Автор: Нанаева Мукминат Абдул-Салемовна
Рубрика: Опубликованные материалы
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: Фомина Мария Алексеевна
У детей старшего дошкольного возраста можно воспитать потребность выполнять посильные трудовые обязанности и умения трудится сообща. На данном этапе продолжается ознакомление дошкольников с трудом взрослых на занятиях, экскурсиях, во время прогулок.
У старших дошкольников расширяется содержание хозяйственно – бытового труда. Особое внимание важно уделять воспитанию навыков организации коллективного труда. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудится, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее, не стеснятся просить помощи. (например, осмотреть группу(участок) и определить, что необходимо сделать – объединится по подгруппам, затем совместно с педагогом определить план работы. Каждой подгруппе воспитатель помогает наметить этапы работы, распределить обязанности). При такой форме организации труда каждый ребенок лучше осознает значимость своей работы и работы товарищей.
Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовольствие от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовые действия дети еще вносят элементы игры. Например, занимаясь работой по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик. Воспитатель должен поддерживать этот игровой настрой.
В работе с детьми надо чаще организовывать совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Подводя итоги работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.
Когда дети научатся трудится вместе, следует поручать им организовывать работу самостоятельно; для них должен стать привычным еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Педагог заранее обсуждает вместе с детьми, кто каким видом труда и в какой последовательности будет заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами. (Предварительные беседы)
У некоторых детей данного возраста пропадает интерес к бытовому труду. Чтобы этого не происходила, надо учить ребенка во всяком труде, даже если он скучный и неинтересный, вносить элементы творчества, используя пример тех детей, которые с любовью выполняют работу. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, как сегодня необычно, по-новому расставила Леночка игрушки на полке и т.д.
Ручной труд. Для детей старшего дошкольного возраста этот вид труда имеет особую значимость. Он становится абсолютно доступным для детей, они способны не только увидеть результаты небрежного обращения других детей с игрушками, книгами, но и самостоятельно исправить это. Этот вид труда способствует активному формированию различных ручных умений и навыков, необходимых ребенку в его повседневной жизни. Воспитатель может поручить детям отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать место для работы. В процессе деятельности побуждать к самостоятельности, проявлению терпения, аккуратности. В тоже время воспитатель учит детей замечать непорядок в своей одежде. Устранить эти неполадки педагог помогает ребенку индивидуально.
Пруд в природе. В процессе наблюдения за растениями и животными ребенок узнает, что их рост и развитие зависит не только от наличия объективных условий – солнечного света, влаги, тепла почвы (для растений) , но и от ухода.
Осенью можно провести наблюдение за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известь, окучивают землей молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей для того, чтобы защитить от грызунов. Осень – благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зиме.
Зимой нужно показать и рассказать детям, как ухаживают люди за домашними животными, организовать подкормку птиц. После метели, сильного снегопада воспитатель вместе с детьми расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, сметает снег с площадок для подкормки птиц.
Большой интерес у дошкольников вызывают наблюдения за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Воспитатель поясняет, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует лучшему их росту, формированию кроны. С весны детей можно привлекать к труду на огороде.
Летом детей знакомят с таким видом ухода за растениями, как полив, рыхления, прополка культурных растений от сорняков.
Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дошкольники получают представление о выращивании растений из семян, одновременно закрепляют их знания о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, влага, хорошая питательная земля и уход.
Труд в уголке природы. С начала учебного года дети выполняют поручения по уходу за растениями в уголке природы. Предварительно следует провести беседу о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития. Воспитатель учит дошкольников в процессе дежурств наблюдать за растениями, замечать какие изменения происходят с ними от сезона к сезону. Дети узнают, что в зимнее время растения отдыхают, их надо поливать реже, а с наступлением весны и летом многим растением требуется не только частый полив, но и опрыскивание. Ежедневно педагог вместе с детьми осматривает комнатные растения, чтобы не допустить появления вредителей и болезней.
ГБОУ СОШ с. Девлезеркино ФДО Лидер
Автор: Птачек Елена Викторовна
Занятие направлено на ознакомление с робототехникой через практическую деятельность средствам легоконструирования и программирования
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Автор: Шириянц Нонна Альбертовна
ГКОУ ККшкола — интернат ст. Платнировской
Автор: Бойко Елена Владимировна
Мероприятия: была направлена на пропаганду здорового образа жизни, развитие и формирование познавательного интереса к математическим знаниям среди учащихся школы.
Проводились конкурсы, в которых нужна физическая подготовленность, быстрота действий, математические знания и ум. Эстафета прошла очень активна.
Дидактическая игра «Ходилка безопасночти»
Автор: Ураимжанова Юлия Денисовна
учитель истории и обществознания
Автор: Савичева Вера Викторовна
Презентация к уроку МХК об особенностях культуры Китая
Искусство Древнего Китая.pptx
Картотека логопедических пятиминуток
Автор: Алтухова Анна Андреевна
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Автор: Иванова Ольга Геннадьевна
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения его как на уроках окружающего мира, краеведения, литературы, родного языка, технологии, так и во внеурочное время для привития интереса к изучению этнокультуры чувашского народа.
Родословная семьи в чувашской вышивке.docx
Логопед
Автор: Кафанова Каролина Андреевна
Новые подходы к коррекции дизартрических расстройств у больных ДЦП
Новые подходы к коррекции дизартрических расстройств у больных ДЦП.docx