Самообразование как условие профессионального роста педагога

Автор: Грехова Ольга Валерьевна

Самообразование
как условие профессионального
роста педагога

Содержание

Введение

3

1. Суть самообразования

4

1.1. Профессиональный рост в контексте самообразования

5

1.2. Направления и формы самообразования

6

1.3. Составляющие процесса самообразования

9

1.4. Продуктивность и результат процесса самообразования

10

2. Организация процесса самообразования

11

2.1. План самообразования учителя

12

Заключение

13

Список литературы

14

Введение

Учитель живет до тех пор, пока он учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру, и одним из её компонентов является самообразовательная работа педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

1. Суть самообразования

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.

1.1. Профессиональный рост в контексте самообразования

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р. Фуллера выделяется три стадии: стадия «выживания»— на первом году работы в школе, стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций — 2-5лет работы, и стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ- это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.

Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане — переживания и самоотчет одного индивида, — так и во внешнем плане — как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения.

1.2. Направления и формы самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• профессиональное (предмет преподавания);

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

• правовое;

• эстетическое (гуманитарное);

• историческое;

• иностранные языки;

• политическое;

• информационно-компьютерные технологии;

• охрана здоровья;

• интересы и хобби;

• …

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, так как нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
Недостатки:

нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:

чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, то есть их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию включает в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный не только пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог, а также для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Так создается персональная медиасреда педагога, которая позволяет учителю самому делиться своими наработками, предоставлять свои материалы для других, тем самым помогая педагогу становиться значимым в жизни других учителей. В этом выражается не только профессиональное, но и духовное, личностное развитие педагога.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
1.3. Составляющие процесса самообразования учителя

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач,

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий,

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематических экскурсий по предмету

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

• …

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

1.4. Продуктивность и результат процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

2. Организация процесса самообразования

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают тему для самообразования и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысла пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы, взятые из планов методических объединений одной, случайно выбранной школы. В школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый год работают по выбранным направлениям. Итак, темы:

• Дифференцированное обучение немецкому языку

• Система блочного тестирования на уроках математики

• Работа с одаренными детьми

• Интегрированные уроки литературы и истории

• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики

• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории

• Игровые моменты на уроках математики

• Развитие культуры речи на уроках литературы

• Интерактивные методики в начальной школе

• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии

• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»

• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах

• Опережающее обучение

• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах

• ….

Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

2.1. План самообразования учителя

Творческий потенциал и способности педагогов позволяют составить индивидуальный план самообразования для каждого учителя. Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов — творческий план самообразования. Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.

1. Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы. Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.

2. Диагностико-прогностический этап. На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.

3. Организационно-практический этап. Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов.

4. Коррекционно-обобщающий этап. Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов.

5. Итоговый этап. Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Заключение

Итак, педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог— это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам.
samoobrazovanie_kak_uslovie_professionalnogo_rosta_pedagoga.docx

Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства

Автор: Александрова Нина Андреевна
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Александрова Нина Андреевна.docx

Современная семья и ее роль в воспитании, социализации детей

Автор: Алексеева Елена Викторовна
одростковый возраст является наиболее сензитивным в отношении становления личности как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только экономической функцией, но и изменением своих эмоционально-психологических функций. В течение последних десятилетий отношения родителей и детей становятся все более эмоционально-психологическими, т.е. определяются привязанностью друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Семья играет большую социализирующую роль в воспитании ребенка, обеспечивает умственное, физическое и эмоциональное развитие, а также влияет на отношение подростков к учебе и определяет ее успешность. Важнейшей характеристикой семейного воспитания подростка является его манера, система приемов и характер взаимодействия старших с младшими.

Взаимосвязь самооценок и экспертных оценок показателей эмоциональности членов одной семьи можно объяснить тем, что, во-первых, критерии оценок показателей эмоциональности у всех членов семьи имеют сходство; во-вторых, члены семьи хорошо знают друг друга; в-третьих, стремлением к объективной оценке и, наконец, позитивной мотивацией на исследование.

Все сказанное соответствует требованиям, предъявляемым к экспертам, что свидетельствует о том, что, в основном, все члены семьи при оценке эмоциональности друг друга могут выступать экспертами, что позволяет в дальнейшем опираться на представления подростков о собственной эмоциональности и эмоциональности родителей.
Роль современной семьи в социализации подростков.docx