Литература. Тематические тесты на знание художественной литературы

Автор: Елена Викторовна Аникеева
Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным, и он применяется именно при итоговом контроле знаний и умений учащихся для определения, соответствует или нет уровень подготовки выпускника уровню требований, заданному в стандарте. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки многие педагоги считают тест.
Методикой тестового контроля я заинтересовалась с начала своей педагогической деятельности; и наряду с другими формами контроля знаний применяю тестовый.
Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках литературы, для меня послужили следующие факторы:
Во-первых, в связи с большим объёмом литературных текстов тестовая проверка позволяет:
1) более рационально использовать время урока;
2) охватить больший объем содержания;
3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
5) тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их;
6) контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;
7) во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;
8) тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся — заниматься, опережая группу с расширением знаний, а слабым — освоить обязательный минимум в приемлемом для них темпе;
9) правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность;
10) использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.
Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования. При этом опыт предыдущих лет показал, что учащиеся не всегда могут продемонстрировать свой уровень знаний из-за излишнего волнения. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.
Тесты обеспечивают мне возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне. Кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. И кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, то есть владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
В представленном сборнике даны тесты к литературным произведениям, предусмотренным программой для обязательного изучения в 10-11 классах.

Тематические тесты на знание худ-ого произведения.docx