АГРЕССИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Автор: Солотова Наталья Алексеевна
АГРЕССИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Солотова Наталья Алексеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад 206 г. Хабаровск

Аннотация
В данной статье определена сущность понятия «агрессия», рассмотрены виды и формы проявления агрессии у детей дошкольного возраста, выявлены основные причины возникновения и признаки проявления агрессии в дошкольном возрасте, определены способы коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, нападение, причины, факторы, коррекция.

AGGRESSION IN PRESCHOOL AGE

Solotova Natalya Alekseevna
Municipal Autonomous preschool educational institution
Kindergarten 206 Khabarovsk

Abstract: This article defines the essence of the concept of «aggression», considers the types and forms of aggression in preschool children, identifies the main causes and signs of aggression in preschool age, and identifies ways to correct aggressive behavior in preschool children.
Keywords: aggression, aggressive behavior, attack, causes, factors, correction.

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. В дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, которые способствуют преодолению агрессии.
Существует несколько факторов возникновения агрессии у детей. Но, в первую очередь необходимо понять, что же такое «агрессия» или «агрессивное поведение».
Слово «агрессия» произошло от латинского «нападение». Это понятие характеризуется жестоким и эмоциональным отношением к оппоненту. Агрессивный человек готов нанести психологический или физический урон, не задумываясь о последствиях.
Также агрессией называют модель поведения (словесная или физическая), направленного на причинение вреда собеседнику. Обычно агрессивность проявляется как реакция на ситуацию, созданную кем-то иным. Человек злится на факт возникновения неких препятствий на пути к его цели. Он не углубляется в то, была ли эта ситуация спровоцирована намеренно или это произошло случайно.
Агрессия – это весьма сложная и разрушающая эмоция, несущая вред не только человеку, проявляющему ее, но и, конечно же, тем, на кого она направлена [7, c. 10].
Агрессивное поведение детей – это вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами).
В детской психологии агрессия — это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей [3, c. 65].
Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.
Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а так же негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками воспитания, она переходит в агрессивность как черту характера [1, c. 15].
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
— соматические заболевания, нарушение работы головного мозга;
— проблемы в отношениях внутри семьи: ссоры, конфликты между родителями, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;
— непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;
— равнодушие родителей к делам, интересам ребенка, его статусу, успешности;
— сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;
— отсутствие единства в воспитании, а так же его непоследовательность;
— неспособность ребенка контролировать свои поступки, низкая самооценка;
— недостаточное развитие интеллекта;
— высокая степень возбудимости;
— отсутствие способности строить отношения в социуме;
— жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.
Причины агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а так же когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.
Признаками агрессии у детей выступают:
— обзывание сверстников;
— отбирание игрушек;
— желание ударить другого сверстника;
— мстительность;
— отказ соблюдать правила;
— непризнание своих ошибок;
— вспышки гнева на действия окружающих;
— драчливость;
— замахивание на близких;
— плевки;
— щипание;
— употребление бранных слов [4, c.123].
Агрессия у детей может быть открытой и срытой.
Скрытая агрессия бывает у детей, родители которых подавляют ее, выбирая для этого неверные методы.
Так же современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:
— Импульсивную — аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.
— Инструментальная — хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели — покупке новой, более интересной игрушки для себя.
Также в психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети — более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные [7, c.93].
У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
— скандалы в семье;
— применение физической силы во время семейных ссор (драки);
— грубое, жестокое обращение с ребенком;
— привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
— просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах [5, c.195].
Таким образом, очень часто агрессивное поведение ребенка – это реакция на отсутствие внимания, и таким образом ребенок стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Ребенок быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому взрослые должны это учитывать и по максимуму общаться с ним, поддерживая позитивное общение.
К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то взрослым следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах проявляются признаки агрессии, обязательно поставить себя на место ребенка, подумать чего ему не хватает.
Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы — стимуляторы агрессии.
Далее необходимо научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.
В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.
Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, то дети:
— не умеют контролировать свое поведение;
— испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;
— имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;
— становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;
— теряют качество отношений с родителями [6, c.100].
Взрослые должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.
В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.
Коррекция приступов агрессии у детей осуществляется через игровые ситуации, разыгрывание игрушками ситуаций, приближенными к реальности. Как только приучите вести себя спокойно в игровой ситуации, ребенок сразу поменяет манеру общения с окружающими.
Способами коррекции агрессивности являются:
— предложить нарисовать свою злость, агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;
— битье подушки;
— счет до 10;
— переключение внимания на другое занятие;
— в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию ребенка;
— исключить запугивание и шантаж;
— стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;
— занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;
— специальная гимнастика, направленная на релаксацию для снятие напряжения;
— соблюдение витаминизированной диеты [2. c. 106.].
Таким образом, агрессия детей дошкольного возраста может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию. Воспитание ребенка должно включать единство требований взрослых и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером взрослые могут выработать поведенческие навыки у ребенка. Поступки и действия взрослых, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку. В семье, где ребенок видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов семьи, идет восприятие ее как нормы.

Список литературы

1. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. — 69 с.

статья.docx

Природоохранный социально образовательный проект «Приди на помощь».

Автор: Белоус Маргарита Ринатовна
Дети знакомятся с историей возникновения скворечника; учатся приходить на помощь нуждающимся в ней.
приди на помощь 2022.docx

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада по формированию элементарных математических представлений

Автор: Плетнева Любовь Николаевна
ЦЕЛЬ: формирование математических представлений у детей II младшей группы.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
• Закрепить понятия: один, много, ни одного, длинный, короткий, высокий, низкий.
• Цвет (красный, синий, зелёный, желтый), Форма (круг, квадрат, треугольник), Величина (большой, маленький, средний).

РАЗВИВАЮЩАЯ:
• Формировать внимание, мышление, воображение, память.
• Развивать слуховое восприятие.
• Развивать мелкую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
• Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
• Воспитывать аккуратность.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
• Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Чтение сказки «Маша и медведь».
• Дидактическая игра Цветочная поляна».

МАТЕРИАЛ: Конверт с письмом привязан на шарик, конверт с письмом и с геометрическими фигурами, дорожки из разноцветных геометрических фигур, художественное слово (физ. минутки, пальчиковая гимнастика), бусы для Маши, корзина с фруктами, атрибуты для леса (деревья, кусты, грибы, цветы), музыка (звуки леса, звук ветра,).

Конспект НОД по ФЭМП.doc

МАДОУ №1 «Сказка»

Автор: Каленченко Ирина Алексеевна
выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
12.7Проект Дорога к добру.docx

Проект по художественно-эстетическому развитию Аппликация «Пальчик мал, да удал»

Автор: Ибирова Рупияханум Аминовна
Цель проекта: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие; развитие творческих способностей, фантазии, воображения; помощь в проявлении художественных способностей в различных видах изобразительной деятельности.
Проект по ХУД-ЭСТ РАЗВ.АППЛИКАЦИЯ 2мл гр.docx

Воспитатель

Автор: Гаджиева Расана Вагиф кызы
Проект
по формированию культурно-гигиенических навыков
«Вот что мы умеем»
I младшая группа
Актуальность проекта:
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

проект 1 мл.гр.docx