Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Автор: Шкуренкова Кристина Александровна
В данной статье раскрываются условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Также рассматриваются основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.docx

Воспитатель

Автор: Кротова Татьяна Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
во второй группе раннего возраста

Тема: «Секреты бабушкиного сундучка»

Составила :
Кротова Татьяна Васильевна
воспитатель 1 кв. категории

г. Арзамас, 2024

Цель: расширять представления детей об устном народном творчестве (фольклоре),
Задачи:
1. Формировать элементарное представление об устном народном творчестве.
2. Формировать знания о народной культуре, традициях.
3. Расширять представления о народных игрушках.
4. Активизировать словарь детей глаголами, обозначающими действия; определениями.
5. Согласовывать действия с речью
6. Побуждать к ответу на вопросы взрослого (бабушки) фразами.

Способы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово, чтение детьми потешек, пальчиковая гимнастика, загадывание загадок, танец «Матрешки», рассматривание филимоновских игрушек, рефлексия: давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях? Что вам больше понравилось?
Средства: Кукла «Би-ба-бо» — бабушка ( по возможности, в роли бабушки может выступить взрослый). Игрушки: матрешка, неваляшка, филимоновкая игрушка – петух, сундучок. Музыкальное сопровождение: «Матрешки» (слова Л. Некрасовой, музыка Ю. Слонова) .
Предварительная работа: разучивание потешек, отгадывание загадок, рассматривание народных игрушек, игры с матрешкой, неваляшкой, разучивание песни и танца, пальчиковые игры.

Ход непосредственно-образовательной деятельности
Орг. момент:сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь на пороге бабушка Лукерья с сундучком
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости? Тогда убирайте игрушки и ко мне подходите.
Основная часть.
Дети: Здравствуй, бабушка!
Воспитатель: Проходи, бабушка, садись. Ребята, а давайте расскажем и покажем бабушке потешки о ней.
Дети читают потешки (остальные — делают пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом)
Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.
Бабушка: Какие детки, молодцы! А я вам принесла вот этот сундучок (показывает), а в нем загадки, послушайте:
Никогда не спит бедняжка
Наша кукла …
(Достает неваляшку)
Почему же ее так называли? Это веселая и добрая игрушка, а еще она сильная: ее кладешь, а она встает.
Воспитатель: А давайте мы ее порадуем веселой потешкой, заодно разомнемся.
Физкульминутка
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбивал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)
(Неваляшка качается, нравится ей)
Бабушка: Ай, да молодцы, ей понравилось. Разгадайте другую загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
Молодцы! Угадали! Это матрешка! А вот и она!
(достает из сундучка)
Воспитатель: Бабушка, а мы знаем песенку и танец про Матрешку:
Дети исполняют танец «Матрешки» слова Л. Некрасовой, музыка Ю. Слонова 1. Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.

2. В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.

3. Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки.
Бабушка: Как мне понравилось, молодцы!
Ну и последняя загадка:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?
Бабушка: Верно, детки, это петушок! Но петушок не обычный, а расписной.
(достает из сундучка филимоновкую игрушку — петушка)
Воспитатель: Бабушка, какой красивый петушок! А откуда же он к нам прилетел?
Бабушка:Он из села Филимоново. Он необычный , весь расписной, узорчатый..
Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длинноваты.
Петушки, и, поросята.
Медвежата и козлята.
Бабушка: Детки, а вы знаете, из чего такие игрушки делают?
Да, они из глины, они хрупкие, тяжелые. На них нужно смотреть глазками, любоваться, погладить пальчиками осторожно. (Бабушка подходит с петушком к детям)
Бабушка: Пора мне домой возвращаться. Все игрушки я вам оставлю, берегите их, не бросайте, не роняйте. А как поиграете, убирайте на место: ведь каждая игрушка любит свое место.
До свидания!
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях? Что вам больше понравилось? Помните, что сказала вам бабушка об игрушках? Только давайте вспомним с какими игрушками мы сегодня встретились? Неваляшка, матрешка, филимоновкий петушок). Чем мы встречали бабушку и игрушек? (потешками и танцем). Мне очень понравилось, как вы встретили бабушку, а сейчас можно поиграть с игрушками по очереди.
Список литературы

1. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварелии : метод. пособие для воспитателей и родителей / Г. Г. Григорьева. — М. : Просвещение, 2006. — 111 с
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Авторы-составители: О.П. Власенко, Т.В. Ковригина и др. – Волгоград: «Учитель», 2015.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

В гостях у бабушки лкреньи.doc

«Здоровый образ жизни. Воспитание в семье»

Автор: Анна Николаевна Онучина
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни
Здоровье детей.docx

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисованию) в I младшей группе Тема: «Одуванчики»

Автор: Долгова Наталья Владимировна, Сомова Валентина Павловна
Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисованию)
в I младшей группе
Тема: «Одуванчики»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:
1. Продолжать формировать умение детей рисовать гуашью способом «примакивания», используя штамп (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
2. Закреплять представления о солнце, о цветке одуванчике; знания цветов — жёлтый, зелёный, формы — круглая (образовательная область «Познавательное развитие»)
3. Продолжать развивать понимание речи, активизировать словарь – «солнышко», «лучистое», «одуванчик», «бабочка» (образовательная область «Речевое развитие»)
4. Развивать зрительное восприятие, внимание, любознательность (образовательная область «Познавательное развитие»)
5. Развивать стремление к эмоциональному отклику на отдельные эстетические свойства и качества предметов (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
6. Воспитывать интерес к рисованию (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
5. Побуждать детей совместно, согласованно выполнять двигательные упражнения (образовательная область «Физическое развитие»)
6. Воспитывать доброжелательные отношения детей в процессе совместной деятельности (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»)

Материалы и оборудование: демонстрационный материал – тарелка с молоком и ватным диском с краской жёлтого цвета, макет одуванчика в траве, бабочка из цветной бумаги на палочке; раздаточный материал: ½ листа бумаги с изображением стебельков одуванчиков, штампы из воздушных шариков, салфетки, маленькие бумажные бабочки — на каждого ребёнка, гуашь жёлтого цвета.

Ход:
Здравствуйте ребята! Я красавица Весна, я тепло вам принесла и весеннее солнышко! Посмотрите, на моей ладошке маленькое солнышко — яркое, жёлтое, круглое, тёплое. Какое солнышко? (дети повторяют) Я – волшебница Весна, покажу вам чудеса! Сделаем из маленького солнышка большое. (опускает ватный диск в молоко)
Я пускаю теплый лучик,
К вам в оконное стекло,
Выплываю из — за тучек
И становиться тепло!!!
Посмотрите, ребята, солнышко было маленькое, а теперь какое становится наше солнышко? (Большое)
Какого цвета солнышко? (Жёлтое) Какой формы солнышко? (Круглое) Какое ещё солнышко? (тёплое, лучистое) Поздороваемся с солнышком:
Здравствуй, Солнышко!
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки – очень рады солнышку! (хлопают)
Солнышко пригрело, стало тепло. Кто это к нам летит? (воспитатель вносит бабочку).
Дети: Бабочка!
Воспитатель: Бабочка ищет полянку с цветами. Поможем бабочке найти цветы?
На полянку мы пойдём, цветы весенние найдём! (подходят к столу)
А вот и цветок! На что он похож? (на солнышко, на шарик) вы знаете, как он называется? Это – одуванчик, весенний цветок. Когда пригревает весеннее солнышко, распускается одуванчик. Одуванчик, как солнышко, какого он цвета? (жёлтый), какой по форме одуванчик? (круглый). Покажем в воздухе, какой он круглый (показывают руками, пальчиком). Одуванчик один, а бабочке надо много одуванчиков. Предлагаю вам нарисовать одуванчики для бабочки. Обратимся к солнышку, оно поможет нам!
Пальчиковая гимнастика:
Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд)
Дай нам, солнышко, тепла, (ритмично поворачивают их вверх – вниз)
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Поочередно ритмично стучат кулачками)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (хлопают в ладоши)
Присаживайтесь за стол. На ваших листах стебельки и листочки одуванчиков. Какого они цвета? Правильно, зелёного. А сейчас при помощи штампиков из воздушных шариков нарисуем одуванчики на стебельках. Возьмите штампики в правую руку, как я, все взяли? Посмотрю, молодцы! Опускаем штампики в краску жёлтого цвета, аккуратно примакиваем его к зелёному стебельку, отпускаем. Вот и расцвёл цветок! Какой цветок расцвёл? (одуванчик) Наберём краску на штампик и примакнём, ещё расцвёл цветок! Какая красивая полянка одуванчиков у нас получилась! Положите штампик аккуратно на тарелочку. У всех получились одуванчики! Полянка такая красивая, её заметили бабочки! Повеселимся вместе с бабочками!
Физминутка «Бабочки»
Дети выполняют танцевальные движения под музыку вместе с воспитателем.
Возьмите бабочек и посадите их на ваши цветочки (дети берут у воспитателя бабочек и прикрепляют на свой лист бумаги).
Ребята, ваши одуванчики бабочкам очень понравились! Вот они как весело машут крылышками! И солнышко улыбается! А вам понравилось рисовать? Чем вы нарисовали одуванчики? (штампиками из воздушных шариков). Краской какого цвета вы рисовали одуванчики? (жёлтого) Одуванчики получились жёлтые, как маленькие солнышки! Пусть они нас радуют! А в следующий раз мы с вами нарисуем цветы другого цвета.

Конспект ОДУВАНЧИКИ.docx

Родительское собрание «Дошкольникам о правилах дорожного движения»

Автор: Иванова Светлана Васильевна
Целью родительского собрания на данную проблематику является организация совместной деятельности семьи и педагогов ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение компетентности родителей в вопросах правил дорожного движения и воспитания безопасного поведения детей.Задачами мы определили следующие положения.
1. Снова напомнить родителям, что соблюдение правил дорожного движения (далее – ПДД) – это приоритет для сохранения здоровья и жизни их детей.
2. Познакомить родителей с некоторыми для более эффективного усвоения ПДД совместно со своими детьми дома.
3. Развивать у родителей мотивацию на формирование самокультуры безопасного поведения на улицах и дорогах;
Родительское собрание начинается педагогом со скорбных слов: «Нет страшнее слов на свете: на дорогах гибнут дети…». Она напоминает, что важно не только безопасно вести себя в транспорте, на улице как пешеход, но формировать знания у дошкольников о правилах дорожного движения как гаранте безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Прежде всего, родителям нужно помнить, что задача полной безопасности своего ребёнка на дороге, к сожалению, принципиально нерешимa, потому что мы не можем предвидеть будущие опасности. Поэтому нужно быть как можно более бдительным к своей и детской безопасности. Дети растут, растут на дороге и потенциальные опасности.
Необходимо с малых лет учить детей ориентироваться в дорожной ситуации, быть осмотрительным, дисциплинированным, осторожными на улице, а родителям – не совершать самую большую ошибку– «со мной можно». Если Вы бежите сс ребенком на красный, то в большинстве случаев, оставшись один, он сделает это также. Не нарушайте правила родители – Вы – образец поведения для своих детей.
Изучение правил дорожного движения в ДОО происходит на занятиях по социально-коммуникативному развитию в игровых ситуациях. Темой ПДД опосредованно охватываются и все остальные виды занятий. Дошкольники учатся пространственной ориентировке, педагог моделируют похожие реальные ситуации на дороге, вместе с детьми проигрывают их.
На этом собрании мы хотим дать важные рекомендации родителям по обучению дошкольников ПДД.
Чтобы Ваш ребенок не создал или не попал в опасную ситуацию на дорогах, мы его должны научить наблюдать за дорогой; верно анализировать и оценивать дорожную обстановку во всей ее постоянной изменчивости; внимательно смотреть и слушать, предвидеть, уметь избежать опасность; наблюдать за дорогой. Необходимо с самого раннего возраста учить детей наблюдать и ориентироваться, не забывая, что главный способ формирования умений навыков любого поведения – это подражание взрослым, родителям.
Переходя дорогу с ребенком, не спешите, идите размеренным шагом. Обращайте его внимание на проезжающий или внезапно откуда-то выехавший транспорт машину, особенно издалека.
Учите детей оценивать примерную скорость и предвосхищать будущее направление движение машины, например, куда она повернет.
До навыка доведите привычку осматривать проезжую часть в обоих направлениях прежде, чем сойти с тротуара. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне дороги находится родной дом, друзья, знакомые или когда дошкольник переходит дорогу вместе с другими детьми – отвлекаясь на них, легко не заметить машину.
Еще одна опасность — стоящая машина. Ведь увидев приближающийся автомобиль, ребенок уступит ему дорогу. Неподвижная машина – обманщица: может заслонять собой едущую либо может помешать вовремя заметить другую опасность. Поэтому запрещено выходить на дорогу из-за стоящих машин. Можно осторожно выглянуть из-за него, увидеть, что опасности нет, и тогда переходить улицу. Совет, Вам родители, просто понаблюдайте вместе с детьми за припаркованными на краю проезжей части автомобилями и обязательно увидите, что из-за стоящей машины в какой-то момент неожиданно проезжает другая.
Нельзя обходить стоящий троллейбус или автобус ни спереди, ни сзади! Как его ни обходи, стоящий автобус закрывает участок дороги, по которому в любой момент может мчаться автомобиль. К тому же, люди около остановок суетятся, спешат и забывают о безопасности. Необходимо подождать, пока автобус отъедет.
Даже около светофора можно встретить опасность! Дети рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Отнюдь. После зеленого сигнала для водителей на пешеходный переход может «вылететь» автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов — нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
Прочные умения и навыки правильного соблюдения ПДД у дошкольников формируются исключительно ежедневной и систематической тренировкой. Каждую прогулку со своими детьми, поездку по насущным делам, наблюдайте вместе с ними за транспортом, анализируйте наблюдаемые дорожные ситуации, обращайте внимание на опасные сюжеты.
В заключение отметим, «закон» улиц и дорог – строг, поэтому они и называется «Правила дорожного движения». И мы искренне надеемся, что данным жизненно важным правилам мы обучим наших детей вместе.

Литература
1. Глебова Л.Г. Ребенок и правила дорожного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-rebenok-i-pravila-dorozhnogo-dvizheniya-3816534.html (дата обращения 24.08.2023)
2. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Яковлева Л.А. Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1 (43). С. 119-133.

Иванова ПДД (1).docx

Нод для публикации «Насекомые»

Автор: Гизаева Саида Сайпудиновна
Тема: «Насекомые» конспект занятия по развитию речи в младшей группе.
Цель: закрепить знания детей о насекомых; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать бережное отношение ко всему живому; активизировать речь.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций о насекомых;
-беседа с детьми о признаках времен года, рассматривание репродукции картины с изображением весны;
-наблюдение во время прогулок.
Словарная работа: шмель, вспорхнули, насекомые, цветочная пыльца, жужжат.
Оборудование: фланелеграф, картинки с признаками весны, пенек, муляжи насекомых, трава, цветы, улей, норка, блоки Дьеныша.

нод для публикации Насекомые.docx