учитель

Автор: Макарова Елена Андреевна
Автор данного материала Макарова Елена Андреевна учитель начальных классов. Данный материал предназначен для учителей начальных классов при проведении тематических классных часов.
Предложенный материал способствует формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.
Формирует потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу.
Развивает интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции.
Воспитывает ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим, эстетические, этические, познавательные.

классный час Моя семья — мое богатство.docx

Учитель начальных классов

Автор: Колесникова Надежда
Опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики и литературного чтения.
Опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников.docx

МБОУ «Гимназия №1»

Автор: Данилова Татьяна Мавлитовна
Данный тестовый материал может быть использован на уроке по проверке, оценке и коррекции знаний. Тестовый материал позволяет: быстро проверить усвоение материала учащимися; объективно оценить результаты работы; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания учащихся.
Проверочная работа по разделу Писатели — детям.docx

Активные методы и формы обучения русскому языку

Автор: Абдульменова Зульфира Закировна
Эта статья – описание приёмов и методов использования игры как способа развития орфографической зоркости и осознания системы понятий на уроках русского языка.
Успешно решать задачи по формированию навыка грамотного письма и развития речи можно, предложив учащимся комплексные задания, учитывающие и сферу общения, и речевую ситуацию. При таком подходе роль ученика не сводится к роли пассивного наблюдателя. Выполнение заданий требует от него умения одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать, постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой. Учащиеся работают в паре или коллективно, выходят к доске, ставят или убирают карточки со словами. Самое главное в данном виде работы – аргументированное объяснение своего действия. Поэтому так важно добиться от учащихся мотивированного, развёрнутого объяснения правильности своего решения.

активные методы.doc

Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

Автор: Черных Елена Кирилловна
Преемственность между детским садом и начальной школой в обучении математике
Преемственность в обучении.docx

Духовно — нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
деятельности

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек.»
Виссарион Белинский

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина.
Проблемы духовно-нравственного воспитания на данный момент относятся к самым острым и актуальным в социальном и педагогическом плане. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [2].
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Духовно-нравственного воспитание базируется на следующих принципах:
• воспитание на традициях
• принцип сотрудничества
• принцип целостности учебно-воспитательного процесса
• системно-организованный подход
• личностно-ориентированный подход
• принцип сохранения исторической памяти
Направления духовно-нравственного воспитания:
• военно-патриотическое
• художественно-эстетическое
• туристско-краеведческое
• спортивно-оздоровительное [1].
Внеурочная деятельность, под которой в рамках реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных о классно-урочных, выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она позволяет расширить кругозор, повысить уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников [3].
Задачи внеурочной деятельности:
• Формировать чувство любви к своей Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
• Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
• Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно — нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения на всех уроках(литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительногоискусства и др.), а также во внеурочной деятельности.
Какова же её роль в организации духовно – нравственного воспитания младших школьников?
Важная роль в выборе направления и форм внеурочной деятельности отводится учителю. Необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения детей, чтобы была возможность развивать его способности в самых разных направлениях. Внеурочная деятельность по разным направлениям духовно-нравственного воспитания может осуществляться как учителем начальных классов, так и учителем-предметником.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется по следующим направлениям:
Военно-патриотическое направление ориентировано на воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Это направление может реализовываться через программу «Я-гражданин России», целью которой является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентноспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Педагог организует встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные композиции, экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам, коллективные творческие дела, трудовые дела, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
С этой целью проводятся классные часы на данную тематику («День защитника Отечества», «Блокадный Ленинград», «Трагедия Беслана» и т.п.), каждый год классы участвуют в «Смотре строя и песни», приуроченному ко Дню защитника Отечества, организуются встречи с участниками СВО и Ветеранами боевых действий, участие в Акциях, сбор гуманитарной помощи, написание писем бойцам и т.п.
Художественно-эстетическое направление ориентировано на новое видение, понимание и осмысление мира вещей и предметов в повседневной жизни. Оно будит фантазию, подталкивает к активному творческому поиску и созиданию. Данное направление реализуется на таких занятиях во внеурочной деятельности, как: «Умелые ручки», «Волшебная кисточка», «Акварелька» и т.п.
При реализации этого направления используется привлечение учреждений дополнительного образования (ЦЭВД, Дворец Детского творчества).Также в каникулярное время на базе общеобразовательной школы организуются детские оздоровительные лагеря.
Туристско-краеведческое направление ориентировано на изучение истории, исторических и культурных памятников, народных традиций и обычаев, природы своего края. Это позволяет воспитывать чувство ответственности по отношению к природе, формирует бережное отношение к природе своего края. Для этого организуются заочные и очные экскурсии, проводятся тематические праздники, мастер — классы, конкурсы стихов, выставки рисунков.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Для этого педагог использует беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания и техники безопасности; деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, экскурсии.
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном»,занятия покоторому проводятся еженедельно, отлично помогает в решении задач духовно –нравственного воспитания младших школьников.
Несомненно, что курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), реализуемый в 4 классе начальной школы, играет ключевую роль в организации духовно –нравственного воспитания. Помимо изучения тем курса проводятся беседы и встречи со священнослужителями, экскурсии в храмы и монастыри, посещение Воскресных школ и церковных библиотек [4].
Важно привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности. Помощь в организации поездок, походов, экскурсий, участие в мероприятиях и тематических праздниках поможет родителям осознать ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. Таким образом, приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье. Учитель и родители своим примером должны показывать модель высоконравственного поведения. Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше [5].
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения.

Литература
1. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004. — 144с.
2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. — 35 с.
3. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение,2013. — 223 с

4. Сайт Общественной экспертной комиссии по вопросам содержания образования и
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Время и вера»:
http://www.verav.ru/
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1

СТАТЬЯ ПЕДАГОГ 13.docx