РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Пожидаева Анна Викторовна
Основная задача дошкольного воспитания — всестороннее и гармоническое
развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Музыкальное воспитание —
целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального
искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического
отношения к жизни. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе
музыкальной деятельности: слушания-восприятия, исполнительства (пения,
музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах),
творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о
музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах и приемах
исполнительства). Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью
всестороннего развития личности ребенка. Гуманизация образования предполагает
большое внимание к развития творческих способностей ребенка, лучших его
личностных качеств. Это в большой степени касается и музыкального воспитания
школьников. Важно уже в младшем школьном возрасте дать детям яркие музыкальные
впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным
навыкам. Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. И
исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях.
Сведения о музыке также даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие
обогащает все музыкальные проявления детей. Но, и все виды музыкальной
деятельности могут служить средствами его развития. Понимая проблему развития
музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего
занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда
музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся
характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать,
выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные умения
и навыки пойдут на пользу музыкальному развитию. В обращении к проблеме
элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить
музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребенка,
развитию его художественных способностей, увлеченности музыкой, потребности к
активному общению с ней. Развитие этих направлений особенно актуально в нынешних
социокультурных условиях. Перспективные инновационные технологии связаны с
адаптацией достижений элементарного музицирования к музыкально-педагогической
системе Д.Б. Кабалевского — концепции широкого методологического характера. Так,
система музыкального воспитания К. Орфа соотносится с детским музыкально-
поэтическим фольклором. Активно-творческое преобразование художественного
материала, в качестве которого выступает речь, движение, импровизация ребенка,
носит синкретический характер. Коллективные формы работы строятся по законам
музыкально-эстетической импровизационной игры, становятся звеньями единой музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования
включаются в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения
музыкального произведения в неразрывном триединстве сочинения — исполнения —
слушания, они выполняют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывают
личностно заинтересованное отношение детей к музыке. Современный подход к
обновлению музыкального образования, связанного с развитием восприятия музыки
детьми, со всей очевидностью требует ориентации музыкального руководителя на
специфику предмета искусства и отбор методов, адекватных природе музыки и природе
ребенка. Это означает обращение к интонационной сущности музыкального искусства
и предполагает рассмотрение проблемы восприятия в соотношении естественных основ
музыки и ее художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального
и логического. Перед проведением данных занятий должна быть проведена
подготовительная работа: подбор музыкального репертуара, разучивание танцевальных
движений, разучивание песен, подготовка необходимого оборудования. Для
реализации поставленной цели занятий, в соответствии с подобранным музыкальным
материалом мы определили методы развития музыкального восприятия детей
младшего школьного возраста: слушание-восприятие, музыкальные движения,
пластическое интонирование, хоровое пение, элементарное музицирование на детских
музыкальных инструментах. Данные методы применялись на занятиях во взаимосвязи
друг с другом. Выбор для слушания, пластического интонирования, пения,
инструментального исполнения разнообразных по содержанию музыкальных
произведений (например, «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка») дает
возможность развития эмоциональной сферы, способности чувствовать, переживать,
расширяет и обогащает представления детей о мире. Давая установку на слушание-
восприятие, мы оставляем детям возможность для проявления своих впечатлений,
ощущений, не сковываем свободы их воображения и высказывания. Важно, что в
процессе слушания-восприятия не вычленяются отдельные элементы музыкального
языка, внимание детей сосредоточивается на художественном образе, что способствует
глубокому погружению в музыку, постепенно формирует цельность восприятия.
Развитие музыкального восприятия происходит в процессе активной творческой
деятельности детей, ненавязчиво направляемой воспитателем. Воспитание и развитие
ребенка требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Очень важно
в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого
ребенка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе,
который помогает осуществить контроль за индивидуальным развитием детей,
отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании. Центральное
место в музыкальном воспитании занимает развитие музыкального восприятия. В этом
сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который,
учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его
деятельность. На таких занятиях ребенок охотно поет, танцует, музицирует и делает это
выразительно и правильно. Применяемые комплексно, на основе активного
взаимодействия взрослого и ребенка в процессе музыкальной деятельности методы
способствуют эффективному развитию музыкального восприятия детей старшего
дошкольного возраста. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Антропоцентрические науки-на проверку.pdf

Самообразование — необходимая составляющая профессиональной деятельности музыкального руководителя.

Автор: Мракина Елена Владимировна
Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством.
Стать профессионалом — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и дошкольников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового.
Актуальность самообразования для педагога обусловлена тем, что при ежедневной подготовке к занятиям и различным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией.

Самообразование.docx

«Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок».

Автор: Ломова Елена Николаевна
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок».

«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.

Цель: Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А. Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи

Задачи:
— побуждать у детей интерес к сказкам;
— создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В.А.Сухомлинского, К.И. Чуковского);
— способствовать формированию представления о доброте и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
— развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.;
— помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Самообразование русские ноардные сказки.doc

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Автор: Фихтер Ольга Валериевна
В статье рассматривается наставничество как технология, направленная на профессиональное становление будущего учителя. Актуализируется значимость подготовки будущего учителя, способного обеспечить новое качество образования (достижение обучающимися функциональной грамотности, универсальных учебных действий). Описаны стадии профессионального становления будущего учителя и современная практика наставничества, организованная на профессионально-образовательных и предметно-методических площадках.
Статья по теме наставничества.docx

«Нейропсихология эмоций: ключи к развитию эмоционального интеллекта»

Автор: Каримова Аделина Азаматовна
Тема нейропсихологической диагностики и коррекции весьма актуальна в нашем обществе. В своей работе мы сталкиваемся очень часто с детьми, нуждающимися в особом подходе. И здесь нам очень помогают знания из нейропсихологии, так как многие проблемы развития можно решить в дошкольном возрасте именно с помощью нейропсихологических методов. Но мы сталкиваемся не только с проблемами в развитии когнитивных процессов, но и с эмоциональными нарушениями, которые обусловлены особенностями психики ребенка или состоянием его здоровья.

Если нейропсихология когнитивных процессов и развития психических функций хорошо изучена и отлично себя зарекомендовала, то нейропсихология эмоций, а тем более детская нейропсихология эмоций, находится только в начале своего развития. Поэтому сегодня я предлагаю немного окунуться в данную тему, хочу поделиться своим опытом работы и приглашаю к обсуждению данной проблемы, поскольку в моей работе вопрос о коррекции эмоциональной сферы стоит очень и очень остро.

2. Понятие об эмоциях.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Нейропсихология эмоций исходит из того понятия, что эмоции являются также продуктом психической деятельности человека.

Нейропсихология эмоций ключи к развитию эмоционального интеллекта.docx

музыкальный руководитель

Автор: Наталья Юрьевна Бодруг
Для того, чтобы не исчезла русская душа в ребенке, нужно с детьми водить хороводы, петь русские народные песни, танцевать народные пляски, играть в любимые народные игры, знакомиться игрой на русских народных инструментах. И кто как не мы, педагоги можем приобщить дошкольников к русскому фольклору, к народному искусству. Ведь использование музыкальных фольклорных произведений в разных видах музыкальной деятельности всегда обогащает и облагораживает.

МОЯ РЕЧЬ.docx