МБДОУ детский сад «Золотой ключик»

Автор: Альбина Васильевна Зарипова
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.
статья.docx

Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания

Автор: Багдасарьян Лилиана Ромовна
Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания посредствам индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
В соответствии с программой модернизации образования, для эффективного выполнения жизненных задач и полноценной актуализации жизненных планов, учащимся необходимы оптимально развитые интеллектуальные функции. Уроки истории и обществознания позволяют развивать гуманистические свойства личности, социальную компетентность учащихся в рамках педагогического процесса с использованием принципов индивидуализации и дифференцированного подхода к познавательной деятельности учащихся.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в развитии познавательного интереса к истории.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Самостоятельная работа – как средство формирования познавательной активности.
Самостоятельное выполнение задания для развития познавательной деятельности – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – в моей деятельности достаточно трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому, если начинаю проверять как обычно самостоятельную работу, то вижу, что те, кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически выслушивают, переписывают, пересказывают уже готовые ответы. Организуя, таким образом, проверку, в какой-то мере помогаю ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге возможно образование в классе группы, которая из урока в урок полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает воспринимать готовый результат. Что бы научить работать самостоятельно, использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Особым видом самостоятельной работы считаю решение исторических задач и познавательных заданий. Как правило, это задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать толчок дальнейшей работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем. В своей деятельности данные задания применяю и для организации обсуждений, дискуссий, причём в большинстве своём они не предполагают однозначных ответов, Многие задания ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса, своё мнение в оценке событий, явлений, исторических деятелей. Это так же помогает задействовать все категории учащихся, т.к. подготовить и озвучить собственное мнение может практически каждый школьник, и не обязательно оно будет неправильным. Стараюсь, чтобы задания опирались не только на уровень учебника, но и на документальные материалы, фрагменты философских и публицистических произведений.
При изучении этапа Великой Отечественной войны в 9 классах, использую задания подобного типа:
Пример 1
Что же всё-таки, по вашему мнению, остановило операцию «Тайфун»? По оценке М.Мессершидта, под Москвой вермахт « поставили на край катастрофы противник, пространство и климат». Представляется ли вам она верной? Объясните своё мнение.
Для конкретизации данного ответа советую прочитать повесть В.Быкова «Дожить до рассвета», где с большой художественной силой воссозданы события зимы 1941г.
Знакомство с данным художественным произведением поможет ученикам правильно не только ответить на поставленный вопрос, но и правильно относиться в дальнейшем к мнениям историков Запада, что «победу под Москвой одержали только русские морозы».
Пример 2
В ходе изучения эпизода блокады Ленинграда, можно поставить следующее задание:
В блокадном Ленинграде О.Берггольц написала следующие строки:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
Понятен ли вам смысл того, что хотела донести до людей поэтесса? Но, может быть, эмоции не в ладу с разумом? Разве возможна свобода в осаждённом городе и счастье среди голода и грязи?
При положительном ответе учащиеся отмечают, что счастьем в окружённом, голодном, замерзающем городе, являлось чувство героизма, мужество каждого жителя сделать всё, чтобы не сдать город врагу, взаимопомощь людей и т.д.
Можно привести пример опроса среди людей, переживших блокаду: многие из них отвечали, что ничего не хотели бы изменить в своей судьбе.
Пример 3
В августе 1941г. бывший нарком обороны маршал Ворошилов в один из напряжённых моментов лично повёл красноармейцев в атаку, Отдадим ему должное и всё же задумаемся: что это – проявление храбрости или отчаяния?
На данный вопрос практически каждое мнение может быть верным.
В ходе изучения материала по истории России в 6 – 7кл. считаю уместными вопросы, требующие дополнительной подготовки либо ответов на них в ходе выполнения домашнего задания. Пример:
• Кто из вас мог бы встретить своего тёзку в Новгороде?
• Почему в Киеве было мало хазар и много варягов?
• Кто и как правил в Киеве, когда Ольга ездила в Византию?
• Почему Владимир не крестился сразу, как только взял власть в Киеве?
Подобные задания подталкивают школьников к дискуссии, при подготовке к которой они обязательно будут обращаться к дополнительной и художественной литературе, расширяя тем самым свои познавательные возможности.
Создание альтернативных ситуаций в процессе формирования познавательной активности учащихся.
В ходе своей деятельности замечаю, что некоторые учащиеся оказываются не готовы к альтернативному мышлению, либо боятся самостоятельного анализа различных исторических и политических фактов. Их сознание ограничивается уровнем обыденных оценок и суждений.
Для формирования исторического сознания школьников в своей учебной деятельности использую на уроках методику «альтернативных ситуаций». На уроке данные ситуации уместно создавать по двум направлениям:
— раскрытие альтернатив, возникающих в ходе исторического процесса;
— анализ различных оценок событий, явлений прошлого, деятельности партий, исторических личностей в научной и художественной литературе;
Создавая на уроке проблемную ситуацию, стараюсь выполнять следующие условия:
1. способствование данной ситуации выработке у школьников научного подхода к историческому процессу;
2. ситуация должна содержать вероятные альтернативы, реально существовавшие в истории, при отборе второго варианта ситуации, следует отдать предпочтение оценкам прошлого;
3. альтернативы должны быть доступны для понимания и анализа школьниками;
4. работе с ситуациями данного типа нужно обучать поэтапно, постепенно увеличивая сложность и объёмность материала;
В ходе раскрытия альтернатив, возникающих в ходе исторического процесса, школьники из урока в урок учатся опираться на теоретические положения, высказываемые учёными. Постепенно их работа приходит к следующей памятке:
1. Сформулируй сущность каждого из предлагаемых путей, решений.
2. Выяви историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей.
3. Определи своё отношение к ним.
4. Объясни достоинства и недостатки избранного пути.
5. Покажи достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.
6. Оцени произошедший выбор.

Таблица методических приёмов и результативности самостоятельной работы учащихся
по развитию познавательной активности.

Учебные действия (умения) Понятия Формы мыследея-тельности Типы учебных задач Методические приемы Принципы обучения
Ориентация в информации текст, источник (документы, учебники, ста-тистика, видео-материалы и т.д.) понимание, интерпретация, проблематиза-ция чтение источников (прос-мотр), определение автор-ства, времени, места, постановка вопросов, сбор «мозаики» упражнения: «Три предложения», «Поиск», «Своя опора», «Исторический снежный ком», «Экспертиза», «Повторяем с контролем», «Восстанови последовательность», «Логическая цепочка». деятельности
Критика первоисточник, вторичный источник наблюдение, внешняя и внутренняя критика отличать возможное от не-возможного, выделять осно-вное в тексте, узнавать неле-пости в рассуждениях; выяс-нение причин, исторических условий создания упражнения: «Генераторы-критики», «Создай миф – развенчай миф», «Поиск альтернативы», «Найди ядро противоречия», «Аквариум», «Фома неверующий», «Атака мыслей» деятельности,
открытости
Историчес-кий анализ целое-часть, причина-следствие, последователь-ность, схематизация дедукция, креативность антиципация, поиск исход-ного противоречия, поиск существенного признака, разбор фактов и событий, выделение основного вопро-са источника, недопущение логически противоречащих утверждений Работа с источником по алгоритму, упражнения: «Расколи парадокс», «Сочини парадокс», «Тендер», «Вопрос к тексту», «Лови ошибку» вариативности,
творчества

Историчес-кий синтез аргументация, композиция, логика, взаимосвязь, единство рефлексия, вы-бор стратегии, обоснование, извлечение по-зитивного смы-сла, моделиро-вание, индук-ция участие в диспуте, ролевой игре, эссе, сочинение, исследование составление диахронистической таб-лицы, составление и работа с синхро-нистической таблицей, написание «Летописи» по проблеме, сочинение от имени…, упражнение «Архивариус», ПОПС – формула, выполнение коллажа, компьютерной презентации, «Да-нет-ка», «Пересечение тем». идеальности,
деятельности

статья.docx

воспитатель

Автор: Заичкина Дарья Александровна
Организация интерактивного дошкольного занятия будет гораздо более продуктивной, если все смогут поучаствовать в нем, каждый автор внесёт свой маленький вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из уст взрослых, но и своих сверстников, а это, в свою очередь, учит толерантности, порождает начальный интерес принятие чужой позиции и другого мнения.
Интерактивные методы.docx

Автор: Галимова Лейсан Флюровна
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности
интерактивное обучение.docx

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Короткова Ирина Николаевна
Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.
Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.
Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

статья.docx

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Карнаухова Татьяна Владиславовна
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.
статья.docx

« Интерактивные методы и приемы обучения учеников первых классов»

Автор: Юлдуз Минзуфаровна Валиева
Интерактивное обучение – это специальная форма реализации познавательной деятельности, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя с учеником, ученика с учителем и ученика с учеником. Цель такого обучения – создание комфортных условий обучения, при котором ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс. В своей работе я чаще всего используют такие методы интерактивного обучения, как «Работа в парах», «Работа в группах», « Микрофон», «Незаконченное предложение», « Мозговой штурм», «Анализ ситуаций», « Ролевые игры», « Займи позицию», «Ассоциативный куст», использование интерактивной доски, которые соответствуют возрастным особенностям младшего школьника.
ВЫС.docx