РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Автор: Евдокия Ботулу
Ботулу Евдокия Алексеевна
студент ИНПО ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан

Научный руководитель — Лилия Халялаевна Тургинекова
старший преподаватель кафедры ИНПО ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Федеральный государственный стандарт начального общего образования призван обеспечить выполнение основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей младшего школьного возраста. В условиях современной школы творческие способности чаще всего развиваются лишь на специальных «уроках творчества», далеких от собственно мыслительных составляющих творческого мышления, что актуализирует проблему развития творческих способностей при изучении литературной сказки.
Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, «в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности» [1, с. 23].
Л. С. Выготский называет творчество «нормальным и постоянным спутником детского развития» [1, с. 26]. Творческая деятельность ребенка – это, прежде всего, познавательная деятельность, специфика которой проявляется в результатах творчества и процессах, способствующих созданию творческого продукта.
Следует отметить, что потребность в творческой самореализации оформляется в процессе школьного обучения. Согласно периодизации Д. Б. Эльконина в младшем школьном возрасте развитие высших психических функций и формирование личности в целом происходит под влиянием ведущей деятельности – учебной. В процессе учебной деятельности ребенок поэтапно овладевает познавательной деятельностью – от репродуктивной к частично-поисковой, а при целенаправленной организации обучения творческой. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний [2, с. 6-20].
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание – образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.
Преобразование – творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
Создание – творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.
Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
В. В. Давыдов, оценивая социально-психологическую природу детского творчества, указывает на субъективность новизны творческого продукта детей. Необходимо расчленять в творчестве «общественно-объективное новое» и «индивидуально–субъективное новое» (основания для такого расчленения имеются). «Конечно, для детей характерно «новое» второго вида, но вместе с тем оно имеет прямое отношение к личности. Прежде всего, в детском возрасте личность еще только формируется; в более или менее зрелой форме у ребенка она отсутствует. Но формируется и развивается именно «личность» человека посредством тех процессов, которые так или иначе связаны с творчеством, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах» [3, с. 144].
Остановимся на психологических механизмах творческой деятельности, раскрытых Я. А. Пономаревым. Я. А. Пономарёв в своих работах «Психология творчества» и «Психология творчества и педагогика» выделяет основные этапы «протекания» процесса творческой деятельности:
1 этап (сознательная работа): подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи;
2 этап (бессознательная работа): созревание – бессознательная работа над проблемой;
3 этап (переход бессознательного в сознательное): вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде.
4 этап (сознательная работа): развитие идеи, её окончательное оформление и проверка [4, с. 39-41].
Творческая деятельность признана обязательным компонентом системы начального литературного образования младших школьников. «В контексте литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, во-вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество».
Формой организации творческой деятельности на уроке литературного чтения является творческая работа. Вслед за М. Р. Львовым творческие работы можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, они предполагают творческую интерпретацию художественного текста, с другой стороны, собственное литературное творчество младших школьников [5, с. 128].
В соответствии с механизмами процесса творческой деятельности, раскрытыми в психологической теории Я. А. Пономарева, Л. Д. Мали выделяет некоторые наиболее общие этапы процесса организации творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Необходимым начальным этапом процесса организации творческой деятельности является особая подготовительная работа, в ходе которой происходит знакомство с текстом произведения, осмысление творческой задачи, выбор из текста того материала, который необходим для её решения, обдумывание содержания этого материала, его редактирование (если необходимо) с точки зрения творческого замысла). В это время происходит активное накопление и отбор материала для последующей творческой работы. Это этап воссоздания в воображении прочитанного, его творческое переосмысление, оформление в виде мысленного «плана», «проекта» новой художественной формы: иллюстрации, сцены, импровизации и др. [6, с. 40].
Чем богаче и полнее воображение ребёнка, тем ярче и конкретнее он сумеет представить содержание текста в новой форме, тем активнее он затем будет участвовать в выполнении творческой работы. С другой стороны, само участие в подобной деятельности в значительной степени способствует развитию воображения (воссоздающего и творческого). На этом этапе окончательно оформляется мотивация творческой деятельности детей.
Следующим этапом творческой деятельности при изучении литературной сказки будет словесное оформление возникшего представления. На этом этапе в ходе беседы происходит уточнение и конкретизация творческой идеи, её развитие. Обсуждаются детали, учащиеся соотносят образы, возникшие в воображении, с текстом. Возникает несколько вариантов выполнения работы и т. д.
В большинстве случаев творческие работы на уроке литературного чтения в окончательном виде – это словесные высказывания (рассказ о том, какую иллюстрацию можно нарисовать к произведению, или о том, какую музыку можно к нему написать, какой она будет по своему характеру, настроению, это может быть описание декораций действия, костюмов персонажей, интонации их речи, наконец, это может быть творческое пересказывание прочитанного). На этом этапе ребёнок проявляет все свои способности к речевой деятельности: умение раскрыть тему, подобрать языковые средства, адекватные данной речевой ситуации, умение выслушать уточнить, исправить что-либо в своей речи и т. д. Эти способности постоянно развиваются и совершенствуются. В самом общем виде опорное умение, которое необходимо применить на третьем этапе выполнения творческой работы, – это умение словесно оформить возникшее представление, свою будущую творческую работу.
На следующем, четвёртом этапе происходит окончательная доработка проекта, в ряде случаев исполнение работы: рисование картин красками, маслом, карандашом, разыгрывание сценки или целого спектакля.
И, наконец, в завершение всего необходимо проанализировать качество творческой работы. На этом этапе учащиеся возвращаются к первоначальному замыслу, соотносят его с полученным результатом, оценивают его в целом, отмечают наиболее удавшиеся моменты, указывают на недочёты, анализируют уровень исполнительского мастерства
Таким образом, понимая психологическую природу творческой деятельности, учитель может правильно организовать её на уроках литературного чтения, используя литературные сказки.

Библиографический список
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
2. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С.6-20.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
4. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.
5. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2010.
6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

статья Ботулу Е.А..docx