МАДОУ «ДСКВ № 35»

Автор: Светлана Евгеньевна Елисеева
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших воспитанников помимо нарушений языковых средств общения, отмечается незрелость психических процессов. То можно предположить, что такие дети испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.
Одним из таких методов для меня стал метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память, следовательно, развивать умственные способности дошкольников.
Метод наглядного моделирования активно применяем мной в коррекционно-образовательной деятельности по:
— развитию связной речи и коммуникативных навыков;
— развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
— развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.
Внедрение данного метода повлекло за собой обогащение и преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в логокабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
Разработанные мною дидактические игры и пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.
Так на занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы цепной организации предложений, придуманные мною на каждую лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как программирование внутреннего плана высказывания).
Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования. Эти пособия многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр. Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с грядки большую луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в маленькую корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и корешки».
Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт. Я )
Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).
Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и птиц». Оно многофункциональное, развивает и совершенствует навыки словоизменения и словообразования, позволяет отрабатывать навык словообразования и словоизменения, посредством образования притяжательных прилагательных. Которые чаще всего у наших воспитанников вызывают определенные трудности и аграмматизмы.
Игровые упражнения на согласование числительных с существительными: «Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»
Использую многофункциональные наглядные модели в системе речевых игр и упражнений для развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи. Представленые модели, можно вариативно использовать в играх «Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с использованием деревянной ритмической дорожки.
В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяем модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка.
Используем условные модели при дифференциации твердости-мягкости согласных звуков.
При определении позиции заданного звука в слове используем модели «Звуковой дельфинчик», «Звуковая рыбка». И отрабатываем полученные навыки с помощью разработанного мною пособия «Грамотейка», который представлен в виде индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.
Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования приемов наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к букве мы идем, песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю», в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.
В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие стены». Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме закреплять полученные навыки, посредством выполнения предложенных заданий (конверт с зашифрованными моделями заданиями от Веселого Грамотейки, тематические комплексные карты) при выполнении этих заданий дети организуют работу, как в парах, так и подгруппой.
Метод наглядного моделирования активно применяется нашими воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию. Тем самым проявляя творческую активность, самостоятельность и инициативность.
Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ТНР:
— мотивирует и вызывает интерес к деятельности;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
— учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;
— самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образоательной деятельности.doc