Городецкая роспись

Автор: Толстикова Оксана Владимировна

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цель: выполнить узор  в традициях городецкой росписи (петушок)

 Задачи урока: 

1.     Познакомиться с произведениями и историей развития Городецкой росписи, с  мотивами,  основными этапами.

2.     Формировать практические умения и навыки рисования декоративных элементов Городецкой росписи. Учить детей составлять композицию.

3.     Развивать познавательную активность обучающихся, творческую фантазию, художественный вкус.  

4.      Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. 

Оборудование:  

  Для учителя: компьютер, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисти, баночка, гуашь,  салфетки, раздаточные материалы и инструкции по выполнению работ.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

·         формировать знания об истории городецкой росписи;

·          выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

·         формировать ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;

·         воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

·         овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

·        формулировать проблему и цель урока;

·        учиться работать по предложенному учителем плану, инструкции;

·        учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

·        учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

·         уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

·         уметь выражать своё мнение.

Ход урока.

Ребята, здравствуйте, садитесь пожалуйста.

(проверка готовности)

 

 

Слайд1

Хочу обратить ваше внимание на слайд. Вы видите ряд уже знакомых Вам изображений.

Слайд 2

Давайте из предложенных слов попытаемся найти нужные для характеристики этих изображений.

(На слайде: дымковская игрушка, матрёшка, гжельская роспись…, т.е. знакомый материал по ранее изученным темам. Слова: живопись, декоративный, пейзаж, промысел, портрет, народный)

Дети рассматривают изображения, находят знакомые им.

 

 

Из предложенных слов группируют и Получается сочетание

 ДЕКОРАТИВНЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.

 

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми  вы уже знакомы.

Какими?

Слайд1

Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, матрёшка, гжельская роспись, богородская игрушка…

 

Слайд3

Сегодня мы с вами продолжим это знакомство.

Давайте разгадаем ребус, попробуем отгадать название ещё одного промысла — вид народной росписи.

 

 Городецкая роспись

Слайд4

Как Вы думаете, почему такое название?

Ответы детей

Слайд5

Давайте проверим, верно ли наше предположение? У нас есть видеофрагмент из самого Городца. Внимательно посмотрим что нам расскажут о городецкой росписи, какая она бывает и как выполняется.

(гиперссылка на видео — на гербе)

Дети внимательно смотрят видео

Ребята, верно ли наше предположение о названии росписи?

Да.

Слайд 6

Какие предметы расписывают мастера Городца? Из чего они изготовлены?

 Прялки, игрушки, посуда, мебель.

Из дерева

Слайд 7

Как вы думаете, какой цели мы должны сегодня достичь?

Формулируют цель

выполнить узор в традициях Городецкой росписи (загадка)

 

Слайд 8

Отгадайте загадку:

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает —

Время считает.

Как вы думаете, почему петух?

Петух.

 

 

 

Символ Нового года

 Слайд9

К какому виду будет относиться наша композиция?

Животная

Слайд 10

Обратите внимание, наиболее распространённый элемент городецкой росписи — гирлянда. После работы  над росписью петушка, можно дополнить свою композицию, дорисовав гирлянду. Этот этап работы можно закончить уже дома.

 

Записывают домашнее задание

Слайд 11

 

Узнав новое о городецкой росписи и об обязательных этапах выполнения работы, по инструкционным картам, выданным мной, вы продолжите свою работу самостоятельно. Помните, что данный вид росписи выполняется свободным рисованием кистью, без предварительного эскиза карандашом.

Изучают этапы работы и самостоятельно работают. Учитель инструктирует дополнительно.

Слайд 12

В итоге ваша работа может выглядет так. На слайде изображение петушка с гирляндой из городецких цветов.

Дети обращаются к цветному изображению в процессе своей работы.

Во время работы учитель подходит к тем, кто нуждается в помощи и объяснении.

Дети читают инструкцию и следуя её этапам выполняют работу.

Первые законченные работы с изображениями городецких петушков размещаются на доске с помощью магнитов.

Завершение работы и оценивание.

Посмотрите на свои работы. Кто сегодня доволен своей работой полностью? Всё получилось и удалось.

Посмотрите на работу своего соседа. Кто считает, что он справился лучше вас?

Я поставлю Вам оценки, как только ваши работы подсохнут и некоторые ребята закончат рисовать гирлянды. Я видела сегодня ваше старание. Это тоже учтётся при выставлении оценки.

 

Самооценка

А сейчас, давайте ответим на вопросы по нашему уроку и подведём итог.

Удалась ли наша работа на уроке? Достигли мы цели?

Слайд 13.

Посмотрим, что запомнили вы с урока, разгадав кроссворд

Кроссворд

1.     Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

2.     Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

3.     Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

4.     Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

5.     Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

6.     Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

7.     Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

8.     Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)

9.     Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

 

Отвечают на вопрос

 

 

Отвечают на вопросы и разгадывают кроссворд.

 

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

 

Спасибо за работу.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *