Миссия педагога дополнительного образования в воспитании саморазвивающейся личности

Автор: Баринова Надежда Сергеевна

Миссия педагога дополнительного образования в воспитании саморазвивающейся личности

 

Ведущая роль  в процессе дополнительного образования отводится, в первую очередь, общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, отражаются и в работе системы дополнительного образования детей, которое по праву можно рассматривать как важнейшую составляющую современного образовательного пространства.

Я как воспитатель с опытом работы в этой сфере поддерживаю это суждение.

Что представляет собой дополнительное образование на современном этапе развития системы образования в России? Какова его роль и какое место занимает в современной модели образования?

Под «дополнительным» принято понимать мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование детей представляет собой особую подсистему общего образования, обеспечивающую развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

На современном этапе дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому, которая в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Обладая способностью быстро и точно реагировать на социальные и политические перемены дополнительное образование детей востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, поэтому его можно рассматривать как поле для расширения возможностей развития личности. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого – накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Уверенно об этом можно сказать потому, что основной принцип дополнительного образования – добровольность; кроме этого в системе дополнительного образования высокий уровень мотивации детей, пространство, поддержка и свобода для таланта и инициативы. Именно талантливая и инициативная молодежь сможет вывести страну на более высокий уровень.

Все выше сказанное позволяет сделать следующий вывод: миссия дополнительного образования детей на современном этапе развития национальной образовательной системы Российской Федерации заключается в том, чтобы вырастить и воспитать человека, который сможет выжить в постоянно меняющемся политическом и экономическом пространстве, сохранив высокую мораль и нравственность, и быть при этом достойным гражданином своего государства.

Анализ практики дополнительного образования детей показывает, что спектр целей и задач образовательного процесса предельно разнообразен. Более того, их определение не отличается устойчивостью и может меняться в процессе реализации программы. Каждый новый набор детей в группу (программу) вносит свои запросы, интересы, уровень способностей, а необязательность и право выбора задают особую непредсказуемость в организации занятий, в планировании деятельности и ее результатов. Однако, педагоги, так же как и учреждения в целом, стремятся к устойчивости образовательного процесса, к повышению его управляемости, что позволяет говорить о сложившихся сегодня типах образовательного процесса, имеющих свои специфические задачи, прогнозируемые результаты, способы организации, но сочетаемые в одном педагогическом процессе. Так, Т.В. Ильина выделяет пять таких типов, в каждый из которых объединяет несколько видов образовательных моделей. Ни один из типов образовательного процесса не существует в чистом виде, но можно выделить ведущий тип для педагога или учреждения. Наиболее распространенными являются следующие типы образовательного процесса: обучающий, воспитательный, общеразвивающий, досуговый, комплексный (интегрированный по педагогическим задачам). Подробная характеристика и оценка предложенной типологии не входит в задачи нашего исследования, поэтому назовем только варианты «цели – результата» по каждому из них.

Я считаю, что Воспитатель должен:

Уметь любить детей – это основа принципа гуманизма.

Уважать ребёнка. Видеть в каждом личность.

Верить в ребёнка. Залог успеха образовательного процесса, выражает оптимистическую линию гуманизма.

Понимать ребёнка. Необходимо уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.

Бережно относиться к духовному миру и природе личности. Каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, свой опыт, привычки, взгляды.

Беречь и развивать у детей чувство собственного достоинства. Без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.

Стать другом ребёнка как соучастника образовательного процесса, и поддержать, помочь в любую минуту, всегда и во всём.

Не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.Мотивировать целостное восприятие мира личности.

Задача Воспитателя – помочь детям жить в окружающем мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Воспитатель должен осознать и реализовать содержание образования в интересной для ребенка форме и применить адекватные методы. В этом смысле, «методика» Воспитателя – это всегда творческий процесс, и она эффективна в сочетании с искусством Воспитателя  быть организатором, оратором, актёром и просто человеком. Это уровень искусства, где Воспитатель – мастер взаимодействия.

С точки зрения педагогики, самый проблемный и важный период в жизни человека — детство. Воспитатели — это люди, профессионально принимающие на себя ответственность за развитие другого человека.

« Ведь каждый геолог, и каждый ботаник,

И даже ученый  средь множества книг,

Не мог появиться  без воспитания, 

И именно садик   на старте у них…»

Какие черты характера должны  быть присущи Воспитателю?   По- моему мнению, это:

инициативность и гибкость;

созидательность и креативность;

честность, смелость и личная целостность;

уверенность и уравновешенность;

настойчивость, упорство и самостоятельность;

стремление к постоянному самосовершенствованию;

энергичность, работоспособность и ответственность.

Миссия любого Педагога, близка по своему содержанию клятве Гиппократа. «Не навреди!» — произносят врачи, приступая впервые к своим обязанностям. И если работники здравоохранения отвечают за физическое здоровье пациентов, то Миссия Воспитателя и Учителя, куда более сложная: педагоги ответственны за здоровье НРАВСТВЕННОЕ и ДУХОВНОЕ. Поэтому в повседневной деятельности, исходя из своих возможностей, мы  стараемся принести максимум пользы для воспитанников.

Многие современные воспитательно-образовательные инициативы нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим должно идти духовно – нравственное воспитание. Если эта грань недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется, а это не безобидно в дальнейшем для ребенка и общества в целом. Наша задача помочь «облагородить» детскую душу, используя в качестве прививки народную педагогику, возродить истинные ценности. Христианская нравственность впитывается вместе со сказками, играми, православными праздниками.

Сегодняшнее состояние системы дошкольного воспитания характеризуется словами «взрыв, скачок». Рынок образовательных услуг предлагает огромное количество комплексных и парциальных программ, а также предъявляет особые требования и к педагогическому сообществу.

Какой он воспитатель детского сада 21 века? В чем его предназначение?

Детей невозможно разделить на расы, национальности и вероисповедания, потому что все дети похожи по своей сути. Их внутренний мир органически не принимает взрослой чванливости, ханжества, злости и лжи. В их сердечки вход таким вещам запрещен. Пока запрещен.

В современном мире невозможно воспитать ребенка в « стерильных», унифицированных условиях. Так или иначе, он получит и отрицательный опыт, но и от нас — то зависит: будет это «тяжелой болезнью» или «иммунной прививкой». С рождения ребенок восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться и духовные ценности – добродетели (доброта, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и любовь).

Общество может заботиться о качестве образования, распространяя тысячи методик и рекомендаций теоретиков, психологов, врачей, но в конечном итоге главная роль отводится тем, кто фактически участвует в педагогическом процессе и как они могут договориться.

Подражание сильнее страха, и тем ответственнее наша миссия перед детьми – самой не стать «кривым зеркалом» и не подтолкнуть их к ложным кумирам на стороне. Именно поэтому, так важно в век вседозволенности учить наших детей применять ограничения, культу роскоши противопоставить умеренность, грубости и хамству – терпение и мудрость, распущенности – скромность, агрессии и злу – силу духовную.

«И если мы, взрослые, будем жить и учить так, чтобы наша научность не портила нравственности, а нравственность — научности, то получится полный успех нашей жизни».  Я  считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Увлеченный педагог – это творец,  который получает удовольствие от своего дела и для которого высшая награда – горящие глаза его воспитанников, жаждущие продолжения.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, вполне можно нарисовать идеальный портрет современного  педагога:  это тот,  для которого учительство и наставничество  – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. 

«Чистый воздух»

Автор: Иванов Александр Анатольевич

 

МБОУ «Чернышевская СОШ им. С.М. Васильева»

Вилюйский улус (район) Республика Саха (Якутия)

РЕФЕРАТ

на тему

«День чистого воздуха»

Выполнил Иванов Александр 7 кл.

2018 г.

Содержание

  1. Введение

  2. Что такое воздух?

  3. Чистый, свежий воздух

  4. Новости из РИА «Новый День»

  5. Экология Якутии в цифрах

  6. День атмосферного воздуха в Республике Саха (Якутия) (День чистого воздуха)

  7. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту — повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Некоторые люди могут задерживать дыхание на три — четыре минуты. Хорошо тренированные люди могут задержать в своих легких воздух и не дышать, например, под водой пять — шесть минут. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает. Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое воздух?

 

Воздух окружает нас со всех сторон. Вообще любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Каждый раз, делая вдох, вы заполняете воздухом свои легкие. Несмотря на то, что вы не видите воздуха, не можете попробовать его на вкус или осязать, воздух отнюдь не является пустотой. Воздух представляет собой часть окружающей нас материи. Материя может быть твердой, жидкой или газообразной. Воздух почти всегда находится в газообразном состоянии. Однако воздух нельзя назвать газом, потому что в действительности он состоит из смеси определенных газов. Причем на два из них приходится 99 процентов от всего объема воздуха. В любом месте на Земле воздух состоит на 78 процентов из азота, а на 21 процент — из кислорода. Кроме того, в нем всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, выделяемого при дыхании живыми существами, в том числе и человеком. Остаток — менее одного процента — занимают редкие газы: аргон, гелий, криптон, ксенон и другие.

Огромный воздушный океан простирается на много километров вверх над поверхностью Земли. Поскольку воздух является материей, сила земного притяжения удерживает его возле поверхности, не давая раствориться в космическом пространстве. Таким образом, хотя мы и не ощущаем этого, у воздуха есть вес. Он проявляется в давлении, которое воздух оказывает на наше тело со всех сторон. То же самое произошло бы с вами, если бы вы очутились на морском дне, с той лишь разницей, что на вас давил бы не воздух, а вода. Если подняться над поверхностью Земли, например, взобраться на высокую гору или взлететь на самолете, то можно обнаружить, что по мере удаления от нее давление воздуха уменьшается. На высоте примерно в 13 км оно в 8 раз меньше, чем над уровнем моря. Ну а на высоте более 30 км оно практически отсутствует.

Без воздуха не может жить ни одно живое существо, потому, что все мы воздухом дышим. Воздушный океан разлит над всей Землей: вокруг нас, в почве, в воде, во всех пустотах, в твердых телах. Этот воздушный слой называется атмосферой. Толщина атмосферы составляет около 1000 километров, но наша жизнь происходит на самом дне этого воздушного океана. Эта часть атмосферы занимает всего 10-20 километров и называется она тропосферой. Именно в тропосфере летают самолеты, птицы и облака. Воздух в тропосфере чем выше, тем холоднее. На ее верхней границе так и вовсе мороз — минус 40 градусов.

Важнейшая составляющая атмосферного воздуха — кислород. Именно он поглощается в легких человека из вдыхаемого воздуха. Взамен выделяется углекислый газ (двуокись углерода). Другая очень важная часть — это озон. Хотя его содержание очень мало (одна часть на сто тысяч частей воздуха), он выполняет жизненно важную роль, являясь преградой губительному для жизни ультрафиолетовому излучению Солнца. Без озона жизнь на Земле была бы совершенно иной, чем она есть сейчас. В его отсутствие до поверхности Земли доходило бы гораздо более сильное ультрафиолетовое излучение. А последствия воздействия даже его малой части хорошо знают те, кто получал солнечные ожоги.

Воздух нельзя увидеть, но жить без него невозможно. Воздух, окружающий нашу планету, как голубая «рубашка». В такой «защитной одежде» наша Земля не перегревается от Солнца. А еще именно воздух спасает нашу планету от метеоритов. Падая на землю, метеориты встречают большое сопротивление воздуха, такое, что разогреваются до огня и сгорают. А вот если посмотреть на фотографии Марса или Луны, где нет воздуха, то мы увидим, что вся поверхность «разбомблена» метеоритами. Всюду воронки от их падения, именуемые кратерами. То же самое было бы и на Земле.

У поверхности Земли воздух густой, плотный, хотя мы это совсем не замечаем. А вот если мы подняться выше, то воздух становится менее плотным. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только на космическом корабле. Ведь там, где кончается воздушный океан, начинается безвоздушное пространство – космос.

Воздух выполняет важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы.

Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

В воздухе кислорода очень много. Но вот удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать доменные печи, заводы, так почему же его не становиться меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Это – настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород не пригодный для дыхания углекислый газ и воду с помощью солнечного света, и возвращают обратно в атмосферу. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

Чистый, свежий воздух

Количественный состав воздуха открыл французский ученый Антуан Лоран Лавуазье. По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, неживого газа, в пропорциях 1/5 и 4/5 объема соответственно. Ученый предложил «жизненный воздух» переименовать в «кислород», поскольку при сгорании в кислороде большинство веществ превращается в кислоты, а «удушливый воздух» – в «азот», т.к. он не поддерживает жизнь, вредит жизни.

Кроме естественных составляющих в воздухе всегда присутствуют в большей или меньшей степени всевозможные загрязняющие вещества, которые делают его засоренным, нечистым. В городах этих веществ больше (воздух грязнее), на удалении от городов их меньше (воздух чище, прозрачнее). Источником загрязняющих веществ являются выхлопные газы автомобилей, продукты сгорания угля, нефти, дров, вулканические выбросы, поднимаемая ветром пыль.

В настоящее время в мире наблюдается сильная нехватка чистого и свежего воздуха. В Шанхае и Пекине даже решили провести «день без машин» — акцию в честь поддержки чистоты воздуха. В этот день будут закрыты все дороги. Ожидается, что в акции будут участвовать еще около ста городов Китая, где жители буквально задыхаются от выхлопных газов.

Для того, чтобы почувствовать свежий воздух жители городов выезжают на дачи и в те места, где много растительности. Для здоровья чистый воздух является необычайно полезным. Больше всего полезен для здоровья воздух сосновых лесов. Сосны очищают воздух как минимум в десять раз лучше. А по хвое на сосне можно с легкостью определить насколько загрязнен воздух в округе. Именно из-за целебного воздуха в сосновых лесах очень часто строят дома отдыха, оздоровительные лагеря и санатории.

Если вы хотите иметь хороший воздух в квартирах, то необходима хорошая вентиляция. Но в основном квартиры вентилируются очень плохо. Через оконные щели в квартиру проникает воздух и смешивается с грязным внутренним воздухом, а затем опять уходит на улицу. Таким образом, происходит обмен воздуха. Чтобы человек хорошо себя чувствовал, в час необходимо примерно тридцать кубометров свежего воздуха. К сожалению, вентиляция в обычных квартирах не мог.

Самый лучший воздух – свежий морской воздух. В морском воздухе содержится большое содержание солей, ионов и озона.

Новости из РИА «Новый День»

Из статьи корреспондента Зои Березиной мы узнали что, «Количество жителей Земли, населяющих районы с опасными уровнями загрязнения воздуха, достигло 92%. По последним данным Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), около 3 млн человек умирают каждый год из-за загрязнения атмосферы. Почти 90% смертей, связанных с грязным воздухом, приходятся на страны с низким и средним уровнем доходов, а наихудшая ситуация – в Юго-Восточной Азии и на западе Тихоокеанского региона. Причем, отмечается в докладе ВОЗ, в 94% случаев смерть вызывают не инфекционные заболевания, а сердечно-сосудистые болезни, инсульты, хроническая обструктивная болезнь легких и рак легких. Опаснее всего загрязненная атмосфера для детей, женщин и стариков.

ВОЗ собирала информацию о загрязнении атмосферы с помощью спутниковых снимков и проб воздуха, которые были взяты в более чем 3 тыс. районах по всему миру. Обработав данные эксперты ВОЗ составили интерактивную карту загрязнения воздуха Земли. На карте указано наличие в воздухе мельчайших твердых частиц (ТЧ2,5 или менее) в каждой стране и количество твердых частиц диаметром 10 или менее микронов. По каждой стране приведены подробные данные по заболеваниям, связанным с загрязнением воздуха.

Как отмечают эксперты, основными источниками загрязнения атмосферы сегодня являются неэффективные виды транспорта, бытовое топливо, сжигание отходов, работающие на угле электростанции и промышленная деятельность. Также имеют значение пыльные бури, особенно в близких к пустыням районах.

Отметим, что на карте загрязнения атмосферы большая часть России окрашена в зеленый цвет. Это означает, что воздух на севере и востоке страны – чистый. Правда, есть и несколько желтых пятен, в том числе в районе Норильска.

В центре и на юге России обстановка заметно хуже: здесь цвет карты преимущественно желтый и оранжевый. Это означает загрязнение атмосферы на уровне 16-35 микрограммов на кубический метр.

Ранее ВОЗ сообщала, что более 80% людей, проживающих в городских районах дышат загрязненным воздухом, в котором содержание вредных веществ превышает предельные значения.

Напомним, в конце февраля прошлого года Росстат опубликовал данные о российских городах с наиболее плохой экологией. В первую тройку вошли Чита, Улан-Удэ и Магнитогорск. Так, в Чите уровень бензапирена (вещество из семейства полициклических углеводородов, способное вызвать онкологические заболевания) превышен в 34 раза, в столице Бурятии – в 24 раза, а в Магнитогорске – 23 раза.

На четвертой строке антирейтинга оказался город Белоярский (ХМАО-Югра), где допустимое содержание формальдегида превышено в 22 раза. За ним следуют Пермь и Уфа. В этих региональных столицах зафиксировано превышение по уровню содержания этилбензола в 15 раз.

В списке и три уральских города – Екатеринбург, Челябинск и Нижний Тагил – они оказались на 10, 8 и 7 местах соответственно с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в 11-13 раз. При этом в Екатеринбурге основным загрязняющим веществом стал этилбензол, который при длительной воздействии приводит к хроническим заболеваниям крови и печени.

На девятом месте находится Красноярск. В этом городе в 13 раз превышен допустимый уровень содержания хлорида водорода. Высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха были отмечены в Архангельске, Светлогорске (Ленинградская область) и Ульяновске, а также в поселке Никель (Мурманская область).

Добавим, что в марте 2015-го активисты из Красноярска разместили в интернете петицию с просьбой к звезде Голливуда Леонардо Ди Каприо, князю Монако и генсеку ООН с просьбой защитить их город от экологической катастрофы, связанной с сильным загрязнением воздуха». В этом ужасном списке нет пока нашей Республики….

Экология Якутии в цифрах

В настоящее время на Государственной сети мониторинга окружающей среды территории республики, базовую основу которой составляют наблюдательные сети ФГУ «ЯУГМС», проводятся следующие основные виды наблюдений:

  1. за загрязнением воздуха в городах и промышленных центрах;

  2. за загрязнением поверхностных вод;

  3. за радиоактивным загрязнением окружающей среды;

Почти 200 млн тонн отходов, 92 млн.тонн неочищенных или недостаточно очищенных стоков, 182 тыс.тонн выбросов вредных веществ в атмосферу «производится» ежегодно в республике или более 200 тонн отходов, 92 тонны стоков на одного жителя Якутии.

30 % территории Якутии охвачено сетью экологического мониторинга 2.18 млрд.рублей — объём программы по мероприятиям охраны окружающей среды в РС (Я) в 2009—2011 годах (1.736 млн.рублей за счет федерального бюджета и 328 млн.рублей за счет бюджета РС (Я), 64.7 млн.руб за счет внебюджетных источников)

В течение 2007 года было 25 случаев высокого загрязнения окружающей среды (15 воздуха и 10 воды) и 5 случаев экстремально высокого загрязнения воды. К 2011 году количество загрязнений предполагается снизить до 20 случае высокого (10 воздуха и 10 воды) загрязнения и до 2 случае экстремального загрязнения воды. Крупнейшие компании планировали в период с 2007—2011 год на защиту окружающей среды потратить 1 302 млн.рублей.

Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах на территории Республики Саха (Якутия) проводится на регулярных государственных сетях наблюдений ФГУ «Якутское УГМС», которые включают 8 стационарных постов в 5 населенных пунктах РС (Я). В 2008 году было выполнено 43,6 тыс. наблюдений. Из анализа полученной информации следует, что в целом уровень загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) остается высоким. В городах Мирный и Нерюнгри степень загрязнения атмосферы оценивается как очень высокая, в Якутске— высокая, в поселке Усть-Нера— повышенная и только в поселке Серебряный Бор— низкая. Качество воздуха определяют высокие концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, бенз(а)пирена, а также специфических примесей: формальдегида, фенола и сероводорода.

День атмосферного воздуха в Республике Саха (Якутия)

(День чистого воздуха)

10 марта 2017 года состоялась очередная сессия Улусного Совета депутатов МР «Верхневилюйский улус (район)». В ходе сессии депутаты, рассмотрев заявление трех организаций — Общественного экологического совета, Верхневилюйской инспекции охраны природы и улусного Управления образования — учредили улусный «День атмосферного воздуха», который будет отмечаться в улусе ежегодно 22 мая. Именно дата 22 мая в народе Саха ассоциируется с пробуждением природы, чистотой воздуха и окружающего мира, первозданной красотой Матери природы.

«День атмосферного воздуха» призван привлечь внимание природопользователей, общественности, подрастающего поколения к проблеме загрязнения атмосферного воздуха, которая в данное время стоит очень остро не только в региональном, но и в мировом масштабе. В этот день совместно с Управлением образования будут проводиться экологические акции, мероприятия в образовательных учреждениях, наслегах. Также запланированы работы с предприятиями и организациями по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии 11 декабря 2017 г. рассмотрели вопрос об учреждении Дня атмосферного воздуха в Республике Саха (Якутия). В заседании приняли участие 1 заместитель Министра охраны природы РС (Я) Семен Яковлев, руководитель юридического отдела Михаил Николаев, главный специалист управления государственного экологического надзора Марианна Петрова и инициатор учреждения Дня атмосферного воздуха в Верхневилюйском улусе Василий Титов, руководитель Верхневилюйской инспекции охраны природы.

В ходе заседания с докладом выступил руководитель Верхневилюйской инспекции охраны природы Василий Титов. В своем выступлении Василий Васильевич предложил поддержать инициативы Верхневилюйской инспекции охраны природы и Общественного экологического совета депутатов Улусного (районного) Совета депутатов МР “Верхневилюйский улус (район)” об учреждении в Год экологии 22 мая как День атмосферного воздуха в Верхневилюйском улусе.

Василий Васильевич отметил, что в экологическом календаре имеются День воды, День земли, а день, призывающий привлечь внимание к проблеме загрязнения атмосферного воздуха отсутствует; что атмосферный воздух, так же как и вода и земля, является одним из важнейших компонентов природной среды, состояние которого напрямую влияет на состояние всей окружающей среды, и охрана атмосферного воздуха является одной из приоритетных направлений в природоохранной деятельности любого государства.

Если 22 марта отмечается как День Воды, 22 апреля — как День Земли, логично отмечать 22 мая как День Воздуха, ведь именно дата 22 мая в народе Саха ассоциируется с пробуждением природы, чистотой воздуха и окружающего мира, первозданной красотой Матери природы. День атмосферного воздуха призван привлечь внимание природопользователей, общественности, подрастающего поколения к вопросу охраны атмосферного воздуха, который в данное время стоит очень остро не только в региональном, но и в общегосударственном и мировом масштабе,” — заявил Василий Титов.

Депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) подчеркнули актуальность вопроса охраны атмосферного воздуха от негативного воздействия и необходимость принятия дополнительных рычагов воздействия, направленных на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рассказали о мерах по популяризации охраны окружающей среды в целом,и поддержали инициативу об учреждении Дня атмосферного воздуха.

В ходе дискуссии депутат Иван Шамаев выступил с предложением рассмотреть вопрос об изменении названия «Дня атмосферного воздуха» на «День чистого воздуха». Также поступили предложения от других депутатов об изменении даты с 22 мая на другой день, так как 22 мая в календаре совпадает с праздником православного календаря, отмечаемым всенародно как «Николин День». Но вопрос учреждения в республике Дня атмосферного воздуха депутаты всецело поддержали. Председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев высказался о поддержке и о необходимости разработки аргументированного обоснования учреждения Дня атмосферного воздуха для обращения к Главе Республики Егору Борисову. В конце заседания депутаты приняли решение предложить Главе Республики Саха (Якутия) учредить 22 мая День атмосферного воздуха в Республике Саха (Якутия), сообщается на сайте Минприроды Якутии.

Заключение

Воздух – это основа нашей жизни. Поэтому свежий, чистый воздух просто необходим человеку, чтобы качество жизни было самым высоким! Мне бы очень хотелось, чтобы чиновники нашей Республики Саха (Якутия) приняли решение и установили 22 мая Днем чистого воздуха.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.

 

 

 

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Автор: Аникина Елена Викторовна

 

  Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

 

                                               Перед человеком к разуму три пути:
                                               Путь размышления — самый благородный; 
                                               Путь подражания — самый лёгкий;
                                               Путь личного опыта — самый тяжёлый путь.

                                                                                                    Конфуций

                                

                                                                        

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

   Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

   Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

— ухудшение состояния здоровья детей

— существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

— дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести   целенаправленную, последовательную педагогическую работу.

Учитывая актуальность проблемы, я использую проектную деятельность, на основе которой была создана система моей работы. Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Цель моей работы:

 Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

 

 

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

      -Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников пред­ставлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие сво­бодной творческой личности ребенка, которое определяется задачами раз­вития и задачами исследовательской деятельности детей.

 Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что ме­тод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодей­ствии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак­тическая деятельность по достижению поставленной цели.

       Важнейшим направлением рабо­ты педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза­имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой». Проект дает возможность решать множество педагогических задач: по­казать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, прово­дить исследование (выдвигать пред­положения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает со­четание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способно­сти и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.
Метод проектов — одно из инновационных направлений в современ­ной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее вни­мание.

         Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает.

 Все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения.  Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.         

Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь решить выше обозначенные задачи.

Метод проекта я начала использовать в работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста. В 2017-2018 г. была разработана и организована проектная деятельность по темам: «Генеалогическое древо», «Спасем деревья», «Рождественская ярмарка», «Огород на подоконнике», «Добрые сердца». В подготовительной к школе группе мы продолжили проектную деятельность. В сентябре-октябре 2018г. был реализован проект «Что такое осень?», в ноябре планируется проект «Молочная страна». В ходе реализации проектов особое внимание уделяется развитию речи. Для этого были подобраны на изучаемую тему дидактические и настольные игры.

Используются разные формы и методы работы над проектами: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровая ситуация, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа, консультации, оформление папок-передвижек, родительские собрания.

 Таким образом в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта.  Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Дошкольная педагогика .Н.И.Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г. 

2. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».

-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

 

-«Проектная деятельность как средство речевого развития старших дошкольников».

 

3.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.

 

Презентация для воспитателей на тему «Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет «

Автор: Марышева Юлия Николаевна

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

конспект урока

Автор: Козусева Надежда Степановна

пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

От Козусевой Надежды Степановны учителя начальных классов   I квалификационной категории

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»

с. Мельница, Нижнеудинский район
Урок литературного чтения 2 класс
По теме: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Это Конспект урока, разработанный в соответствии с ФГОС. Использовать урок можно, работая по УМК «Школа России».

Тип урока: урок рефлексии.

Цели урока:  обобщить знания учащихся по разделу;  уметь связно излагать свои мысли; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.

Задачи: развивать речь, память, мышление.

Формирование  УУД:  Личностные  выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверст­никами; формировать уважительное отношения к иному мне­нию.

Метапредметные — участвовать в диалоге;  слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; оценивать своё задание и задание других.

 Предметные — оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя, понимать прочитанное;    находить необходимую информацию в художественных и научно-популярных книгах;  отвечать на вопросы, самим задавать;  соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации животных, листы формата  А4  с напечатанным текстом, выставка книг, оценочные листы.

Используемая литература:

  1. Кутявина С. В. Поурочные разработки по лит. Чтению: 2 кл.- М.: ВАКО, 2012.
  1. Литературное чтение. 2 кл. Рабочая программа и технологические карты. –В.: УЧИТЕЛЬ, 2014.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999
  3. www.babyshcool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html.
  4. WWW.shkolaabv.ru  Мультимедийные уроки Елены Берюховой

 

 

 

Доклад «Детское экспериментирование в ДОУ»

Автор: Юзенко Ирина Михайловна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Это обучение направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном процессе. Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОУ — метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление) ; обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор и знания детей о неживой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности

Роль развития опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

 Как я это делаю?

 Почему я это делаю именно так, а не иначе?

 Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет).

2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один — опытный, другой — контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие — нет).

3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Косолапова Н. Г. ,Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов, Иркутск, Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2008.

2. Марудова Е. В., Ознакомление дошкольников с окружающим миромЭкспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, Методические рекомендации, по ред. Л. Н. Прохорова, 3-изд., испр. ,Москва, АРКТИ, 2005.

 

 

русская философия

Автор: Маяцкая Ольга Борисовна

Философская мысль в Московском государстве (XIV–XVII вв.). Учение псковского монаха Филофея «Москва третий Рим». Нестяжатели и стяжатели.

 

Начало приобщения Руси к ценностям христианского мира. Проникновение философских идей и отдельных произведений античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный. Культурно-историческая ось: Древняя Греция – Рим – Византия – Киевская Русь. Исихазм. Борьба нестяжателей и иосифлян. Социально-политический, экономический и духовный аспекты полемики нестяжателей и осифлян. «Созерцательная» и «деятельная» антропологические модели как выражение борьбы за чистоту христианского идеала. Нил Сорский и нестяжательство. Логико-психологическая теория Нила Сорского. Развитие идеологии нестяжательства в сочинениях Вассиана Патрикеева, Артемия Троицкого и Максима Грека.

 

На ХIII–ХVI вв. приходится период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси).

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

1)    сохранение русской духовности;

2)    христианство;

3)    борьба за освобождение;

4)    устройство государства;

5)    познание.

Философские направления Московского государства.

Историософское направление. Историософия – концепция философии истории. Это целостное постижение форм, раскрытие в них универсального закона или метаисторического смысла. Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит «божественное провидение». «Старый Рим» как центр христианского учения пал в 476 г. «Новый Рим» (Константинополь – Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453 г. После захвата турками Царьграда в российском обществе постепенно формируется концепция о перемещении политического и духовного центра восточно-христианских стран и народов в Москву, что привело к утверждению в ХVI в. доктрины «Москва – Третий Рим». «Третьему Риму – Москве» как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно, а четвёртому Риму не бывать.

Учение псковского монаха Филофея «Москва – третий Рим».

Принято считать, что сама концепция была сформулирована старцем Филофеем около 1520–1530 гг. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.

Учение «Москва Третий Рим», по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. Учение «Москва – Третий Рим» носило не столько гегемонистский характер, сколько было ответом на притязания папского престола, германских императоров, влиятельных правителей крупнейших государств Европы, пытавшихся доказать свое политическое первенство. Концепция Филофея способствовала:

— подъему национального самосознания,

— укреплению политического единства,

— утверждению равноправия России среди европейских государств.

Филофей считается также автором ряда посланий: к великому князю Василию III, Ивану Грозному, псковскому наместнику Мунехину и др. адресатам. О себе монах в духе средневекового смирения говорит: «Я человек сельский и невежа в премудрости», который «ни во Афинах родился, ни у мудрых философов учился».

Однако в своем «Послании на звездочетцев» вступает в обсуждение серьезных философско-исторических вопросов и здесь же излагает свою концепцию о Москве как «Третьем Риме».

В Послании, адресованном Мунехину, Филофей полемизирует с Николаем Булевым, приехавшим из Германии придворным врачом, астрологом и пропагандистом латинской веры. В ответ на «речи Николаевы Латынина», старец критикует астрологические предсказания о мировой катастрофе, широко распространенные в Европе, с антикатолических позиций обсуждает вопросы о божественном промысле, природе Христа, обряде причастия и пр. Филофей отвергает притязания латинян на незыблемость вселенской власти Рима, перешедшей от языческих императоров к католическому первосвященнику.

В Послании к великому князю Василию Ивановичу Филофей возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются «великий Константин… Блаженый святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие… их же корень до тебе». Много внимания Филофей уделял теме о божественном происхождении царской власти. Царь «поставлен от Бога» и «сердце царево в руке Божией, он слуга есть Божий». Ему поручено в силу божественного промысла «осуществлять наказание всем людям, делающим неправду». Он – Боговенчанный христианский царь, браздодержатель. На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое «царствие со страхом Божиим», к чему обязывает князя «скипетр в руке» и «венец на голове», и быть властелином над своими подвластными, ибо «который царь не властвует над подвластными», тот «не избегнет суровой Божьей кары».

Религиозное направление философии.

Нестяжатели и стяжатели. В конце 15 в. возник знаменитый спор между иосифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сорским и Василием Патрикеевым.

·    нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры.

·    иосифляне выступали за сильную и богатую церковь, способную выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. В этом споре победили иосифляне.

С 1448 г. не константинопольские патриархи, а московские князья сами назначают русских митрополитов. И духовенство раскалывается на противоборствующие группировки: одна из них принимает сторону московской централизации это иосифляне, «богомольцы царей московских», другая ратует за духовное обновление церкви при сохранении ее прежнего статуса это исихасты, нестяжатели.

Исихазм (от греческого – покой, безмолвие) понимается в широком смысле как аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации, разработанное раннехристианскими отшельниками IVVII вв. (Макарий Египетский, Иоанн Лествичник и пр.), а также идеал индивидуального отшельничества и «политический исихазм» как социальная и культурная программа. Практика исихазма тесно связана с деятельностью преподобного Сергия Радонежского и его учеников-молчальников. Вместе с христианством в Россию пришло монашество, послужившее появлению высокодуховных личностей, ставших святыми в православии. Именно к Сергию Радонежскому, читаем в летописях, направлялся Дмитрий Донской за советом и духовной помощью перед Куликовским боем, в житии преподобного Сергия Радонежского имеются сведения о его переписке с патриархом Константинопольским Филофеем, который благотворил монашескому возрождению.

XIV в. можно отметить, как второе после крещения, византийское влияние на Русь, которое выразилось в широком распространении переведенных с греческого языка книг духовного содержания. «Основное влияние византийского возрождения на Русь происходило через Церковь. Византия, приняв из крещальной купели в свои духовные объятия Русь, в последние годы своего бытия передала ей и опыт своей молитвенной жизни»[1]. Святые отцы свидетельствуют и показывают, как истины веры оживотворяют и преображают человеческий дух, как возрождается и обновляется в опыте веры человеческая мысль. Они раскрывают истины веры в целостное и творческое христианское мировоззрение. Отеческие творения того времени являются источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости, школой христианской мысли, христианского любомудрия[2].

Пример высокой жизни преподобных отцов и пустынножителей – их устные наставления выражали высокую степень духовности, чистоту души, благопросвещенный ум. Вместе с христианством из Византии пришли его учения о смирении, покаянии, молитве, самосовершенствовании, благодатном состоянии души и чистоты сердца – составившие нравственно-духовную основу православия. В святоотеческих творениях, пришедших из Византии, было изложено со всей полнотой и основательностью учение Православной Церкви.

Отметим труды трёх святителей, которые пришли на Русь с православием во всей своей чистоте, высокой нравственной строгости и духовном совершенстве это учения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Большое нравственное, этическое значение имели творения Василия Великого, переведенные на русский язык: «Добротолюбие», «Беседа на Шестоднев», «Нравственные правила».

Приняв из Византии христианство, русская духовная культура наследовала примеры жития святителей. Много имен святых занесено в духовную летопись русской земли. «Образы жизни святых различны, но во всех сияет одна и та же правда Христова, одно начало любви, в которой заключены вся радость и свет жизни, вернее, Сама Жизнь, так как начальник жизни, Бог, Сам есть Любовь. Только исполненные этой Божественной Любовью святые люди могут быть настоящими учителями жизни. Другие великие люди, великие в некоторых своих произведениях, редко велики по самой своей жизни и даже бывают очень часто неудачниками в жизни, и не у них нам учиться жить… Святые вносят в жизнь свет и радость не только своими отдельными делами и произведениями, а самою своею личностью»[3].

Русская православная культура сохранила в себе традиции духовного просветительства древней Руси, раскрывшиеся в Житие Святых. «Пожалуй, нигде в мире, святость не вошла так глубоко в самую душу народа, как в России. Не потому, конечно, что повсеместно старались подражать трудам и подвигам святых мужей – скорее наоборот, их подвижничество было по своей сути прямым отрицанием мира, уходом от него. Но в глазах простых людей на протяжении многих веков именно подвиг святости оправдывал и уравновешивал их обыденное, чаще всего греховное и низменное существование и тем самым служил защитой от бед и напастей нынешнего дня и тем тихим негасимым светом, который давал опору и надежду в будущей жизни»[4].

В Житии Святых отражено вселенское в отечественном и одновременно национальное воплощение вселенского в конкретной истории России. Корни, истоки Святой Руси – это особый, неповторимый феномен. Жития Святых – архетип духовной жизни, ставший идеалом для всех следующих поколений. Термины «святой», «святость» восходят к Библии, где они указывают на тесную связь земного человеческого с верховной Тайной божественности. Человек, именуемый «святым», посвящен Богу, несет на себе печать иного мира. В православии святые – это не просто «добрые», «справедливые», «благочестивые» люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Им во всей полноте присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху. И в то же время они возвышаются над ней, указывают путь в будущее. В древнерусской святости формировался особый русский религиозный тип, усилив евангельский элемент – действенную любовь, служение людям, милосердие. Это был христианский идеал, гармонически сочетавший в себе служение обществу с духовным самоуглублением. Носителями, воплотителями этой жизни, этого жизненного предания были Святые отцы, открывавшие в своих писаниях и преданиях много полезного. Началом жизни каждого христианина признается не себялюбие, а «любовь истины» (Притчи Соломона 2:10). Верный этому закону человек в своих отношениях к Богу, миру и к людям руководствуется не себялюбивой жаждой бытия (борьба за существование), а желанием найти правду, как высший закон, которому он и приносит в жертву свое бытие. Истинное бытие – результат нравственного добра, воплощенного в Боге, блаженство же человека отождествляется со святостью.

Особенностью становления философской культуры России этого периода является культ святости, пришедшей из Византии. «Русский аскетизм восходит не к отвержению мира, не к презрению тому яркому видению небесной правды и красоты, которое своим сиянием делает неотразимо ясной неправду, царящую в мире. В основе аскетизма лежит не негативный, а положительный момент: он есть средство и путь к преображению и освящению мира»[5]. Почитание святых определило появление понятия «Святая Русь», а результатом историософской концепции, утверждавшей особую миссию русского народа, явилось создание в XVI в. образа Святой Руси. Византия как государство пала, то культура Византии приобрела для себя Россию и сыграла значительную роль в становлении русской духовной культуры.

Воздействие исихазма испытали на себе и знаменитые московские иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев.

Нестяжатели категорически отрицали возможность умерщвления еретиков, ссылаясь на то, что «Бог хочет не смерти грешника, но его раскаяния» и потому долг Церкви увещевать заблуждающихся. По мнению нестяжателей, тех, кто упорствует в ереси, следовало изолировать и даже высылать за границу, но нельзя насиловать совесть человеческую угрозой смерти. Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа Волоцкого иосифляне они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси вплоть до применения западноевропейского опыта аутодафе сожжения на костре. Но не только проблема борьбы с еретиками разделила иосифлян и нестяжателей.

По-разному относились они и к судьбе имущества церкви. Дело в том, что у Василия III не хватало земель для раздачи за службу многочисленным дворянам, и великий князь сильно нуждался в средствах. Зная это, нестяжатели предложили князю взять все имущество церкви в казну, оплатить таким образом службу дворян и укрепить границы Руси. Причем взамен они потребовали права свободно высказывать свое мнение в соответствии с собственной совестью. Иосифляне, со своей стороны, готовы были поддерживать великого князя Василия III, но лишь при условии, что он оставит церкви все ее имущество: богатое убранство храмов, прекрасные библиотеки, цветущие хозяйства монастырей.

Нестяжатели полагали, что монахи должны кормить себя только собственным трудом, и выступали против монастырских имений, которые в то время составляли немалую часть всех государственных территорий. По мнению нестяжателей, владение имуществом разлагало монашество, отвлекало иноков от духовного подвига.

Исторически победу в этом споре одержали иосифляне, поддержанные государственной властью. Преподобные Нил и Иосиф действительно по-разному представляли себе, как должно быть устроено монашество. Но между ними не было непримиримого противоречия.


[1] Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара, 1998. С. 207.

[2] Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931. С. 5.

[3] Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадский. Париж, 1990. М., 1998. С. 364–365.

[4] Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М., 2000. С. 5–6.

[5] Зеньковский В. История русской философии. М., 2011. С. 37.