Развитие умений и навыков представления младшими школьниками результатов проектной деятельности.

Автор: Кожина Вера Николаевна
Развитие умений и навыков представления младшими школьниками результатов проектной деятельности.

. Вашему вниманию предоставляется методическая работа на тему «Развитие умений и навыков представления младшими школьниками результатов проектной деятельности».
Актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью формирования умений публичного выступления у младших школьников и недостаточным использованием в практике дидактического потенциала при формировании данных умений проектной деятельности.
С определением «умения публичного выступления» вы можете ознакомиться на слайде.
Объект нашего исследования – процесс формирования умений публичного выступления у младших школьников.
Предмет исследования – проектная деятельность как средство формирования умений публичного выступления у младших школьников.
Целью работы является подбор, разработка и апробирование заданий для формирования умений публичного выступления младших школьников в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование умений публичного выступления у младших школьников будет проходить эффективнее, если в процессе проектной деятельности будут учитываться следующие условия:
– применение во внеурочной деятельности и на уроках разного вида заданий, упражнений на формирование умений публичного выступления младших школьников;
– создание стимулирующих ситуаций, которые будут побуждать школьников к формированию умений публичного выступления;
– применение во внеурочной деятельности и на уроках разного вида заданий, упражнений на предупреждение развития страха публичного выступления. С задачами исследованияи методами исследования можете ознакомиться на слайде.
Экспериментальное исследование проводилось на базе 2 класса. На констатирующем этапе исследования – проводились диагностики для выявления уровня сформированности умений публичного выступления учащихся. Методики, которые были применены, представленные на слайде.
На слайде приводятся критерии оценки эффективности, которые отражают сформированность умений публичного выступления.
Результаты опроса для выяснения причин страха публичных выступлений показали, что боятся выступать перед публикой. Среди основных причин своих страхов дети обозначили следующие: незнакомая и многочисленная публика , боязнь замечаний учителя и слушателей, , неуверенность в себе , незнание или плохое знание текста доклада.
Для изучения уровня сформированности умения строить речевое высказывание учащихся мы использовали методику «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А.Г. Лидерс
Для оценки поведения ребенка во время выступления была использована методика И.А. Петрова (табл.1). Где выявлялось владение основными нормами построения устного высказывания; умение интонационно оформить речь и установить контакт с аудиторией; умение уместно использовать невербальные средства.
По таблице 1видно, что показатели уровня сформированности умений публичного выступления в обеих группах практически одинаковы. Умения у большинства третьеклассников сформировано также на среднем уровне, который свидетельствует о недочетах при выступлении и о необходимости развивать данные умения.
Полученные результаты послужили основанием для проведения второго – формирующего – этапа эксперимента.
На формирующем этапе учащимся предлагалось выполнить проект, имеющий четкую структуру его защиты. Для работы по подготовке к презентации и защите своего проекта была организована работа в урочное и внеурочное время, где проводились специально подобранные и разработанные упражнения и приемы, способствующие формированию умений публичному .выступлению.
Раскроем часть из них, более подробно данные занятия представлены в самой работе: Занятие-тренинг «Свобода в себе»
Задания и приемы, направленные на устранение страха до и во время публичного выступления. Знакомство учащихся с эффективными способами саморегуляции; способствование повышению сопротивляемости стрессу с помощью дыхательной гимнастики и снятию мышечных зажимов.
На контрольном этапе задачами являлись проведение повторного исследования уровня сформированности умений публичного выступления учащихся, обработка результатов и формулирование выводов об эффективности организации проведенной работы.
После реализации занятий на формирующем этапе уровень сформированности умений публ.выст. значительно повысился, о чем говорит положительная динамикасформированностиданных умений у детей экспериментального класса.
А это значит, что в процессе проектной деятельности детей формирование умений публичного выступления будет проходить эффективнее, если есть применение разного вида заданий, упражнений на формирование умений публичного выступления младших школьниковна уроках;
создание стимулирующих ситуаций, которые будут побуждать школьников к формированию умений публичного выступления; применение во внеурочной деятельности и на уроках разного вида заданий, упражнений на предупреждение развития страха публичного выступления, что и подтверждает гипотезу исследования
Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Кожина ВН п. Хани.docx