
Украшена игрушками шарами и хлопушками,
И каждая иголочка нам тихо говорит:
Голос ёлки: В лесу метели плещутся,
Под елью зайцы прячутся,
То волк мелькнет сторонкою,
То рыжая лисица,
А я для вас нарядная
Зеленая прохладная,
Люблю я песни звонкие,
И ваши голоса.
Очень много лет подряд
Ёлка радует ребят
Ваши папы, ваши мамы
Дедушки и бабушки,
Водили тоже хоровод,
Под старый новый год
От фонариков цветных
Светятся иголочки,
Так спойте песню про меня «В лесу родилась ёлочка»
Дети исполняют песню и танец «В лесу родилась ёлочка»
Ведущий.
Под Новый год случаются повсюду чудеса, И в нашем зале слышатся всех сказок голоса. Готовы к встрече с волшебством? (да) Тогда мы начинаем, И в сказку новогоднюю Мы с вами попадаем…
(свет гаснет)
Тише, тише — Наступил волшебный час. Вечерняя звезда зажглась, Лесная сказка началась.
Появляется баба яга.
Тай, тай, налетай, В игру со мною поиграй!
Я — Бабка Ежка, Костяная ножка! Буду вас развлекать, Буду с вами играть! Ой, ребятки не зевайте, Вы со мною поиграйте!
Проводится игра с бабой ягой «Бабка Ежка…»
Правила игры:Игроки располагаются в другом конце зала по сигналу дети подходят к избушке Бабы Яги и хором произносят текст:
Бабка Ёжка костяная ножка; С печки упала ногу сломала, А потом и говорит: «У меня нога болит» Пошла она на базар, Раздавила самовар, Пошла на улицу, раздавила курицу, Вышла на лужайку, испугала зайку.
После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей, прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.
Ведущий.
Чтоб яга не колдовала, Своих чар не навела. Нужно вам друзья сплясать, Свою удаль показать.
Хоровод «…»
Игра — эстафета «Снежки».
Баба-Яга.
Ах, карнавал, удивительный бал, Сколько друзей ты на праздник собрал! Пусть все смеются, танцуют, поют, Всех чудеса впереди еще ждут! А какие же чудеса без Деда Мороза? Давайте все дружно его позовем!
Дети: Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!
Звучит фонограмма «…».
Входит Дедушка Мороз и одет он весьма оригинально: на голове бандана, наушники, разговаривает по сотовому телефону.
Баба-Яга.
Дедушка Мороз! Ты ли это?
Дед Мороз.
Я! Я! Иду в ногу со временем! Вращаюсь в различных кругах, тусуюсь! Живу современно, легко и прикольно! (Глядя на елочку): Вау! Какой блеск!
Баба-Яга. Дедушка Мороз! Ты знаешь, куда ты пришел?
Д. М. На тусовку!
Баба-Яга.
На какую еще тусовку, что это за слова такие? Это же детский сад! И дети у нас воспитанные! Ты чему их учишь!
Дед Мороз.
Детский сад! Да что ж это я, старый удумал? Простите, дети, простите меня старика!
(За елкой надевает шапку, превращается в настоящего Деда Мороза)
Дед Мороз. С новым годом Старым Годом! Поздравляю всех детей! Дружно встанем в хоровод и споем про Новый год!
Хоровод «…»
Дед Мороз Встречаем пляской Новый год, Встречаем песней Новый год, А кто стишок про елку знает, Надеюсь, нам его прочтет?
Дети читают стихи
Баба-Яга.
А теперь Дед Мороз, Поиграй ты с нами. Попляши ты в кругу С нашими друзьями.
Игра «….»
Дед Мороз.
Ох, устал, устал, устал! Вон как весело плясал. Мне бы снежиночек сюда, Таю-таю, господа!
Баба-Яга.
Эй, снежиночки, скорей к нам сюда бегите! Дедушку Мороза вы быстро охладите!
Танец снежинок.
Дед Мороз: Ой, спасибо снежинки, спасли вы меня.
Дед Мороз: Эй, спешите все сюда! В гости Щедровочка пришла. Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться! Праздник этот самый длинный, Он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Баба Яга: От Рождества и до Крещенья, Приготовив угощенье, пели разные колядки, По дворам ходили в Святки.
Дед Мороз: А, еще в старину люди гадали. А давайте, и мы погадаем, под горшочки мы заглянем.
(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на столе стоят шесть горшочков.)
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек – что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают полотенце – рушник).
Дед Мороз: Полотенце! Далеко расстилается … ждет дорога дальняя, путешествие.
(Дети снова идут по кругу, проговаривают слова. Второй горшочек – с булкой).
Дед Мороз: Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток будет, благополучие.
(Дети берутся за руки и снова идут по кругу, проговаривают слова. В третьем горшочке – кольцо).
Дед Мороз: Колечко! Сейте муку, пеките пироги! Скоро гости будут, а к девицам – женихи!
(В четвертом горшке – лента).
Дед Мороз: Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента – к богатству, прибыли.
(В пятом горшке – пуговица)
Дед Мороз: Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью.
Дед Мороз: Всего один горшочек остался! …
Баба Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!
(Идут по кругу, проговаривают слова, Баба Яга достает из шестого горшочка веточку сосны).
Баба Яга: Что это? Растолкуйте!
Дед Мороз: Видно к новому помелу!
Баба Яга, огорченно, заглядывая в горшочек: А, что, колечка нет?
Дед Мороз: Так кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?
Баба Яга: Ах, так! Ах, вот вы как …! (Разгоняет всех детей помелом). Сейчас я буду хозяйкой. Попляшите вы у меня! Устрою вам экзамен, загадаю я вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Не отгадаете – не будет у вас никакого праздника! Ну, а если отгадаете, так и быть, сюрприз от меня получите!
ü Летом сидит, а зимой бежит. (коньки)
ü В гору деревяшка, а с горы – коняшка. (сани)
ü 12 братьев друг за другом идут, друг друга не обходят. (12 месяцев)
ü Шуба бела весь свет одела. (снег)
ü Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Дед Мороз: Ну, что, Баба Яга, справились мы с твоей задачей, отгадали мы твои загадки? Тогда показывай свой сюрприз.
Баба Яга: Ну, хорошо, хорошо … так и быть – вот мой сюрприз (в руках небольшой таз с водой – ковш и веточка ели): Снегу маленько я растопила. Кто этой водицей окропится, тот от недугов исцелится (брызгает на детей). Вот, оказывается, зачем нужна бала эта веточка, а ты помело, помело!
Баба Яга: Ух, сто лет так не плясала, не веселилась. А знаете, что есть такая примета, кто в Новогодние праздники чихнет – тот здорово год проживет! Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе, а? Три-четыре: «Апчхи!»
Баба Яга: Дай вам Бог здоровья!
Дед Мороз: весь год будем здоровыми, весёлыми, а теперь давайте пощедруем и мы с вами.
Хозяин и хозяйка, с праздником!
Наделите, одарите щедровщиков!
С амбару решетом или с печи пирогом!
Кто подаст пирога – тому двор живота!
А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!
Кто не даст хлеба – уведем деда!
Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!
Хозяин с хозяйкой, слезайте с печки, зажигайте свечки.
Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.
Автор: Феденко Татьяна Петровна
«Уроки литературы как средство патриотического воспитания»
Аннотация
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании подрастающего поколения обладает художественная литература.
Ключевые слова: литература, воспитание, Родина, патриотизм.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у него ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит как от мастерства педагога, так и родителей.
Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа произведений такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы в размышление о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.
Одним из основных направлений патриотического воспитания является привитие любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.
В. Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
В литературе для среднего звена очень много произведений воспитывающих в детях милосердие, отзывчивость и гуманность: Ф.М. Достоевский « Мальчик у Христа на елке», В.В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям», И.С. Куприн « Белый пудель», «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. и др. Беседуя над произведениями, обсуждая поступки героев, дети учатся понимать мир, отличать ложь от истины, добро от зла, прекрасное от безобразного.
В старших классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине, произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» — возвышенное и трагическое в поэзии; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбу мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.
В художественной литературе XX века находим отражение всех сторон русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве А. Твардовского, М. Шолохова, А. Платонова, В. Гроссмана и многих других писателей.
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.
Произведения о Человеке на войне, правде о нем, о жестоких реалиях и романтике в описании войны дают богатый материал для воспитания патриотических чувств учащихся, формируют у них гражданскую позицию.
На примере величия народного подвига литература воспитывает у поколения, не знавшего войны, уважение к своей Родине, к народу-победителю.
Возможно, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература — литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование.
Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.
Применение ИКТ — технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, — это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению у них собственной нравственной и гражданской позиции, учaстию в деятельности пaтриотической нaпрaвленности.
«Учaт cлова, но увлекают примеры»
Уроки литературы призваны формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и значение уроков литературы в этом плане переоценить невозможно.
Использованная литература:
1. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности
формируются на уроках литературы // Учит. газ. — 1997
2. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной
работе. Под ред. М. А. — М.: Просвещение, 1985
3. Система работы по изучению современной литературы в 8-10
классах. Москва «Просвещение», 1985 год
4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005 — №6. — С. 59-63
5. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской
педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика.– 2007 — №1 — С. 93
Автор: Гориславская Людмила Юрьевна
Программа работы с одарёнными детьми разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Автор: Хизриева Саида Султановна
Экология моей малой родины
Автор: Линник Татьяна Ивановна
Использование цифрового микроскопа и модульной системы экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности как средство
формирования исследовательских навыков обучающихся.