Распространение опыта «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольника»

Автор: Нюргуяна Федотовна Саввинова
«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?
Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).
В период с 3 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Доказано, что в этом возрасте мозг детей наиболее пластичен, поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период.
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое за логику.
Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой – левое. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.
Главными задачами ментальной арифметики являются:
— концентрация внимания
— развитие фотографической памяти
— развитие творческого мышления, логики, воображения
Ментальная арифметика охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.
Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «крабики», «пространственное рисование». Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей.
В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.
Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления и логики.
В своей практике я использую различные упражнения:
Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)

Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный ,черный», «Покажи и назови правильно»)
Тематическое годовое  планирование
с использованием  ментальной арифметики в образовательной деятельности.
Тема
1-2  Знакомство с ментальной арифметикой
3-4 Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»
5-6 Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.
7-8 Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.
9-10 Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.
11-12 Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9
13-14 Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах от 1 до 10.
15-16 Набор чисел от 1 до 10
17-18 Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 1 до 10
19-22 Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 1 до 10
23-24 Набор двузначных чисел от 1 до 10 на абакусе
25-28 Простое сложение. Примеры на простое сложение
29-32 Простое вычитание. Примеры простое вычитание
23-35 Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах от 1 до 10
36 Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание.
Постановка проблемы.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения  на развитие мышления, внимания, памяти, логики.
Работа с абакусом.
Работа  с использованием  ментальных карт, схем, интерактивных игр, тренажеров
Расслабление, релаксационные упражнения.
Рефлексия.
Здоровьесберегающие технологии
Для отслеживания результатов  образовательной деятельности  мною была проведена диагностика воспитанников группы на начало работы по выбранной теме и в ходе ее реализации.

Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону.
Для более успешной работы мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики.
Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной для детей.
На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки.
Я уверенна, мы добьемся своих целей!

Распространение опыта Ментальная арифметика СНФ.docx