ГБОУ Школа №629

Автор: Шувалова Марина Сергеевна
Тема: «Формы и методы работы над текстовыми задачами
как способ развития аналитического мышления»
Одна из основных задач обучения математике в начальной школе – формирование у учащихся общего умения решать задачи. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Общее умение решать задачи складывается из знаний о задачах и процессе решения задач (в частности, об этапах решения задач, о приемах, помогающих решению) и умений применять обобщенные приемы, помогающие решению к любой задаче.
Один из таких приемов – разбор задач: рассуждение от данных к вопросу, от вопроса к данным или смешанного вида, необходимость которого научить учеников самостоятельно пользоваться аналитическим и синтетическим способами рассуждения.
Огромное значение обучению умения рассуждать имеет разбор задачи с использованием графических схем, кратких записей, рисунков,
опор – перфокарт. Для этого важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Обучая детей умению анализировать задачу, первое время (в период, когда только вводится простая задача), я коллективно провожу следующую работу в классе: дети читают два раза задачу самостоятельно, затем вслух. Выделяем первую смысловую часть задачи, то есть, что говорится о первом данном, и ставим простым карандашом вертикальную черту. Затем читаем текст задачи дальше, выделяем вторую смысловую часть, то есть, что говорится о втором данном, и тоже ставим черту.
Основные слова – было, уехали, осталось.
С первых уроков обучения решению задач стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Для этого говорю, чтобы каждый из них представил, что это он катается с горки с друзьями, он едет в автобусе, он покупает линейку и карандаш и т.д. Мысленно увиденное, дети рассказывают или схематично зарисовывают. Рисунок лучше помогает понять текст задачи.
Например: «Было несколько цыплят, к ним прибежали еще цыплята. Сколько всего стало цыплят?

Основные слова – (выставляю три карточки)

Было Прибежали Стало

Продолжая беседу, задаю вопрос: «О чем спрашивается в задаче?»
Ставлю около слова стало знак вопроса.
Прошу ребят поставить знаки «+ , — , =» и обосновать, почему выбран тот или иной знак (прибежали, значит стало больше, ставим «+»)
Задаю вопросы: «Какое слово в задаче заменяет самое маленькое число? (Было, прибежали). Большое число? (Стало).
Затем слово прибежали заменяю словом убежали. Дети тут же догадываются, что « + » надо заменить на « — ». Обращаю внимание на то, что слово стало заменяем словом осталось.
Было — Убежали = Осталось
Наряду с этой работой учу детей составлять задачи обратные данным.
Осталось + Убежали = Было
Было — Осталось = Убежали
Такая работа способствует развитию мышления и устной речи, позволяет сформировать у каждого ученика полноценное умение решать такие задачи не за счет «натаскивания» на основе ранней типизации задач и большого числа их, а за счет разнообразной творческой деятельности каждого ученика.
Уделяю большое внимание разнообразным преобразованиям задач, сравнению задач:
— преобразование текстов, не являющихся задачами в задачи;
— изменение вопроса, условия, данных, чтобы действий в решении стало больше (меньше), чтобы задача стала не решаемой, чтобы появились лишние (недостающие) данные. Например: «Коля поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько карпов поймал Коля?» Такое задание покажет детям, что содержание каждой задачи надо внимательно прочитать, заставит их внимательнее относится к условию.
— изменение текста задачи, чтобы в её решении появилось обратное действие.
Постоянное использование всех этих аспектов работы с задачами дает хорошие результаты, способствует формированию умения решать задачи «не механически», учат устанавливать связь между данными и искомыми величинами, развивают аналитическое мышление.

работа над задачей.doc