Автор: Наталия Александровна Волкова
Специальные сенсорные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ
Буклет Использование элементов сенсорной интеграции на логопедических занятиях.docx
Категории конференций: «Развитие детей дошкольного возраста»
Автор: Половинкина Татьяна Николаевна
Дошкольный период — время активного познания окружающего мира, изучения своей личности, общения со сверстниками и взрослыми. Дети стремятся освоить новые навыки, развить самостоятельность. Порой родители озадачены вопросами о том, как лучше помочь малышу развиваться, как поддержать его в этот значимый период. В этой статье мы собрали основную информацию об особенностях развития дошкольников, которая поможет ответить на эти и другие вопросы родителей.
особенности развития детей
Особенности развития детей
Дошкольный период — время интенсивного \»созревания\» ребенка. Он словно губка впитывает в себя окружающую информацию, которая формирует его личность, поведение, интеллектуальные способности. Параллельно происходит созревание высших психических функций: внимание, мышление, память, речь, логика.
Зачем развивать детей, ведь они и так активны и любознательны в этом возрасте? Конечно, дети могут самостоятельно, без поддержки взрослых, освоить необходимые для жизни навыки. Однако, при организации комплексного и гармоничного развития закладывается крепкий фундамент, чтобы дети в дальнейшем раскрывали свои таланты, совершенствовали навыки, обучались легко и с удовольствием.
Начните заниматься прямо сейчас!
Мышление
Мозг дошкольников чрезвычайно податлив и подвижен. Для формирования навыка мышления и анализа информации дошкольнику необходимо ставить перед собой новые задачи, усложнять и совершенствовать уже полученные навыки. Выделяют факторы, влияющие на развитие мышления дошкольников:
— богатая социальная среда даёт дошкольнику видеть разные модели поведения;
— адекватные физические нагрузки способствуют освоению навыка саморегуляции и концентрации внимания;
— гармоничное сенсорное развитие влияет на способность быстрее анализировать информацию.
логика и мышление для детей 4-5 лет
Память и внимание
Память и внимание начинают формироваться с момента рождения. Малыши запоминают собственные движения и вкус любимых продуктов, концентрируются на мамином голосе и выделяют любимую игрушку среди других, узнают своё имя и находят тактильно приятные предметы — всё это и создаёт базу для дальнейшего обучения ребенка. Формирование памяти и внимания в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
— у детей до 3 лет память носит непроизвольный характер: дети запоминают только то, что их привлекает (яркие образы, события);
— с 3 лет ребята начинают запоминать необходимую информацию — память приобретает произвольную форму.
Доказано, что дети активнее вовлекаются в процесс, проявляют большую внимательность в деятельности, которая им нравится, а также связана с любимыми персонажами или игрушками.
развитие памяти у дошкольников
В основе развития памяти и внимания лежат несколько значимых принципов:
Повторяемость. Регулярное повторение — основа для формирования навыка и обучения.
Эмоциональные переживания. Дети долго помнят как первый хоровод у ёлки, так и неприятную процедуру в кабинете врача.
Длительность. Дошкольники, в силу возраста, не способны концентрироваться на одном занятии длительное время, поэтому необходима периодическая смена деятельности.
Объем информации. Малыш первого года жизни запомнит одну игрушку, а в 4 года уже сможет удерживать внимание на 5-6 объектах.
Игра. В процессе игры ребенок получает положительные эмоции, что создает благоприятные условия для обучения.
Уровень развития памяти и внимания напрямую влияет на способность ребенка к обучению. Существует множество упражнений и заданий для детей, которые улучшают запоминание информации, развивают концентрацию внимания. Например, обычные прятки с игрушками или заучивание стихов, запоминание чисел (день рождения, номер дома и т.д.) и разгадывание загадок.
игры на развитие внимания и памяти для детей
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Развитие познавательной деятельности связано с любознательностью детей. Наша задача подхватить интерес ребенка: включиться в игру, задавать вопросы, искренне радоваться, закрепляя тем самым позитивные эмоции малыша. Развивающая среда может быть ограничена только полётом вашей фантазии и возможностями, ведь мир такой интересный и неизвестный. Дети учатся и развиваются непрерывно: и на детской площадке, и в дороге, дома и на прогулке.
дидактические игры для детей
Особенности психоэмоционального развития дошкольников
В возрасте трёх лет ребёнок активно изучает себя и окружающий мир, в нём просыпается любопытство и жажда знаний. Ребёнок постепенно отделяется от родителей и ощущает потребность в самостоятельности, в поиске своего \»Я\». Дети осознают, что могут влиять на принятие решений взрослых, и с ними считаются.
Период начиная с трёх лет — это отличная возможность показать ребёнку различные формы поведения, взаимодействия с разными людьми, и реагирования на события, развивать его эмоциональный и социальный интеллект, и помочь войти в окружающий мир. Здесь нам на помощь приходит сюжетно-ролевая игра, как инструмент выработки навыков социального взаимодействия с другими людьми, возможность попробовать различные модели поведения и реагирования на ситуации. Ребёнок начинает вспоминать прошлое, осознавать себя в настоящем и уже знает о существовании будущего.
В возрасте от 3 до 6 лет происходит личностное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Маленький человек начинает всё активнее осознавать себя и своё место в окружающем мире. Он уже дает первые собственные оценки своему, а также чужому поведению.
развитие дошкольников
Физическое развитие
Физическая активность играет ключевую роль в развитии дошкольников и напрямую влияет на их благополучие. Регулярные игры и упражнения помогают формировать здоровые привычки и укреплять организм малышей. На физическую активность дошкольников должно приходиться 50-60% от периода бодрствования, это уменьшает риск переутомления ребёнка на протяжении дня.
Дети, занимающиеся физической активностью, часто проявляют большую уверенность в себе, более коммуникабельны. Умеренные физические нагрузки тесно связаны с эмоциональным интеллектом, саморегуляцией, настроением. Активные занятия улучшают координацию и равновесие, совершенствуют моторику.
Важно предлагать детям разнообразные формы физической активности: игры на свежем воздухе, спортивные занятия, танцы, ходьбу, бег и ежедневную зарядку. Необходимо поддерживать интерес ребенка к движению, организовывать совместные прогулки, игры — создавать положительный опыт. Такой подход содействует формированию здорового образа жизни с самого раннего возраста.
физическое развитие дошкольников
Игровые методы развития детей
Основной вид деятельности дошкольников — игра. В игре формируются важнейшие навыки, социальный и эмоциональный интеллект. Игровой формат занятий способствует познанию себя и других, формированию креативного мышления, воображения и логики. Игровая методика — это мощнейший инструмент для развития всех психических и физических функций у дошкольников.
Игра — «репетиция» реальной жизни, можно сколько угодно раз ошибаться и пробовать новые варианты. Через свободу игры дети могут обыграть свои страхи, радости, печали, мысли, попробовать себя в новом амплуа и различных профессиях, вырабатываются новые модели поведения и решения различных ситуаций. Развивающие упражнения для детей 3-7 лет лучше всего проводить в игровой и подвижной форме, так как внимание в этом возрасте достаточно нестабильное, занятие не должно длиться продолжительное время и без возможности двигаться.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Математика
Чтение
Окружающий мир
Логика
Английский язык
Дидактические игры
Дидактические игры — набор учебно-игровых материалов, которые помогают учиться и познавать мир вокруг себя. Обучение проходит в игровом и активном формате с использованием прикладного материала. В дидактических играх есть правила, порядок действий, поощрения и структура занятий. Играя, дошкольники тренируют умение преодолевать препятствия. Пазлы, лото, игры-ходилки, конструкторы — всё это примеры дидактических игр. Такие задания доступны как в формате онлайн, так и для занятий в детском саду, дома.
игры на развитие мышления и логики
Сюжетно-ролевые игры
В формате сюжетно — ролевой игры ребята обыгрывают свои чувства, эмоции, жизненные ситуации, пробуют себя в профессиях. Дети получают опыт работы в команде, учатся делиться, сотрудничать. Эти социальные навыки являются фундаментом для успешного общения в будущем. В игре дети развивают самооценку, воображение, принимают нестандартные решения, учатся логически мыслить, закладывают основы эмоционального интеллекта.
Виды сюжетно-ролевых игр :
— имитация профессий (доктор, продавец, парикмахер, рыцарь, космонавт и т.д.)
— проигрывание ситуаций (поход в общественные места, игра в семью, путешествие)
— игра с прикладным материалом (игрушки, предметы быта, палочки, листочки, песок и т.д.)
— игра в театр-представление с участием любимых персонажей сказок, мультфильмов или выдуманных героев.
игры для детей
Подвижные игры
Развивающие упражнения для детей 3 — 7 лет лучше всего проводить в игровой и подвижной форме, так как внимание в этом возрасте достаточно нестабильное, то и занятие не должно длиться продолжительное время и в статичном формате. Игры, в которых присутствует движение, положительно влияют на общее физическое, эмоциональное и социальное развитие малыша. Подвижные игры не только забавное занятие, но и мощный инструмент для формирования здоровых привычек.
Прежде всего, эти игры способствуют развитию моторики. Когда ребенок бегает, катается на велосипеде или занимается другими активными действиями, формируются не только крупные, но и мелкие моторные навыки. Игры с мячом способствуют развитию логики, быстроты реакции, и осознанному вниманию. Прыжки и умение проходить препятствия развивают концентрацию, равновесие, способствуют саморегуляции.
Подвижные игры оказывают положительное влияние не только на физическую подготовку малыша, но и благотворно влияют на его эмоциональное состояние. Во время активных забав они освобождают энергию, избавляются от стресса и напряжения. Когда дети играют вместе, они учатся сотрудничеству и взаимопомощи, формируются социальные навыки. Коллективные игры способствуют появлению командного духа, учитывая интересы друг друга и приобретая опыт взаимодействия в группе.
подвижные игры для детей
Компьютерные игры
Компьютерные игры могут быть замечательным инструментом в образовании малышей. Не переживайте, речь идет не о тех, где бьются герои и падают кучи виртуальных кирпичей. Мы говорим об образовательных играх для дошкольников. На нашем сайте дети вместе с любознательным Айкьюшей и милыми куколками изучают буквы и цифры, учатся читать и считать, развивают логику, тренируют память и внимание, расширяют кругозор. Есть множество креативных игр, которые помогут вашему малышу раскрыть свой творческий потенциал. Рисование, создание музыки, даже простые приложения для создания сказок — все это может развивать фантазию и творческий взгляд на мир.
Важно помнить, что все хорошо в меру. Дети до 4 лет должны проводить за компьютером или планшетом не больше 10 минут. 5-6 летним детям рекомендуют пользоваться гаджетами не более 20-25 минут в день. Компьютерные игры не должны заменять другие виды обучения и развлечений. Подбирайте приложения, учитывая их образовательный потенциал, и играйте вместе с ребенком.
развивающие компьютерные игры для дошкольников
Всестороннее развитие в игровой форме в этом возрасте и физическая активность помогут заложить отличный фундамент для комфортного и интересного обучения.
Чудо-коробочка
Автор: Любовь Андреевна Иванова
В настоящее время внимание к вопросам развития речи у детей становится все более актуальным. Особую роль в этом процессе играют логопедические занятия, которые помогают детям развивать связную и грамматически правильную речь, обогащать словарный запас и развивать коммуникативные навыки. Одним из эффективных инструментов в логопедической практике являются игры и разнообразные дидактические материалы.
Данная методическая разработка представляет собой логопедическую \»чудо-коробочку\» на тему: «Домашние животные и птицы». Этот интерактивный ресурс не только привлекает внимание детей, но и способствует активному участию в процессе обучения, что делает занятия более увлекательными и результативными. Использование \»чудо-коробочки\» позволяет создавать игровые ситуации, в которых дети могут развивать навыки звукопроизношения, словесного обогащения и грамматического оформления речи.
Методическая_разработка_Чудо_коробочка_Иванова_Л_А_ (1).docx
«Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»
Автор: Егорова Елена Сергеевна
Воспитатель
Автор: Смирнова Светлана Валерьевна
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.
Речевое развитие.docx
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Автор: Нуруллова Венера Васыловна
учитель
Автор: Екатерина Александровна Долинина
Развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов является важной задачей начального образования, поскольку эти навыки играют ключевую роль в успешной социализации ребенка и его учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети начинают активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной среде, что требует от них умения правильно выражать свои мысли, понимать и уважать мнения других, работать в группе. Формирование коммуникативных навыков способствует не только успешному обучению, но и гармоничному развитию личности ребенка, его готовности к решению конфликтных ситуаций и конструктивному общению.
Н1.191 Развитие коммуникативных навыков.doc
Танец, как средство выявления личностных особенностей детей дошкольного возраста
Автор: Платонова Марина Алексеевна
Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещение концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на 19 время актером, творчески осмысливающим происходящее.
Документ Microsoft Word.docx
Развитие межполушарного взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Шаймухаметова Эльвира Ильгизовна
Причина этой проблемы в особенности строения мозга, а так же в несформированности у них межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к обучению и учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста» (2).docx
Методы формирования дружелюбного отношения и толерантности у дошкольников
Автор: Филатова Оксана Владимировна
Формирование у дошкольников дружелюбного отношения и толерантности — важная задача, которая помогает детям научиться уважать окружающих, проявлять терпимость и находить общие интересы. Дошкольный возраст — это начальный этап социализации, когда дети начинают активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Именно в этот период можно заложить основы дружелюбного поведения и научить детей уважать различия. Важно, чтобы процесс воспитания толерантности был естественным, интересным и проходил через игру и повседневное общение.
Методы формирования.docx